Введение
На сегодняшний день проблема
профессионального самоопределения молодежи
является одной из важнейших в плане становления
человека как полноценного члена современного
общества. Молодой человек должен осуществить
выбор профессии, соответствующего учебного
заведения, а так же быть готовым к возможным
переменам на пути своего профессионального
становления в связи с общими социально-экономическими
изменениями страны.
Выбор профессии - один из важных
шагов в человеческой жизни. При правильном
выборе индивидуальные особенности подростка
совпадают с требованиями профессии. Перед
выпускником средней школы стоит вопрос
предварительного профессионального
самоопределения. Уже в 9 классе учащиеся
должны получить конкретную информацию
о возможных путях продолжения образования,
оценить свои силы, принять решение о выборе
профиля обучения. Необходимым материалом
для профориентационной работы являются
сведения о мотивационных факторах, побудивших
наметить ту или иную профессию.
Мотивация является одной, из
фундаментальных проблем, как отечественной,
так и зарубежной психологии. При этом,
как писал X. Хекхаузен: едва ли найдется
другая такая же необозримая область психологического
исследования, к которой можно было бы
подойти со столь разных сторон, как к
психологии мотивации. Разработка проблемы
мотивации связана, прежде всего, с анализом
источников активации человека, побудительных
сил его деятельности, поведения, с поиском
ответа на вопрос, что побуждает человека
к деятельности, каков мотив, "ради чего"
он ее осуществляет.
Все это и обусловило актуальность
темы исследования. Актуальность исследования
заключается в том, что проблема профессиональной
мотивации в настоящее время приобретает
особое значение, так как отношение к будущей
профессии, правильная и эффективная мотивация,
являются чрезвычайно важными факторами,
обуславливающими успешность ее выбора.
Проблемой мотивации в разные
времена занимались такие ученые, как
Д. Маккелланд, Д. Атиксон, Г. Хекхаузен,
Г. Келли, Ю. Роттер, М.Ш. Магомед-Эминов,
Т.В. Корнилов, И.М. Палей, А.Н. Леонтьев,
И.П. Павлов и др.
Однако, проблема выявления
психологических факторов, влияющих на
развитие мотивации выбора профессии
у старшеклассников, изучена недостаточно.
Данная проблема позволила
сформулировать тему исследования: "Мотивация
выбора профессии у старшеклассников".
Объект исследования – личность
старшеклассников
Предмет исследования – мотивация
выбора профессии
Цель исследования – изучить
мотивы выбора профессии у старшеклассников
Задачи исследования:
1.На основе анализа научной
литературы исследовать состояние
проблемы мотивации в целом и мотивации
выбора профессии
2.Выявить сущность понятия
«мотивация», применительно к теме
исследования
3.Экспериментально проверить
развитие мотивации выбора профессии
у старшеклассников
Глава 1.Развитие
мотивации выбора профессии у старшеклассников
как психолого-педагогическая проблема
- Проблема мотивации
выбора профессии в отечественной и
зарубежной психолого-педагогической
литературе
Актуальность проблем, связанных с различными
аспектами формирования и развития профессиональной
мотивации личности старшеклассника очевидны.
Они нашли свое отражение в работах многих
исследователей в психолого-педагогической
науке.
Проблема мотивации, и мотивов
поведения деятельности – одна из стержневых
в психологии. Прежде чем начать говорить
о проблеме развития мотивации выбора
профессии старшеклассниками, важно отметить,
что представляет собой мотивация как
проблема в целом. Мотивация — важный
компонент регуляции любой деятельности
человека. Ее изучением занимались и занимаются
различные ученые с древнейших времен
по наши дни. Мотивации как одному из ведущих
факторов любой деятельности придавалось
огромное значение с древних времен. Свидетельством
этого могут служить работы Аристотеля,
Демокрита, Платона, которые изучали потребность
как основу получения знаний, опыта, рассматривали
ее как основную движущую силу. Возникли
попытки объяснить, что и как заставляет
человека действовать. Другими словами
уже в то время ученые пытались выяснить
структуру мотивации, условия ее формирования,
механизмы действия. [1].
