Представление о себе, как фактор выбора профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности. Поэтому тема нашего исследования звучит как «Представление о себе как фактор выбора профессии».
Цель работы: изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных
характеристик на выбор профессии…………………………………………
1.1.Подходы к проблеме выбора профессии……………………….….……
1.1.1 Сценарная теория Э.Берна………………………………………..
1.1.2 Теория профессионального развития Д.Сьюпера………………
1.1.3 Типологическая теория Дж.Холлонда………………………….
1.2.Факторы, влияющие на выбор профессии………………………………
1.3.Основные классификации профессий………………………………….
1.4. Личностные характеристики как фактор выбора профессии……….
1. 4.1 Способности…………………………………………………….
1. 4.2 Характер…………………………………………………............
1.4.3 Темперамент …………………………………………………….
1.4.4 Интересы…………………………………………………………
1.4.5 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии…………
1.4.6 Формирование Я – концепции и ее влияние на выбор профессии…………………………………………………………………………...
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование личностных характеристик учащихся…
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования………………....
2.2 Методики диагностики…………………………………………………..
2.2.1 Методика Е А.Климова «Определение типа будущей профессии»…………………………………………………………………………..
2.2.2 Тест на определение типа личности по методике Д.Холланда..
2.2.3 Методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан на исследование самооценки……………………………………………………
2.2.4 Личностный опросник Г.Ю.Айзенка………………………
2.3 Результаты и их анализ…………………………………………………..
2.4 Общие выводы исследования…………………………………………...
2.5 Практические рекомендации для выбирающих профессию………….
Заключение………………………………………………………………….............
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложение 1………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………................
Приложение 3………………………………………………………………………
Приложение 4………………………………………………………………………
Приложение 5………………………………………………………………………
Приложение 6……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

      Привлекая данные из физиологии высшей нервной  деятельности, Айзенк высказал гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Платонову, очень близки к  экстравертированному и интровертированному  типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

      Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

      Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, не глубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения.

      Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

      Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы и попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях может характеризоваться «положительными» чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., а в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

      Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.  

      

        2.3 Результаты и их анализ 

      1. В ходе исследования по методике  Климова получены следующие результаты: из 10 испытуемых 40% относят себя к  типу профессий «человек –  человек», следовательно, они умеют  поддерживать контакты с людьми, понимать их; 30% – «человек – техника», а значит, они обладают высокой исполнительской дисциплиной; 20% – «человек – природа», эти люди инициативны и самостоятельны в решении конкретных трудовых задач, заботливы; 10% – «человек – художественный образ», обладают изобразительными, музыкальными способностями и креативностью.

      В ходе беседы выяснилось, что 4 испытуемых, относящиеся к типу «человек –  человек» планируют получить образование  по специальности психолог (2 человека) и юрист (2 человека); 1 человек (относящийся к типу «человек – художественный образ») продолжит обучение по профессии дизайнер, также 2 человека (по типу «человек – природа») планируют в будущем стать ветеринаром и геологом и 3 испытуемых (по типу «человек – техника») планируют получить образование по специальности программист (1 человек) и бухгалтер (2 человека). Таким образом, при соотношении результатов диагностики по данной методике и беседе с испытуемыми, можно сделать вывод, что у них есть интерес и способности к получению выбранных ими профессий.

      2. Результаты исследования по методике  Д.Холланда таковы: 60% человек по  социальной направленности относятся  к социальному типу личности, они ориентированы на работу  в группе и готовы оказывать  помощь нуждающимся; 20% – к интеллектуальному, им привычно выполнение сложных или абстрактных заданий; 10% – к артистическому, им присущи независимость, самостоятельность, креативность;  10% – к предприимчивому типу, они предпочитают участвовать в соревновательной деятельности, продажах, покупках, коммерции, предпринимательстве.

      3. При исследовании самооценки  испытуемых оказалось, что у  90% человек самооценка реалистическая (адекватная) и у 10% - завышенная, что  может подтверждать его личностную  незрелость, неумение правильно  оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувственности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям окружающих.

