Представление о себе, как фактор выбора профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности. Поэтому тема нашего исследования звучит как «Представление о себе как фактор выбора профессии».
Цель работы: изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных
характеристик на выбор профессии…………………………………………
1.1.Подходы к проблеме выбора профессии……………………….….……
1.1.1 Сценарная теория Э.Берна………………………………………..
1.1.2 Теория профессионального развития Д.Сьюпера………………
1.1.3 Типологическая теория Дж.Холлонда………………………….
1.2.Факторы, влияющие на выбор профессии………………………………
1.3.Основные классификации профессий………………………………….
1.4. Личностные характеристики как фактор выбора профессии……….
1. 4.1 Способности…………………………………………………….
1. 4.2 Характер…………………………………………………............
1.4.3 Темперамент …………………………………………………….
1.4.4 Интересы…………………………………………………………
1.4.5 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии…………
1.4.6 Формирование Я – концепции и ее влияние на выбор профессии…………………………………………………………………………...
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование личностных характеристик учащихся…
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования………………....
2.2 Методики диагностики…………………………………………………..
2.2.1 Методика Е А.Климова «Определение типа будущей профессии»…………………………………………………………………………..
2.2.2 Тест на определение типа личности по методике Д.Холланда..
2.2.3 Методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан на исследование самооценки……………………………………………………
2.2.4 Личностный опросник Г.Ю.Айзенка………………………
2.3 Результаты и их анализ…………………………………………………..
2.4 Общие выводы исследования…………………………………………...
2.5 Практические рекомендации для выбирающих профессию………….
Заключение………………………………………………………………….............
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложение 1………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………................
Приложение 3………………………………………………………………………
Приложение 4………………………………………………………………………
Приложение 5………………………………………………………………………
Приложение 6……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

      Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей  управлять своим поведением.

      3) В школьном возрасте происходит  существенное изменение «Я-образа»  в зависимости от успехов (неудач) в учебе, от отношения учителей, родителей и

      сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной  части в свой «Я-образ». А дети, не успевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же могут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке и т.д.), у них есть шанс сохранить трудовой настрой, положительный «Я-образ» и желание доводить дела до конца.

      Способность видеть себя отличными от других людей, обладающих определенными свойствами, составляет «Я-образ». Самоуважение означает видение себя человеком, способным  достигать успеха в том, что является для него важным.

      В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано  с уверенностью в своих академических  способностях, которое соотносится  со школьной успеваемостью. Дети, которые  хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.

      4) В отрочестве и юности самооценки  принимают более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспитывают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для подростков первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность – целостное, связанное представление о себе. Самооценка в значительной степени определяют социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек

      формирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умениями самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным.

          В психологии самооценка рассматривается  как феномен самопознания.

      Самопознание  – это осознание человеком  самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств уровня их развития. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии.

      Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологических характеристик, влияющих на выбор профессии 

        2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования 

      Эмпирическая  часть нашей работы выстраивалась  из понимания того, что выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

      Целью нашей работы явилось изучение влияния  личностных характеристик на процесс выбора профессии.

      Объект  исследования: процесс выбора профессии  учащимися общеобразовательных  учреждений, в возрасте 16 – 17 лет.

      Предмет исследования: личностные характеристики испытуемых и их влияние на выбор  профессии.

        Гипотеза исследования: самооценка, как личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии.

      Для достижения цели исследования  и  проверки выдвинутой гипотезы были поставлены и решены следующие задачи.

      -  выделить группу респондентов 16 – 17 лет;

      - провести сравнительный анализ результатов, полученных при диагностике испытуемых;

      - провести корреляционный анализ  полученных результатов.

      Психодиагностическое  исследование состояло из трёх этапов: диагностика испытуемых,  диагностика  различных  аспектов личностных характеристик всей выборки, сравнительный анализ результатов.

                 В эксперименте приняли участие  10 респондентов.  Из них 5 человек  - это юноши и 5 человек –  девушки. Исследование проводилось  в период с 6 июля 2009года по 10июля 2009года. Все участники исследования являются учениками 11 класса МОУСОШ №22.     

 

       2.2 Методики диагностики 

               При выборе методик  психологического  исследования мы опирались на  основной психодиагностический  инструментарий, используемый для  диагностики профессиональной ориентации в старшем школьном возрасте (14 -17 лет).

      В результате анализа нами были выделены методики необходимые для исследования профессиональной ориентации респондентов.

      Пакет исследовательских методик состоял  из:  

        2.2. 1. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии» 

          Цель  методики: определить, к какому типу профессии относиться испытуемый, предпочитаемые им предмет и средства труда. И  таким образом понять, какая профессия  ему подходит, а какая нет.

      В соответствии с классификацией Е.А.Климова мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:

  1. «Человек – природа»;
  2. «Человек – техника»;
  3. «Человек – знаковая система»;
  4. «Человек – художественный образ»;
  5. «Человек – человек».
 
 

        «Человек - Природа»

          Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

           Это профессии, связанные с  сельским хозяйством, пищевой промышленностью,  медициной и научными исследованиями (биология, география). Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют и гибнут. Работнику этой сферы нужно не просто очень много знать о живых организмах, но и предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

      «Человек - Техника»

          Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

          Работникам этого типа требуются  точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу требуется высокая исполнительская дисциплина.

      «Человек - Человек»

          Профессии: врач, педагог, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива  и др.

      Ведущий предмет труда – люди.

         Для успешного труда по профессиям  этого типа нужно научиться  устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

         «Человек - Знаковые  системы»

          Здесь главный, ведущий предмет  труда -условные знаки, цифры,  коды, естественные или искусственные языки.

         Профессии: переводчик, чертежник,  инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

         Профессии типа «человек —  знаковые системы» включают:

      ♦  профессии, связанные с оформлением  документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;

      ♦  профессии, предметом труда в  которых являются числа, количественные соотношения;

      ♦  профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений  объектов.

         Чтобы успешно работать по  профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

      «Человек - художественный образ»

         Здесь главный, ведущий предмет  труда — художественный образ, способы его построения.

      Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

         Профессии типа «человек —  художественный образ» включают:

      ♦  профессии, связанные с изобразительной  деятельностью;

      ♦  профессии, связанные с музыкальной деятельностью;

      ♦  профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;

      ♦  профессии, связанные с актерско-сценической  деятельностью. 
 

       2.2.2 Тест на определение  типа личности  по методике Д.  Холланда

      

          Диагностическая цель: оценка профессионального личностного типа. Холланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял шесть типов.

      1.Реалистический тип - несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

      Предпочитаемые  виды деятельности: механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты); строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы; любая деятельность, которая дает ощутимый результат, предпочитает действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Информация о работе Представление о себе, как фактор выбора профессии