В современной науке
мотивация является одной из фундаментальных
проблем. В зарубежной психологической
науке проблема мотивации изучалась З.
Фрейдом, Дж. Гилфордом, А. Маслоу и др.
Опираясь на их труды можно определить
мотивы как внутренние побуждения личности
к тому или иному виду активности, связанные
с удовлетворением определенной потребности.
Концепции и теории мотивации,
относимые только к человеку, начали появляться
в психологической науке начиная с 20-х
гг. XX в. Первой была теория мотивации К.
Левина (1926). Вслед за ней были опубликованы
работы представителей гуманистической
психологии - А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса[8].
В нашей стране вопросами мотивации
поведения человека занимались такие
известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский,
Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
Л.С. Выготский.
Огромнейший вклад в развитие
мотивации учебной деятельности сделан
Л.И. Божович, А.К. Марковой[2].
Основной научной разработкой
отечественных психологов в области проблем
мотивации является теория деятельного
происхождения мотивационной сферы человека(1960г), созданная А.Н. Леонтьевым[7].
Данная концепция объясняет происхождение
и динамику мотивационной сферы человека.
Она показывает, как может изменяться
система деятельностей, как преобразуется
ее иерархированность, каким образом возникают
и исчезают отдельные виды деятельности
и операции, какие модификации происходят
с действиями. В соответствии с закономерностью
развития деятельностей можно вывести
законы, описывающие изменения в мотивационной
сфере человека, приобретение им новых
потребностей, мотивов и целей.
Любая форма поведения может
быть объяснена как внутренними, так и
внешними причинами. В первом случае в
качестве исходного и конечного пунктов
объяснения выступает психологические
свойства субъекта поведения, а во втором
- внешние условия и обстоятельства его
деятельности. В первом случае говорят
о мотивах, потребностях, целях, намерениях,
желаниях, интересах и т.п., а во втором
- о стимулах, исходящих из сложившейся
ситуации.
В отечественной психологии
мотивация достижения, а также тесно связанная
с ней тема уровня притязаний исследовалась
такими специалистами, как М.Ш. Магомед-Эминов,
Т.В. Корнилова, И.М. Палей и многими другими.
М.Ш. Магомед-Эминов определяет
мотивацию достижения как функциональную
систему интегрированных воедино аффективных
и когнитивных процессов, регулирующую
процесс деятельности в ситуации достижения
по всему ходу её осуществления[3]. Можно
выделить особые структурные компоненты,
выполняющие специфические функции в
процессе мотивационной регуляции деятельности:
мотивация актуализации (побуждение и
инициация деятельности), мотивация селекции
(процессы выбора цели и соответствующего
ей действия), мотивация реализации (регуляция
выполнения действия и контроль реализации
намерения), мотивация постреализации
(процессы, направленные на прекращение
действия или смену одного действия другим).
Мотив достижения и учебно-познавательные
мотивы побуждаются и удовлетворяются
в учебной деятельности безотносительно
к межличностному взаимодействию и могут
развиваться в любом возрасте.
Мотивация есть процесс, увязывающий
воедино личностные и ситуационные параметры
на пути регуляции деятельности, направленной
на преобразование предметной ситуации,
для осуществления определенного предметного
отношения личности к окружающей ситуации
[4].
Главным возрастным мотивом
старших подростков является мотив достижения,
который, как правило, связан со стремлением
добиваться успеха, избегать неудач, с
тем, чтобы повысить или сохранить самоуважение,
самооценку, уважение окружающих.
Что же касается мотивации выбора
профессии старшеклассниками, то данной
проблемой так же занимались отечественные
и зарубежные ученые.
Так, А. Маслоу предложил
концепцию профессионального развития
и выделил в качестве центрального понятия
самоактуализацию как стремление человека
совершенствоваться, выражать, проявлять
себя в значимом для него деле. В его концепции
близкими к понятию «самоопределение»
являются такие понятия, как «самоактуализация»,
«самореализация», «самоосуществление».
