Подготовка детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

физическая, психологическая, специальная готовность к обучению в школе

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по подготовке к школе.docx

— 239.82 Кб (Скачать)

Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия для  практики морального поведения. Говорить о социальной (в том числе и  нравственно-волевой) готовности к  школе допустимо только тогда, когда  необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены  ребенком в новые условия.

Так же подготовка ребенка  к школе должна осуществляться и  через преемственность таких  двух институтов воспитания как семья  и дошкольное учреждение. Только совместными  усилиями можно получить желаемый результат. Но диагностику готовности должны проводить  специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно обоснованным и проверенным методикам. Если же этим ответственным делом занимается дилетант – человек, не имеющий нужной квалификации и подготовки, то можно  причинить ребенку вред, недооценив уровень его развития.

Важная задача родителей  – прежде всего позаботиться об укреплении здоровья ребенка перед  поступлением в школу. Полезно прислушаться к советам врача, психолога, педагогов.

Необходимо также обратить внимание на развитие и укреплении  у будущего ученика кисти руки, подготовки ее к письму. Этому помогут  занятия рисованием, вязанием, висы на гимнастической стенке и др.

           О подготовке ребенка к школьному  обучению родители должны позаботиться  заранее, хотя бы за год до  этого. Прежде всего, необходимо  заранее провести медицинское  обследование сына (дочери) и прислушаться  к рекомендациям врачей. Если  они предложат не поступать  в школу еще год, чтобы ребенок  подрос, окреп или прошел определенный  курс лечения, то надо сделать  все необходимое для укрепления  его здоровья. Если же нет возражений  по поводу поступления ребенка  в школу, но у него имеются  нарушения зрения, слуха, осанки, произношения и т.д., то необходимо обратиться к врачам-специалистам по  поводу лечения и исправления этих нарушений. Следует также позаботиться о доброкачественном, богатом витаминами ребенка, хорошей закалке его организма (водные процедуры, общие физические упражнения, ежедневные игры и прогулки на свежем  воздухе и др.). Все это развивает у детей ловкость, формирует координацию движений, укрепляет мышцы рук, спины, помогает свободно и уверенно чувствовать себя среди сверстников.

Анализируя  литературу по данной теме, мы убедились в значимости преемственности между дошкольным учреждением и школой,  семьёй при подготовке к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Выявление уровня готовности обучения  детей к школе

2.1 Организация экспериментального исследования

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к школьному обучению в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная  подготовка.

В содержание понятия общая  подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая (личностная), физическая подготовка.

Недооценка необходимости  общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению  главной задачи – формирования личности ребенка. Нередки случаи, когда при  хорошей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а общей.

Ученые выделяют  следующие  показатели психологической готовности ребенка к школьному обучению: достаточно высокий уровень  развития мотивационной, произвольной, социально-психологической  и интеллектуальной сфер ребенка.

Целью данного исследования являлось изучение уровня готовности старших дошкольников к обучению в школе. Данная деятельность  осуществлялась на базе  ГУО «Ясли-сада №1 г. Ветки» Гомельской обл. В экспериментальном исследовании приняло участие 18 дошкольников 5-6 лет группы «Фантазеры» (Приложение А)

Для диагностики психологической и личностной готовности детей к школе мы изменили рекомендации немецкого психолога Г. Клауса для создания методики, позволяющей выявить степень сформированности параметров учебной деятельности старших дошкольников [3, 3].

В качестве параметров учебной  деятельности выступают:

  • мотивация, которую характеризуют;
  • регуляцию;
  • качество выполнения;
  • когнитивная организация учебных действий.

Вся деятельность оценивается по следующей шкале баллов:

  • «3» - поведение устойчивое, наблюдается всегда; степень выраженности высокая;
  • «2» - поведение наблюдается в большинстве случаев, но имеет колебания периодичности; степень выраженности – средняя;
  • «1» - поведение наблюдается изредка;  степень выраженности – слабая;
  • «0» - оценка нейтральная.

Инструкция: оценка параметров проводится индивидуально на каждого  ребенка. Для объективности оценка может проводится психологом и педагогом, родителями ребенка. Затем результаты сравниваются.

Шкала дифференциации:

I уровень - низкий (0-0,5 балла)

II уровень - средне-низкий (0,6-1 балл);

III уровень – средний (1,1- 1,5 балла);

IV уровень – средне-высокий (1.6-2 балла);

V уровень- высокий – (2,1 – 2,5 балла);

VI уровень – очень высокий (2,6- 3 балла).

Одной из предпосылок развития учебной деятельности являются:  принятие задачи, способность удерживать цель деятельности, самостоятельная  ее постановка, способность контролировать свои действия, сличать полученный результат с образцом, оценивать  результат, свои усилия и возможности  и других.

Выбираем несколько диагностических  методик, которые позволят выявить  уровень сформированности навыков  и умений учебной деятельности у  шести -  и семилетних детей.

Методика 1 – «Узоры»   - выявляет способность к зрительному  анализу, удерживать зрительный образ; способность организовывать внимание, удерживать поставленную цель, критически оценивать полученный результат.

Оценка выполнения задания (оценивается исполнение каждого  узора, исключая тренировочный);

4 балла – узор срисован  и продолжен правильно, фотографически  точно. Соблюдена заданная закономерность  в величине и расположении  линий, чередовании  цветов. Линии  рисунка четкие, ровные.

3 балла – узор срисован  и продолжен с соблюдением  заданной закономерности и расположении  линий, чередовании цветов. Однако, в рисунке нет должной четкости  и точности: ширина, высота, угол  наклона отрезков линии приблизительно  соответствует заданным в образце. 

