Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа
физическая, психологическая, специальная готовность к обучению в школе
Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия для практики морального поведения. Говорить о социальной (в том числе и нравственно-волевой) готовности к школе допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены ребенком в новые условия.
Так же подготовка ребенка к школе должна осуществляться и через преемственность таких двух институтов воспитания как семья и дошкольное учреждение. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат. Но диагностику готовности должны проводить специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно обоснованным и проверенным методикам. Если же этим ответственным делом занимается дилетант – человек, не имеющий нужной квалификации и подготовки, то можно причинить ребенку вред, недооценив уровень его развития.
Важная задача родителей – прежде всего позаботиться об укреплении здоровья ребенка перед поступлением в школу. Полезно прислушаться к советам врача, психолога, педагогов.
Необходимо также обратить внимание на развитие и укреплении у будущего ученика кисти руки, подготовки ее к письму. Этому помогут занятия рисованием, вязанием, висы на гимнастической стенке и др.
О подготовке ребенка к
Анализируя литературу по данной теме, мы убедились в значимости преемственности между дошкольным учреждением и школой, семьёй при подготовке к школьному обучению.
ГЛАВА 2 Выявление уровня готовности обучения детей к школе
2.1 Организация экспериментального исследования
Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к школьному обучению в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка.
В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая (личностная), физическая подготовка.
Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи – формирования личности ребенка. Нередки случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а общей.
Ученые выделяют следующие показатели психологической готовности ребенка к школьному обучению: достаточно высокий уровень развития мотивационной, произвольной, социально-психологической и интеллектуальной сфер ребенка.
Целью данного исследования являлось изучение уровня готовности старших дошкольников к обучению в школе. Данная деятельность осуществлялась на базе ГУО «Ясли-сада №1 г. Ветки» Гомельской обл. В экспериментальном исследовании приняло участие 18 дошкольников 5-6 лет группы «Фантазеры» (Приложение А)
Для диагностики психологической и личностной готовности детей к школе мы изменили рекомендации немецкого психолога Г. Клауса для создания методики, позволяющей выявить степень сформированности параметров учебной деятельности старших дошкольников [3, 3].
В качестве параметров учебной деятельности выступают:
Вся деятельность оценивается по следующей шкале баллов:
Инструкция: оценка параметров проводится индивидуально на каждого ребенка. Для объективности оценка может проводится психологом и педагогом, родителями ребенка. Затем результаты сравниваются.
Шкала дифференциации:
I уровень - низкий (0-0,5 балла)
II уровень - средне-низкий (0,6-1 балл);
III уровень – средний (1,1- 1,5 балла);
IV уровень – средне-высокий (1.6-2 балла);
V уровень- высокий – (2,1 – 2,5 балла);
VI уровень – очень высокий (2,6- 3 балла).
Одной из предпосылок развития учебной деятельности являются: принятие задачи, способность удерживать цель деятельности, самостоятельная ее постановка, способность контролировать свои действия, сличать полученный результат с образцом, оценивать результат, свои усилия и возможности и других.
Выбираем несколько
Методика 1 – «Узоры» - выявляет способность к зрительному анализу, удерживать зрительный образ; способность организовывать внимание, удерживать поставленную цель, критически оценивать полученный результат.
Оценка выполнения задания (оценивается исполнение каждого узора, исключая тренировочный);
4 балла – узор срисован
и продолжен правильно,
3 балла – узор срисован
и продолжен с соблюдением
заданной закономерности и
2 балла – при срисовывании
допускаются искажения узора,
которые повторяются и при
самостоятельном его
1 балл – выполненный рисунок отдаленно на образец: ребенок отразил в нем лишь две особенности – чередование цвета и наличие угольчатых линий. Все остальные элементы конфигурации узора пропущены.
Методика 2 – «Графический диктант» - позволяет решить те задачи, что и методика «Узоры», с той разницей, что дети рисуют узор под диктовку педагога, без опоры на образец.
Оценка выполнения задания (оценивается каждый узор, исключая тренировочный);
4 балла – узоры выполнены
в соответствии с заданием, ошибок
нет. Линии четкие, ровные. В процессе
рисования не возникали
3 балла – узоры выполнены
в основном правильно,
2 балла – узоры частично
соответствуют заданию,
1 балл – узор не
соответствует правилам
Методика 3 - «Четыре правила» - выявляет умения запоминать инструкцию, планировать свои действия согласно правилам, осуществлять самоконтроль.
Оценка выполнения задания:
4 балла - ребенок понимает задание полностью, работает сосредоточенно, не отвлекаясь, делает все в основном точно; если допускает отдельные ошибки, то замечает их и самостоятельно исправляет; не спешит сдать работу сразу же после сигнала об окончании, а еще раз повторяет написанное, вносит поправки, делает все, чтобы задание было выполнено правильно и аккуратно.
3 балла – ребенок понимает задание, допускает небольшие ошибки, но не замечает и не устраняет их; не исправляет ошибки в отведенное для этого время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного; качество оформления работы для него не так важно, хотя он стремится к хорошему результату; пытается исправить ошибки, сравнив свой результат с образцом.
2 балла - ребенок понимает задание частично, выполняя задание, требует от педагога помощи, все правила запомнить не может, в процессе работы допускает многочисленные ошибки, импровизирует рисунок, не стремится что-то исправить, сравнив с образцом.
1 балл – ребенок с
трудом понимает задание, не
запоминает правила;
Методика 4 - «Шифровка»- помогает определить, насколько ребенок способен выполнять инструкцию, уровень саморегуляции, обучаемости.
Оценка выполнения задания:
4 балла – ребенок без ошибок заполняет от 30 до 50 знаков. Работает сосредоточенно, фигурки заполняет, не обращаясь к образцу, на основе кратковременной зрительной памяти;
3 балла – ребенок без ошибок заполняет от 24 до 29 знаков. Работает сосредоточенно, фигурки заполняет с остановками, обращаясь к образцу;
2 балла – ребенок
без ошибок заполняет от 18
до 23 знаков. Сосредоточен, но часто
делает паузы, обращаясь к
1 балл – ребенок заполняет менее 23 знаков. Допускает ошибки, делает длительные паузы, часто обращается к образцу, движения импульсивны или замедленны.
Методика 5 - «Кодирование цифровых символов Векслера»- помогает выявить способность к научению новому, к саморегуляции, работоспособности.
Оценка выполнения задания (7 первых квадратиков в образце в оценку не входят):
Максимальный балл – 93 символа.
4 балла – правильно заполненных символов от 84 до 93;
3 балла - правильно заполненных символов от 73 до 83;
2 балла – правильно заполненных символов от 65 до 72;
1 балл – правильно заполненных символов от 55 до 64.
Методика 6 – Пьерона-Рузера - помогает определить те же параметры: обучаемость, способность к саморегуляции, выполнять правила заданий.
Оценка выполнения задания:
4 балла – задание
выполнено быстро и
3 балла – хорошее качество выполнения, ошибок нет, количество заполненных фигур – от 75 до 89;
2 балла – ребенок
заполняет фигуры в
1 балл – количество
заполненных фигур не менее
50. В отдельных случаях ребенку
нужно несколько раз повторить
задание, прежде чем он
Оценка результатов
I уровень – очень низкий (8- 10 баллов);
II уровень –низкий (11-13 баллов);
III уровень – средне-низкий (14-15 баллов);
IV уровень –средний (16-18 баллов);
V уровень – средне-высокий (19-21 баллов);
VI уровень – высокий (22-24 балла);