Представление о себе, как фактор выбора профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности. Поэтому тема нашего исследования звучит как «Представление о себе как фактор выбора профессии».
Цель работы: изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных
характеристик на выбор профессии…………………………………………
1.1.Подходы к проблеме выбора профессии……………………….….……
1.1.1 Сценарная теория Э.Берна………………………………………..
1.1.2 Теория профессионального развития Д.Сьюпера………………
1.1.3 Типологическая теория Дж.Холлонда………………………….
1.2.Факторы, влияющие на выбор профессии………………………………
1.3.Основные классификации профессий………………………………….
1.4. Личностные характеристики как фактор выбора профессии……….
1. 4.1 Способности…………………………………………………….
1. 4.2 Характер…………………………………………………............
1.4.3 Темперамент …………………………………………………….
1.4.4 Интересы…………………………………………………………
1.4.5 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии…………
1.4.6 Формирование Я – концепции и ее влияние на выбор профессии…………………………………………………………………………...
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование личностных характеристик учащихся…
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования………………....
2.2 Методики диагностики…………………………………………………..
2.2.1 Методика Е А.Климова «Определение типа будущей профессии»…………………………………………………………………………..
2.2.2 Тест на определение типа личности по методике Д.Холланда..
2.2.3 Методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан на исследование самооценки……………………………………………………
2.2.4 Личностный опросник Г.Ю.Айзенка………………………
2.3 Результаты и их анализ…………………………………………………..
2.4 Общие выводы исследования…………………………………………...
2.5 Практические рекомендации для выбирающих профессию………….
Заключение………………………………………………………………….............
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложение 1………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………................
Приложение 3………………………………………………………………………
Приложение 4………………………………………………………………………
Приложение 5………………………………………………………………………
Приложение 6……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

профессии, то  формирование самооценки, ее полноты  и адекватности – одна из важнейших задач выбирающих профессию.

     В I-ой и II-ой главе мы выполнили  4 задачи, выдвинутые нами для  достижения цели работы и проверки  выдвинутой нами гипотезы, а именно:

1. проанализировали  психолого-педагогическую литературу  с целью изучения влияние личностных характеристик на выбор профессии;

2. экспериментально  изучили личностные характеристики  учащихся,  которые влияют на  выбор профессии;

3. проанализировали  влияние самооценки на выбор  профессии;

4. разработали  рекомендации для выбирающих  профессию.

    Исходя из результатов данного исследования, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза нашла свое подтверждение.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология: учебник  для студентов Вузов. – Москва, 2001.

2. Айзенк, Ганс. Проверьте свои способности. – М.: Педагогика, 1992.

3. Байхер  В.М, Бурлачук Л.Ф. Психологическая  диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

4. Битянова  М.Р. Организация психологической  работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.

5. Божович  Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

6. Гинзбург  М.Р. Путь к себе. – М.: Педагогика, 1991.

7. Гуревич  К.М. Профессиональная пригодность  и основные свойства нервной  системы. – М.: «Наука», 1970.

8. Митина  Л.М. Психология развития конкурентоспособной  личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002.

9. Петровский  А.В. Психология о каждом и  каждому о психологии. – 2-е  изд., испр. и доп. – М.: РОУ, 1996.

10. Практическая  психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.

11. Пряжников  Н.С. Методы активизации профессионального  и личностного самоопределения.  – М.: НПО: «Модэк», 2002.

12. Пряжников  Н.С. Пряжникова Е.Ю. Игры и  методики для профессионального  самоопределения старшеклассников. – М.: Издательство “Первое сентября”,2004.

13. Психологические  основы формирования личности  в педагогическом процессе. / Под  ред. А. Коссаковски. – М.: Педагогика, 1981.

14. Психологическое  обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Г.С. Никифоровой.  – СПб, 1991.

15. Психологическое  сопровождение выбора профессии. / Под ред. Л. М. Митиной. –  М.: Московский психолого-социальный  институт: Флинта, 2003.

16. Психология  индивидуальных различий: тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера,  В.Я. Романовой. – М.: 1982.

17. Пустовая  Е.Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы // Информационно-методический, дидактический журнал «Имидж»-№2-март-2002.

18. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис, 2002.

19. Резапкина  Г.В. Я и моя профессия: Программа  профессионального самоопределения  для подростков: Учебно-методическое  пособие для школьных психологов  и педагогов. – М.: Генезис, 2000.

20. Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меньшиков А. П. и др. Профессиональная ориентация молодежи. – М.: Высшая школа, 1989.

21. Самоукина  Н.В. Психология и педагогика  профессиональной деятельности. –  СПб.: Питер, 2004.

22. Тутубалина  Н.В. Твоя будущая профессия:  сборник тестов по профессиональной ориентации./Н.В. Тутубалина – Изд. 2-е – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 288с. – (Библиотека выпускника). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

Список  респондентов, принявших  участие в исследовании 

№п/п Ф.И.О. возраст наименование  общеобразова-тельного

учреждения

1 Байдалакова Виктория Спартаковна 17 лет МОУСОШ № 22
2 Балабанова  Виолета Андреевна 17 лет МОУСОШ № 22
3 Гололобов Александр  Алексеевич 17 лет МОУСОШ № 22
4 Донецкова Яна  Александровна 17 лет МОУСОШ № 22
5 Ерошенко Александрина Николаевна 16 лет МОУСОШ № 22
6 Кравченко Виталий  Витальевич 17 лет МОУСОШ № 22
7 Ляшева Дарья  Викторовна 16 лет МОУСОШ № 22
8 Саргаян Армен  Хагатурович 16 лет МОУСОШ № 22
9 Семынин Никита Алексеевич 17 лет МОУСОШ № 22
10 Щелканов Дмитрий  Витальевич 16 лет МОУСОШ № 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 4

Виды  деятельности на досуге у людей разных психологических  типов (По Дж. Холланду)

1. Р-тип

Типичные  хобби:

    реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т.п.),     ремонт, реконструирование, сборка различных устройств;

   — строительные и восстановительные  работы;

   — фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство;

   —охота, рыболовство, туризм;

    управление моторными видами транспорта;

   — физически опасные виды спорта, спорт  на открытом воздухе.

2. И-тип

Типичные  хобби:

    работа ( И- тип часто полностью поглощен своей работой и работает по многу часов в день);

   — сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей, принципов (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т. п.);

   —компьютеры: оценка, программирование, обсуждение, чтение литературы;

   — чтение научной литературы.

3. А-тип

Типичные  хобби:

   — фотография, рисование, живопись;

   — посещение танцевальных и музыкальных  концертов, театров, музеев;

   — сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование;

   —игры на музыкальных инструментах, занятие  танцами.

4. С-тип

 Типичные хобби:

   —организация  развлечения других;

   — посещение общественных мероприятий, собраний;

   — добровольное выполнение благотворительной  и социальной работы.

5. П-тип

Типичные  хобби:

    членство в клубах и организациях, посещение собраний;

  • спортивные состязания или в качестве зрителя или участника, богатый отдых;
  • развлечения, организация вечеринок, увеселений;
  • политическая деятельность.

6. К-тип

Типичные  хобби:

коллекционирование ( марки, монеты и т. п.);

—  постройка  моделей;

— проекты  улучшения жилища;

— участие  в гражданских и общественных организациях;

— игры с ясными и четкими правилами. 
 

  
 

Приложение 5

«Круг Айзенка» 

                                                              нестабильность 

                               М

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        стабильность

 
 
 

Приложение 6 

Информация о работе Представление о себе, как фактор выбора профессии