Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:36, курсовая работа
По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности. Поэтому тема нашего исследования звучит как «Представление о себе как фактор выбора профессии».
Цель работы: изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Введение……………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных
характеристик на выбор профессии…………………………………………
1.1.Подходы к проблеме выбора профессии……………………….….……
1.1.1 Сценарная теория Э.Берна………………………………………..
1.1.2 Теория профессионального развития Д.Сьюпера………………
1.1.3 Типологическая теория Дж.Холлонда………………………….
1.2.Факторы, влияющие на выбор профессии………………………………
1.3.Основные классификации профессий………………………………….
1.4. Личностные характеристики как фактор выбора профессии……….
1. 4.1 Способности…………………………………………………….
1. 4.2 Характер…………………………………………………............
1.4.3 Темперамент …………………………………………………….
1.4.4 Интересы…………………………………………………………
1.4.5 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии…………
1.4.6 Формирование Я – концепции и ее влияние на выбор профессии…………………………………………………………………………...
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование личностных характеристик учащихся…
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования………………....
2.2 Методики диагностики…………………………………………………..
2.2.1 Методика Е А.Климова «Определение типа будущей профессии»…………………………………………………………………………..
2.2.2 Тест на определение типа личности по методике Д.Холланда..
2.2.3 Методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан на исследование самооценки……………………………………………………
2.2.4 Личностный опросник Г.Ю.Айзенка………………………
2.3 Результаты и их анализ…………………………………………………..
2.4 Общие выводы исследования…………………………………………...
2.5 Практические рекомендации для выбирающих профессию………….
Заключение………………………………………………………………….............
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложение 1………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………................
Приложение 3………………………………………………………………………
Приложение 4………………………………………………………………………
Приложение 5………………………………………………………………………
Приложение 6……………………………………………………………………….
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных
характеристик
на выбор профессии………………………………………
1.1.Подходы
к проблеме выбора профессии………
1.1.1 Сценарная теория Э.Берна………………
1.1.2 Теория профессионального
1.1.3 Типологическая теория Дж.
1.2.Факторы,
влияющие на выбор профессии………
1.3.Основные
классификации профессий…………………
1.4. Личностные характеристики как фактор выбора профессии……….
1. 4.1 Способности…………………………………………………
1. 4.2 Характер…………………………………………………...
1.4.3 Темперамент ………………………………………………
1.4.4 Интересы…………………………………………………………
1.4.5 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии…………
1.4.6 Формирование Я – концепции
и ее влияние на выбор
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование личностных характеристик учащихся…
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования………………....
2.2 Методики диагностики…………………………
2.2.1 Методика Е А.Климова «
2.2.2 Тест на определение типа личности по методике Д.Холланда..
2.2.3 Методика Дембо-Рубинштейна в
модификации А.М.Прихожан на
2.2.4 Личностный опросник Г.Ю.
2.3 Результаты и их анализ…………………………………………………..
2.4
Общие выводы исследования……………
2.5 Практические рекомендации для выбирающих профессию………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложение 1………………………………………………………………………
Приложение
2……………………………………………………………......
Приложение 3………………………………………………………………………
Приложение 4………………………………………………………………………
Приложение 5………………………………………………………………………
Приложение 6……………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе
Отрицательные последствия
По данным исследований
Цель работы: изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Анализируя работы
Исходя из значимости и
Для достижения цели работы и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулирован ряд конкретных задач:
1.
проанализировать психолого-
2.
экспериментально изучить
3.
проанализировать влияние
4. разработать рекомендации для выбирающих профессию.
Структурно
работа составлена из двух глав (теоретического
обзора литературы и экспериментальной
части), заключения, приложений, списка
использованной литературы.
ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты
изучения влияния личностных
характеристик на выбор
професии
1. 1.
Подходы к проблеме
выбора профессии
Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. «Жизнь прожить – не поле перейти», - говорит народная мудрость. И это, можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность и трудность задачи выбора профессии, построение жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий.
В целом по итогам развития
ребенка в школе результатом
педагогического руководства
Всё это обрамлено юношескими
мечтаниями, фантазиями о будущем,
что естественно и полезно.
Важным и необходимым
Среди этапов
1) Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии:
-
выбор профессии как
-
выбор профессии как
2)
Аналогичный подход реализован
в исследованиях В.Джайде, он выделяет
следующие типы
-
характеризуется повышенной
- при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности;
-
подросток в состоянии сам
сделать выбор профессии,
3) Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы:
-
низкая самооценка, слабые склонности,
затруднения в построении
- заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении
профессионального плана;
- заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении
профессионального плана, высокая требовательность к себе;
- завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении
профессионального плана, ориентация на материальный статус;
-
завышенная самооценка, выраженные
склонности, затруднения в построении
профессионального плана,
Практически все теории профессионального
развития имеют своей целью предсказание
следующего: направление профессионального
выбора, построение карьерных планов и
др. Рассмотрим некоторые направления.
1.1.1
Сценарная теория Э.Берна
Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х годов американским психотерапевтом Э.Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве. В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (выбор профессии, брак, воспитание детей и т.д.) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определенным поведением человека.
Информация о работе Представление о себе, как фактор выбора профессии