Представление о себе, как фактор выбора профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности. Поэтому тема нашего исследования звучит как «Представление о себе как фактор выбора профессии».
Цель работы: изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных
характеристик на выбор профессии…………………………………………
1.1.Подходы к проблеме выбора профессии……………………….….……
1.1.1 Сценарная теория Э.Берна………………………………………..
1.1.2 Теория профессионального развития Д.Сьюпера………………
1.1.3 Типологическая теория Дж.Холлонда………………………….
1.2.Факторы, влияющие на выбор профессии………………………………
1.3.Основные классификации профессий………………………………….
1.4. Личностные характеристики как фактор выбора профессии……….
1. 4.1 Способности…………………………………………………….
1. 4.2 Характер…………………………………………………............
1.4.3 Темперамент …………………………………………………….
1.4.4 Интересы…………………………………………………………
1.4.5 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии…………
1.4.6 Формирование Я – концепции и ее влияние на выбор профессии…………………………………………………………………………...
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование личностных характеристик учащихся…
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования………………....
2.2 Методики диагностики…………………………………………………..
2.2.1 Методика Е А.Климова «Определение типа будущей профессии»…………………………………………………………………………..
2.2.2 Тест на определение типа личности по методике Д.Холланда..
2.2.3 Методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан на исследование самооценки……………………………………………………
2.2.4 Личностный опросник Г.Ю.Айзенка………………………
2.3 Результаты и их анализ…………………………………………………..
2.4 Общие выводы исследования…………………………………………...
2.5 Практические рекомендации для выбирающих профессию………….
Заключение………………………………………………………………….............
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложение 1………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………................
Приложение 3………………………………………………………………………
Приложение 4………………………………………………………………………
Приложение 5………………………………………………………………………
Приложение 6……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     Сценарная теория обращает внимание на то, что  человек, руководствующийся неосознанно  сценарием, не является субъектом выбора профессии. 

     1. 1. 2 Теория профессионального развития Д.Сьюпера 

         По мнению Д.Сьюпера, индивидуальные предпочтения и типы карьер можно рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональная Я-концепция может быть также получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. Таким образом многочисленные профессиональные выборы могут быть в разной степени совместимы с личностными Я-концепциями. Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли. 

     1.1.3 Типологическая теория Дж.Холланда 

       Теория профессионального выбора  американского исследователя Холланда, развиваемая с начала 70-х годов,  выдвигает положение, что профессиональный  выбор обусловлен тем, какой  тип личности сформировался.

          В западной культуре можно выделить 6 типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип – продукт типичного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят внутренний выбор определенной профессии. 

     1.1.4 Теория компромисса с реальностью Э.Гинзберга 

         В своей теории Гинзберг обращает  особое внимание на тот факт, что выбор профессии – это  развивающийся процесс, все происходит  не мгновенно, а в течение  длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, т.к. оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. 

  1. 2. Факторы, влияющие на выбор профессии
 

            При выборе будущей профессии,  в ходе профессионального обучения  и в дальнейшем процессе становления  профессионала в условиях выполнения  им трудовой деятельности, повышения  квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и достижения профессиональных успехов, – на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных.

      Объективные факторы – это требования, нормы  и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).

      Субъективные  факторы – это имеющиеся у  данного, конкретного работника  задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

      Теоретически  необходимо, чтобы система объективных  профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала. Таковыми являются профессиональная пригодность и пригодность профессии. Так, довольно часто в ходе профессионального обучения и набирания профессионального опыта человек как бы «подстраивается» к профессиональным требованиям, изменяет, преобразует и развивает самого себя до уровня заданных в профессии требований. Реализуется и другой «путь» в профессии: когда человек «подстраивает», точнее, перестраивает систему профессиональных требований под собственную индивидуальность и тем самым создает, в принципе, новую профессию. Термин «профессиональная пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным профессиональным требованиям.

              Рассматривая выбор профессии  как систему субъективно-объективных  отношений, необходимо остановиться  на характеристике как самого  объекта выбора профессии –  того, что выбирают и субъекта  – выбирающего.

      Традиционно общая схема описания профессии  подразумевает 4 аспекта:

      - социально-экономический (краткая  история профессии, её роль  в системе народного хозяйства,  сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной  плате, престижности профессии);

      - производственно-технический (данные  о технологическом процессе, объекте,  орудиях труда, рабочем месте,  формах организации труда);

      - санитарно-гигиенический (информация  о климатических условиях, характере  освещения и других санитарных  факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);

      - психофизический (требования профессии  к особенностям психических процессов  и свойствам личности).

      Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный  выбор:

      1) позиция старших, семьи:

      Очень часто родители предоставляют ребёнку  полную свободу выбора, требуя тем  самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая  пересмотреть свои планы и сделать  другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

      Наблюдения  показывают, что в большинстве  случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

      2) позиция сверстников:

      дружеские отношения старшеклассников уже  очень крепки и влияние их на выбор  профессии не исключено. Именно позиции  микрогруппы может стать решающим впрофессиональном самоопределении. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

       3) позиция школьного педагогического  коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):

      Каждый  учитель, наблюдая за поведением учащегося  только в учебной

      деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д., опытный  педагог знает много такого о  своих учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от вас самих;

      4) личные профессиональные и жизненные  планы:

      В поведении и жизни человека представления  о ближайшем и отдалённом будущем  играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

      5) способности и их проявления:

      способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

      6) притязание на общественное  признание;

      планируя  свой трудовой путь, очень важно  позаботиться о реалистичности своих  притязаний;

      7) информированность о той или  иной профессиональной деятельности;

      Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые  тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними;

      8) склонности.

      Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы. 

  •   Основные классификации профессий 
  •            Всё многообразие профессий было  предложено Е.А. Климовым разделить  на 5 основных типов в зависимости  от объекта, на который они  направлены:  «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковые системы», «человек – художественный образ».

                По условиям труда выделяют  четыре группы профессий:

          ♦  труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт);

          ♦  труд с пребыванием на открытом воздухе  с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарный, полевод, агроном);

          ♦  труд в необычных условиях: под  землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик);

          ♦  труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие  общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).

                 В зависимости от средств труда  профессии подразделяют на 4 раздела:

          ♦   профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник  радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург);

          ♦   профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи);

          ♦   профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робото-технических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы);

          ♦   профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

                 В зависимости от цели труда  можно выделить три класса  профессий:

          ♦   гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь);

          ♦   преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной);

          ♦ изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель). 

         1.4 Личностные характеристики как фактор выбора профессии 

          В ряду основных факторов выбора профессии  психологи обычно называют следующие:

          -самооценка;

          - интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии,

          склонности);

          - способности (как психологические  механизмы, необходимые

          для успеха в определённом виде деятельности);

          - темперамент; 

          - характер.

          Эти факторы часто относятся к  субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя:

          - уровень подготовки (успеваемости);

          - состояние здоровья;

          - информированность о мире профессий. 

          Выделяют  также социальные характеристики:

    Информация о работе Представление о себе, как фактор выбора профессии