Представление о себе, как фактор выбора профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности. Поэтому тема нашего исследования звучит как «Представление о себе как фактор выбора профессии».
Цель работы: изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных
характеристик на выбор профессии…………………………………………
1.1.Подходы к проблеме выбора профессии……………………….….……
1.1.1 Сценарная теория Э.Берна………………………………………..
1.1.2 Теория профессионального развития Д.Сьюпера………………
1.1.3 Типологическая теория Дж.Холлонда………………………….
1.2.Факторы, влияющие на выбор профессии………………………………
1.3.Основные классификации профессий………………………………….
1.4. Личностные характеристики как фактор выбора профессии……….
1. 4.1 Способности…………………………………………………….
1. 4.2 Характер…………………………………………………............
1.4.3 Темперамент …………………………………………………….
1.4.4 Интересы…………………………………………………………
1.4.5 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии…………
1.4.6 Формирование Я – концепции и ее влияние на выбор профессии…………………………………………………………………………...
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование личностных характеристик учащихся…
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования………………....
2.2 Методики диагностики…………………………………………………..
2.2.1 Методика Е А.Климова «Определение типа будущей профессии»…………………………………………………………………………..
2.2.2 Тест на определение типа личности по методике Д.Холланда..
2.2.3 Методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан на исследование самооценки……………………………………………………
2.2.4 Личностный опросник Г.Ю.Айзенка………………………
2.3 Результаты и их анализ…………………………………………………..
2.4 Общие выводы исследования…………………………………………...
2.5 Практические рекомендации для выбирающих профессию………….
Заключение………………………………………………………………….............
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложение 1………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………................
Приложение 3………………………………………………………………………
Приложение 4………………………………………………………………………
Приложение 5………………………………………………………………………
Приложение 6……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

      Способности, которыми обладает Р-тип:

  • физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость;
  • механические способности, изобретательность;
  • математические способности.

          Личностные качества и ценности: эмоциональная стабильность, надежность; практичность, бережливость; упорство, настойчивость, уверенность в  себе, склонность к риску, целеустремленность; скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность; независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей; ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность; работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно, систематично; предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать, что, как и когда надо делать; не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений.

         Более всего несхож с С-типом.  Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к И- и К-типам и предпочитает работать с ними.

      Предпочитаемое  окружение:

  • природа, сельская местность;
  • наименьшее взаимодействие с другими людьми;
  • ситуации, требующие небрежной одежды;
  • организации с жесткой иерархической подчиненностью и авторитарностью (вооруженные силы, УВД и т.п.);
  • фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты;
  • транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.
  1. Интеллектуальный тип. Предпочитаемые виды деятельности: сбор информации, ее систематизация, анализ; выполнение сложных или абстрактных заданий; решение проблем через мышление, анализ гипотез и теорий; независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя; выполнение научной или лабораторной работы; предпочитает размышления действиям.

      Способности, которыми обладает И-тип:

  • математические способности;
  • аналитические навыки;
  • научные склонности, склонности к рациональному логическому анализу;
  • навыки письменного изложения мысли;
  • рациональность, эрудированность.

      Личностные  качества и ценности: независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность; любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность; уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки; стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на  деталях и не видеть проблему целиком, часто затрудняется высказать свое мнение или принять решение без того, чтобы заново просмотреть информацию.

      Более всего несхож с П-типом. Взаимоотношение  с этим типом порождают для И-типа слишком много проблем и вопросов. Наиболее схож с типами Р и А.

      Предпочитаемое  окружение:

  • слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях;
  • организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты;
  • ограниченность общения с другими людьми.
  1. Артистический тип. Предпочитаемые виды деятельности: художественное творчество ( живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т. п.), игра на музыкальных инструментах; исполнительская актерская деятельность.

      Способности, которыми обладает А-тип:

  • воображение, креативность;
  • музыкальные способности;
  • артистические способности;
  • вербально-лингвистические способности;
  • чувство гармонии, вкуса.

         Личностные характеристики и  ценности: независимость, самостоятельность,  нонконформизм; импульсивность, экспрессивность,  эмоциональность, чувствительность; непрактичность, беспорядочность; интуитивность,  ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления; стремление к самовыражению, демонстративность; оригинальность, открытость, свобода от условностей; допускает альтернативные варианты решения проблем.

      Более всего несхож с Т-типом, близок к  И- и С-типу.

      Предпочитаемое  окружение: 

  • неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т.п.);
  • организации, обучающие артистическим навыкам (музыкальные и художественные школы, институты искусств и т. п.);
  • музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы.
  1. Социальный тип. Предпочитаемые виды деятельности: ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами; обучение, объяснение, разъяснение; оказание помощи, консультирование; организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

      Способности, которыми обладает С-тип:

  • вербальные способности;
  • навыки общения и взаимодействия с людьми;
  • преподавательские, ораторские способности;
  • навыки слушания.

         Личностные характеристики и ценности: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность, кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичные, эмоционально-теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные;

      Более всего несхож с Р-типом и близок к А- и П-типам.

      Предпочитаемое  окружение:

  • социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала;
  • медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические, психологические консультативные службы;
  • агентства социальной защиты.
  1. Предприимчивый тип. Предпочитаемые виды деятельности: работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности; продажа, покупка, коммерция, предпринимательство; проведение собраний групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами; проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т. п.

      Способности, которыми обладает П-тип:

  • организаторские способности, вербальные способности, ораторские способности, способность убеждения;
  • руководящие и лидерские способности;
  • социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия;
  • склонность к предпринимательской деятельности.

          Личностные качества и ценности: стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу; амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность; экстравертированность, социабельность, коммуникабельность; ориентация на деньги, власть, материальное благополучие; оптимисточность, энергичность, любовь к популярности.

      Более всего затруднено взаимодействие с  И-типом, лучше всего срабатывается  с С- и К-типами.

      Предпочитаемое  окружение:

  • посты в государственных и политических организациях с властью, по распоряжению крупными финансами;
  • промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.
  1. Конвенциональный тип. Предпочитаемые виды деятельности: работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности; управление офисным оборудованием; ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг; написание отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

      Способности, которыми обладает К-тип:

  • арифметические способности;
  • канцелярские способности;
  • ручная тонкая моторика;
  • организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

      Личностные  качества и ценности: сознательность, упорство, практичность, честность; самоконтроль, консервативность, осторожность, конформность; бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии; для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане.

      Наиболее  несхож с типом А, ближе всего  к типам Р и П.

      Предпочитаемое  окружение:

  • данный тип, так же, как и тип П, хорошо работает в больших организациях, и предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;
  • большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;
  • отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;
  • хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой.
 

      2.2.3 Методика Дембо-Рубинштейна  в модификации  А.М. Прихожан на  исследование самооценки 

                Данная методика основана на  непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личностных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, внешность, уверенность в себе, умение многое делать своими руками. На основании соотношения уровня развития этих качеств (показатель самооценки) у испытуемого и уровня притязаний, т.е. уровня развития этих качеств, который бы удовлетворял его, мы сделаем выводы о высоте самооценки. 

      2.2.4 Личностный опросник Г.Ю.Айзенка 

         Цель методики: исследование экстраверсии  – интроверсии и нейротизма.

          1. Экстраверсия – интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям и серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

          2. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы.

      Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной  целенаправленности в обычных и  стрессовых ситуациях. Характеризуется  зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях,  рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.

            Нейротизму соответствует эмоциональность,  импульсивность, нервность в контактах  с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим ее стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных условиях может развиться невроз.

Информация о работе Представление о себе, как фактор выбора профессии