      4. Согласно данным, полученным по методике Айзенка, у 50% испытуемых преобладают черты темперамента, свойственные сангвиникам (быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны,  нуждаются в новых впечатлениях); у 30% – холерикам (резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний); у 10% –флегматику (обладают медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений); и у 10% – меланхолику (им свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность). 

     2.4 Общие выводы исследования 

           Исходя из результатов данного  исследования, можно сделать следующие  выводы.

           В нашей работе было предположено, что самооценка, как личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии. Теперь можно узнать, так ли это. В ходе беседы было выявлено следующее: 10 человек считают, что им присущи качества, которые нужны для работы по выбранной специальности. По результатам опроса мы видим, что 7 человек на самом деле обладают этими качествами. В тоже время адекватная самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью соответствует действительности. Испытуемый, у которого самооценка завышена, частично переоценивает либо недооценивает свои способности и возможности и выбрал профессию необоснованно.

              Большинство старшеклассников выбирают  профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это, то  весьма поверхностно. Целью нашей  работы было изучить влияние личностных характеристик на выбор профессии. Проведя ряд исследований, мы подтвердили, выдвинутую гипотезу и достигли цели нашей работы. Мы выяснили, что те испытуемые, которые адекватно оценивают себя, свои возможности  и способности действительно обладают качествами, которые необходимы для работы по выбранной специальности.

       2.5 Практические рекомендации для выбирающих профессию 

               Самооценка как феномен самопознания  не дается человеку от природы.  Она формируется в процессе  развития личности. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач людей, выбирающих профессию. Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических.           Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это свидетельствует о том, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно старшеклассникам. Выбирающие профессию слабо аппелируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это, то весьма поверхностно. Это неправильно, т.к. выявление неадекватной самооценки (завышенной либо заниженной) на ранних этапах и  последующая работа по ее формированию приводит к положительным результатам.

               Прежде всего, выбирающие профессию  должны быть сами заинтересованы  в правильном выборе профессии,  т.к. сеть профконсультаций в нашем городе развита слабо. Психологическое просвещение и помощь в выборе профессии – важнейшая задача  работы психолога в школе.

            Общие рекомендации при выборе профессии:

              - учитывать не её престижность, а востребованность;

              - учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности;

              - помнить,  что  по  выбранной  специальности,  возможно   придется работать всю жизнь  и  учитывать  наличие  интереса  к  выбираемой

 профессии;

              - ознакомиться с перечнем обязанностей;

              - проанализировать перечень трудовых обязанностей и попытаться  дать ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»;

              - выяснить ограничения по состоянию здоровья;

              - выяснить требования предъявляемые профессией к личности. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Выбор профессии - это не одномерный  акт, а процесс, состоящий из  ряда этапов, продолжительность  которых зависит от внешних  условий и индивидуальных особенностей  субъекта выбора профессии.

       В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

        В ряду основных факторов выбора  профессии психологи обычно называют  следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии,  склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья,  информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности.

    Во II главе мы экспериментально изучали личностные характеристики испытуемых, в том числе и самооценку, как ведущий фактор выбора профессии и можем сделать ряд выводов:

1)     Юность – пора самоанализа  и самооценок. Самооценка осуществляется

путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное еще  всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности может вызвать неуверенность в себе, а как следствие неправильный выбор профессии.

2)     Для того чтобы сделать объективные  выводы по нашему исследованию  мы использовали такие метода  исследования, как беседа, опрос,  тест. В результате мы получили  полное подтверждение выдвинутой  нами гипотезы: испытуемые, которым  присуща адекватная самооценка, сделали правильный выбор, т.к. у них присутствуют качества для работы по выбранной специальности.

3)      Т.к. мы выяснили, что самооценка  существенно влияет на выбор

Информация о работе Представление о себе, как фактор выбора профессии