Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа
физическая, психологическая, специальная готовность к обучению в школе
Одним из наиболее тревожных симптомов неблагополучия физического развития детей – нарушение осанки.
Большую часть времени пребывания в школе ребенок сидит. Важно, чтобы уже в детском саду у него была выработана привычка правильно сидеть за столом.
Не менее важно сформировать у ребенка потребность без напоминания снимать усталость от сидения за партой с помощью простых физических упражнений, которыми он должен овладеть еще до школы.
В системе физкультурно-
- обеспечение оптимальной
двигательной активности детей;
- жесткое ложе во время сна;
- постоянный контроль за правильной позой детей во время игр и занятий и обучение их правильной осанке;
- использование физических
упражнений корригирующего
Физическая готовность к
обучению в школе характеризует
функциональные возможности ребенка
и состояние его здоровья, зависящее
от многих обстоятельств, в том числе
от перинатального периода развития,
его генотипа и темпа физиологического
созревания. Оценка состояния здоровья
детей при их поступлении в
школу строится на многих параметрах
физического развития, наличия или
отсутствия хронических болезней. Статистические
показатели состояния здоровья детей
окончательно не установлены, поэтому
в разных работах можно встретить
совершенно различные процентные соотношения
дошкольников, полностью способных
и неспособных в ней обучаться.
По совокупности выделенных показателей
судят о состоянии здоровья детей,
которое можно отнести к
Дети с первой группой
здоровья – здоровые дети, не
имеющие существенных
Дети со второй группой
здоровья имеют риск возникновения
хронической патологии и
Дети с третьей группой
здоровья страдают различными хроническими
заболеваниями, они неустойчивы
к большинству инфекционных заболеваний
в период между обострениями своих
хронических болезней, имеют ослабленный
иммунитет, что отрицательным образом
сказывается на их стрессоустойчивости
и адаптивных возможностях. Школьные
нагрузки быстро вызывают у них переутомление
и обострение хронических болезней.
Наиболее распространенными хроническими
болезнями детей с этой группой
здоровья являются нарушения зрения
и осанки, желудочно-кишечные заболевания
органов дыхания. Число детей
данной группы здоровья, поступающих
в начальную школу, к сожалению,
из года в год увеличивается в
связи с недостаточным
Дети с четвертой группой
здоровья имеют выраженные нарушения
в состоянии здоровья, как правило,
несовместимые с обучением в
массовой школе. Число таких детей
относительно постоянно и примерно
равно 16% от общей численности старших
дошкольников, поступающих в первый
класс. Среди них нередки случаи
задержек психического развития, общего
недоразвития речи, нарушения опорно-
Большинство детей с четвертой группой здоровья обучаются в специализированных школах, в которых соблюдаются щадящие условия обучения за счет облегченного усвоения школьных программ. Однако заметим, что среди них около 20% имеет высокий уровень интеллектуального развития, в связи с чем их обучение в специализированной школе для детей с нарушениями психического развития вряд ли целесообразно. Очевидно, что именно эта группа детей требует скрупулезного медицинского наблюдения при отборе в школу, выбор которой должен определяться прежде всего заботой о здоровье такого ребенка.
Таким образом, физическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор в ситуации выбора конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма. Физическая готовность в значительной степени, но не полностью, детерминирует остальные аспекты школьной зрелости: специальную и психологическую готовность.
К концу дошкольного возраста
ребенок уже представляет собой
в известном смысле личность. Он
хорошо осознает свою половую принадлежность.
Он знает, в какой стране живет, в
каком насаленном пункте находится
его дом; имеет некоторое представление
о материках и других странах.
Он отдает себе отчет в том, какое
место среди людей занимает (он
дошкольник) и какое место ему
предстоит занять в ближайшем
будущем (он пойдет учиться в школу).
Одним словом, он находит себе место
в пространстве и времени. Он уже
ориентируется в семейно-
Психологическая готовность – это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность. По представлениям, сформулированным Е.И. Роговым, такими важнейшими психическими процессами являются:
Перечисленные психические
функции и процессы развиты у
старших дошкольников не в одинаковой
мере, поэтому определение
Психологическая готовность
к школе предполагает также сформированность
мотива учения. Известно, что интерес
к школе у детей проявляется
очень рано. Происходит это под
влиянием наблюдений за старшими детьми-учениками,
рассказов взрослых о школе как
о привлекательной для ребенка
перспективе его развития; действует
также эффект «привлекательного
неизвестного». Отвечая на вопрос, почему
им хочется в школу, дети даже старшего
дошкольного возраста зачастую отвечают:
«Потому что мне купят ранец»;
«Потому что там мой брат учиться»
и т.п. Среди этих мотивов нет
главного – мотива учения («Хочу
многому научиться: «Хочу научиться
читать, писать, решать задачи и т.п.)
Лишь появление таких мотивов
может свидетельствовать о
При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.
Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы иерархически соподчиненных мотивов поведения, а также наличия умения произвольного управления своим поведением. Диагностика личностной готовности самая трудная, так как требуется оценить не только отношения ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе, но и его способность к произвольной регуляции своей деятельности и поведения в целом, которая связана со зрелостью мотивационной системы, детерминирующей также и интеллектуальную готовность.
Последний аспект психологической
готовности многими специалистами
рассматривается как
Таким образом, очевидно, что формирование эмоциональной устойчивости является важнейшим условием готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Особенно неустойчивы
к эмоциональному напряжению дошкольники
с третьей и четвертой группами
здоровья. Разумеется, чем физически
более развит ребенок, тем легче
у него формируется произвольность
управления поведением. Однако даже у
нормально развивающего и созревшего
дошкольника эмоционально-
Слабость волевого управления поведением и сниженная произвольность мышления непосредственно зависят от степени зрелости головного мозга ребенка, в первую очередь – от степени зрелости лобных долей. Известен так называемый синдром, проявляющийся в неустойчивости произвольного внимания, двигательной и поведенческой расторможенности или сверхустойчивости и ригидности моторных реакций, что может рассматриваться как прогностически неблагоприятные особенности дошкольника для адаптации к школьным задачам. В связи с взаимной зависимостью психического развития и степени зрелости коры больших полушарий оценка готовности ребенка к обучению в школе должна быть комплексной с включением психологических, педагогических способов экспересс-оценки, а также психофизиологического обследования.
В содержание социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.