2 балла – при срисовывании  допускаются искажения узора,  которые повторяются и при  самостоятельном его продолжении;  заданная закономерность в расположении  линий нарушена (пропущены отдельные  элементы узора);

1 балл – выполненный  рисунок отдаленно на образец:  ребенок отразил в нем лишь  две особенности – чередование  цвета и наличие угольчатых  линий. Все остальные элементы  конфигурации узора пропущены. 

Методика 2 – «Графический диктант» - позволяет решить те задачи, что и методика «Узоры», с той разницей, что дети рисуют узор под диктовку педагога, без опоры на образец.

Оценка выполнения задания (оценивается каждый узор, исключая тренировочный);

4 балла – узоры выполнены  в соответствии с заданием, ошибок  нет. Линии четкие, ровные. В процессе  рисования не возникали вопросы  о направлении чередования линий  (вниз, вверх, влево, вправо и  т.д.).

3 балла – узоры выполнены  в основном правильно, допущены  незначительные ошибки, которые  ребенок исправлял самостоятельно. Линии прорисованы не совсем  уверенно.

2 балла – узоры частично  соответствуют заданию, допущены  отклонения от правил прорисовывания  узора, ребенок не пытается  исправить ошибки.

1 балл – узор не  соответствует правилам прорисовывания, ребенок путается в направлениях, не может самостоятельно дорисовать  узор.

Методика 3 -  «Четыре правила» -   выявляет умения запоминать инструкцию, планировать свои действия согласно правилам, осуществлять самоконтроль.

Оценка выполнения задания:

4 балла - ребенок понимает задание полностью, работает сосредоточенно, не отвлекаясь, делает все в основном точно; если допускает отдельные ошибки, то замечает их  и самостоятельно исправляет; не спешит сдать работу сразу же после сигнала об окончании, а еще раз повторяет написанное, вносит поправки, делает все, чтобы задание было выполнено правильно и аккуратно.

3 балла – ребенок понимает задание, допускает небольшие ошибки, но не замечает и не устраняет их;  не исправляет ошибки в отведенное для этого время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного; качество оформления работы для него не так важно, хотя он стремится к хорошему результату; пытается исправить ошибки,  сравнив свой результат с образцом.

2 балла - ребенок понимает задание частично, выполняя задание, требует от педагога помощи, все правила запомнить не может, в процессе работы допускает многочисленные ошибки, импровизирует рисунок, не стремится что-то исправить, сравнив с образцом.

1 балл – ребенок с  трудом понимает задание, не  запоминает правила; импровизирует  рисунок, не соотносит с образцом, не обращается за помощью к  педагогу; не завершает работу, потеряв  к ней интерес.

Методика 4 -  «Шифровка»- помогает определить, насколько ребенок способен выполнять инструкцию, уровень саморегуляции, обучаемости.

Оценка выполнения задания:

4 балла – ребенок  без ошибок заполняет от 30 до 50 знаков. Работает сосредоточенно, фигурки заполняет, не обращаясь к образцу, на основе кратковременной зрительной памяти;

3 балла – ребенок без ошибок заполняет  от 24 до 29 знаков. Работает сосредоточенно, фигурки заполняет  с остановками, обращаясь к образцу;

2 балла –  ребенок  без ошибок заполняет  от 18 до 23 знаков. Сосредоточен, но часто  делает паузы, обращаясь к образцу,  движения импульсивны  или  замедленны;

1 балл – ребенок заполняет менее 23 знаков. Допускает ошибки, делает длительные паузы, часто обращается к образцу, движения импульсивны или замедленны.

Методика 5 -  «Кодирование цифровых символов Векслера»- помогает  выявить  способность к научению новому, к саморегуляции, работоспособности.

Оценка выполнения задания (7 первых квадратиков в образце  в оценку не входят):

Максимальный балл – 93 символа.

4 балла –  правильно  заполненных символов от 84 до 93;

3 балла - правильно заполненных  символов от 73 до 83;

2 балла – правильно  заполненных символов от 65 до 72;

1 балл – правильно  заполненных символов от 55 до 64.

Методика 6 – Пьерона-Рузера - помогает определить те же параметры: обучаемость, способность к саморегуляции, выполнять правила заданий.

Оценка выполнения задания:

4 балла –  задание  выполнено быстро и качественно,  без ошибок, количество заполненных  фигур – от 90 до 100, ребенок способен  выполнить задание (100 знаков) за  меньшее время;

3 балла –   хорошее  качество выполнения, ошибок нет,  количество заполненных фигур  – от 75 до 89;

2 балла –  ребенок  заполняет фигуры в замедленном  темпе, обращается к образцу;  линии ровные, могут быть пропуски  или ошибки, которые ребенок самостоятельно  исправляет; количество заполненных  фигур – от 50 до 74;

1 балл –  количество  заполненных фигур не менее  50. В отдельных случаях ребенку  нужно несколько раз повторить  задание, прежде чем он приступает  к работе; медленный темп, нерешительность. 

Оценка результатов диагностики. Максимальный  балл по результатам выполнения всех заданий по пяти методикам составляет 28 баллов, так как диагностический комплекс состоит из семи тестовых заданий. Заполняется протокол диагностики уровня сформированности учебной деятельности (Приложение Б). Суммарный балл по всем заданиям соотносится со шкалой уровневой дифференциации сформированности компонентов учебной деятельности:

 

I  уровень – очень низкий (8- 10 баллов);

II уровень –низкий (11-13 баллов);

III уровень – средне-низкий (14-15 баллов);

IV уровень –средний (16-18 баллов);

V уровень – средне-высокий (19-21 баллов);

VI уровень – высокий (22-24 балла);

Информация о работе Подготовка детей к обучению в школе