Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:36, курсовая работа
По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности. Поэтому тема нашего исследования звучит как «Представление о себе как фактор выбора профессии».
Цель работы: изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Введение……………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных
характеристик на выбор профессии…………………………………………
1.1.Подходы к проблеме выбора профессии……………………….….……
1.1.1 Сценарная теория Э.Берна………………………………………..
1.1.2 Теория профессионального развития Д.Сьюпера………………
1.1.3 Типологическая теория Дж.Холлонда………………………….
1.2.Факторы, влияющие на выбор профессии………………………………
1.3.Основные классификации профессий………………………………….
1.4. Личностные характеристики как фактор выбора профессии……….
1. 4.1 Способности…………………………………………………….
1. 4.2 Характер…………………………………………………............
1.4.3 Темперамент …………………………………………………….
1.4.4 Интересы…………………………………………………………
1.4.5 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии…………
1.4.6 Формирование Я – концепции и ее влияние на выбор профессии…………………………………………………………………………...
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование личностных характеристик учащихся…
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования………………....
2.2 Методики диагностики…………………………………………………..
2.2.1 Методика Е А.Климова «Определение типа будущей профессии»…………………………………………………………………………..
2.2.2 Тест на определение типа личности по методике Д.Холланда..
2.2.3 Методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан на исследование самооценки……………………………………………………
2.2.4 Личностный опросник Г.Ю.Айзенка………………………
2.3 Результаты и их анализ…………………………………………………..
2.4 Общие выводы исследования…………………………………………...
2.5 Практические рекомендации для выбирающих профессию………….
Заключение………………………………………………………………….............
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложение 1………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………................
Приложение 3………………………………………………………………………
Приложение 4………………………………………………………………………
Приложение 5………………………………………………………………………
Приложение 6……………………………………………………………………….
- социальное окружение;
- домашние условия;
-
образовательный уровень
Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одарённостью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.
К.М. Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:
-
профессии, где каждый
-
профессии, в которых далеко
не каждый человек может
-
профессии, которые по своей
сущности требуют достижения
высших степеней мастерства, они
предъявляют специфические
1.4.1
Способности
Способности
– индивидуально
Способности
имеют свою структуру:
Общие способности – это
Специальные либо частные
Элементарными общими способностями являются присущие всем индивидам свойства (глубинный глазомер, способность к суждениям, воображению, эмоциональной памяти). Эти способности считаются врожденными.
Элементарными частными называются способности, составляющие отдельные свойства личности на основе индивидуального своеобразного обобщения соответствующих психических процессов элементарных, но не всем присущих (доброта, смелость, сообразительность, эмоционально-моторная устойчивость).
Сложными общими являются социально обусловленные способности, возникающие на основе элементарных (способность к труду, общению, речи, обучению и воспитанию). Они свойственны не всем людям в равной степени.
Сложные частные способности — это способности к конкретной специальной деятельности, профессиональные, в том числе и педагогические; способности к наукам (математические, музыкальные, изобразительные и т.д.).
Структура
способностей в высшей степени динамична
и одни ее компоненты в значительной
степени компенсируются другими. Формирование
способностей происходит от простого
к сложному, совершается в виде движения
по спирали: реализуя возможности, которые
представляют способности данного уровня,
открывают новые возможности для развития
способностей более высокого уровня.
1.4.
2 Темперамент
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники - для организаторской деятельности, меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами.
Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:
1) профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.
Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности;
2)
2-ой путь приспособления
3)
основной и наиболее
1.4.3
Характер
Наряду с врожденными особенностями темперамента на выбор профессии большую роль его устойчивые приобретенные качества характера. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или
альтруизм);
3) к делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость);
4)
в характере отражаются
препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости,
самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Характер
человека – это сплав врожденных
свойств высшей нервной деятельности
с приобретенными в течение жизни
индивидуальными чертами. Отдельные
свойства характера зависят друг
от друга, связаны друг с другом и
образуют целостную организацию, которую
называют структурой. К первой группе
относятся черты, выражающие направленность
личности (устойчивые потребности, установки,
интересы, склонности, идеалы, цели), систему
отношений к окружающей действительности
и представляющие собой индивидуально-своеобразные
способы осуществления этих отношений.
Ко второй группе относятся интеллектуальные,
волевые и эмоциональные черты характера.
1.4.4
Интересы
Любая профессия предъявляет
требования к интересам: в
Значение
интересов в жизни человека велико:
они побуждают овладеть знаниями, расширять
кругозор, помогают преодолевать трудности,
препятствия. Интересы могут переходить
в склонности – стремление заниматься
определенной деятельностью.
1.4.5
Самооценка как ведущий
фактор выбора профессии
Самооценка одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познание самого себя.
Познавая через сравнение качества другого человека, мы получаем материал, необходимый для выработки собственной оценки. Для лучшего познания мира и себя человек должен прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие – изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и самовоспитания. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.
Процесс
профессионального
Специфические
моменты самосознания, формирование
Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала»,
зависят от степени согласованности
идеального и реального «образа-Я»
и идеального и реального образа профессии.
Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального»
определяет требование человека к самому
себе.
1.4.6
Формирование Я – концепции
и ее влияние на выбор
профессии
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.
1) Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2-м годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливать границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребенка как отдельных существ.
2)
Формирование отношения к себе
происходит в течение
Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие черты, и открывают для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы ботинки и т.д. По мере того, как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать свое поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка «Я-образ» обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей опрелениями правильных и неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого ребенок делает социальные правила и нормы поведения частью самого себя, т.е. принимает их как собственные ценности. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей.
Информация о работе Представление о себе, как фактор выбора профессии