П.Г. Щедровицкий
рассматривает самоопределение как способность
человека строить самого себя, свою индивидуальную
историю, как умение переосмысливать собственную
сущность.
Известный отечественный
психолог Е.А. Климов считал, что выбор
профессии, кажущийся подчас легким и
кратковременным, на самом деле осуществляется
по формуле «мгновение плюс вся предшествующая
жизнь».
Таким образом, мотивы
в педагогической науке рассматриваются
в тесной связи с мотивом учебной деятельности.
Как частное явление мотивы изучаются
в психологии. Мотивы выбора профессии,
хотя и не со всех сторон, рассматриваются
в разделе профориентология.
1.2. Сущность понятия
«мотив» и «мотивация», применительно
к теме исследования
В научной литературе существует
множество трактовок понятия «мотивация».
Мотив – приводить в движение,
толкать. Мотив есть высшая форма побуждения
и регуляции деятельности, взаимодействия
человека с окружающей средой. Мотивация
– это процесс реализации мотивов. Одним
из важных этапов в развитии личности
является формирование мотивов достижения
[5].
Одним из видов мотивации, определяющих
творческое, инициативное отношение человека
к делу является мотивация достижения,
которая направлена на возможно лучшее
выполнение любого вида деятельности
и ориентирована на достижение некоторого
результата. Мотивация достижения проявляется
в стремлении субъекта прилагать усилия
и добиваться, возможно, лучших результатов
в области, которую считают важной.
Мотивация – это широкий круг
явлений, побуждающих человека к деятельности.
Само слово «мотив» – от лат. Moveo – «двигаю».
Впервые термин «мотивация» употребил
А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа
достаточной причины» [6].
В настоящее время существует
большое количество теорий мотивации,
которые отражают различные взгляды на
такие феномены как нужда, потребность,
мотив, мотивация, интересы, склонности,
что нередко затрудняет однозначное ее
понимание.
Мотивация (в широком смысле)
– это все, что вызывает активность человека:
его потребности, инстинкты, влечения,
эмоции, установки, идеалы и т.п.
Термин «мотивация» представляет
более широкое понятие, чем термин «мотив».
Слово «мотивация» используется в современной
психологии в двояком смысле: как обозначающее
систему факторов, детерминирующих поведение
(сюда входят, в частности, потребности,
мотивы, цели, намерения, стремления и
многое другое), и как характеристика процесса,
который стимулирует и поддерживает поведенческую
активность на определенном уровне.
В психологическом словаре
А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского мотивация описывается
как побуждения, вызывающие активность
организма и определяющие ее направленность.
Термин «Мотивация», взятый в широком
смысле, используется во всех областях
психологии, исследующих причины и механизмы
целенаправленного поведения человека
и животных. По своим проявлениям и функции
в регуляции поведения мотивирующие факторы
могут быть разделены на три относительно
самостоятельных класса. При анализе вопроса
о том, почему организм вообще приходит
в состояние активности, анализируются
проявления потребностей и инстинктов
как источников активности. Если изучается
вопрос, на что направлена активность
организма, ради чего произведен выбор
именно этих актов поведения, а не других,
исследуются, прежде всего, проявления
мотивов как причин, определяющих выбор
направленности поведения. При решении
вопроса о том, как, каким образом осуществляется
регуляция динамики поведения, исследуются
проявления эмоций, субъективных переживаний
(стремлений, желаний и т.п.) и установок
в поведении субъекта[9].
Словарь психиатрических терминов
В.М. Блейхера и И.В. Крук трактует мотивацию таким
образом: Мотивация –(англ. motive — повод, мотив, побуждение) – мотивы, побуждающие к деятельности,
вызывающие активность организма, определяющие
ее направленность.
По психологическим критериям
различают 3 класса мотивирующих факторов:
–Потребности и инстинкты как
источники психической активности;
–Мотивы, определяющие направленность
поведения, деятельности;
–Эмоции, субъективные переживания
(стремления, желания и т.п.) и установки,
осуществляющие регуляцию поведения. [15].
Характеристика понятия мотивов выбора профессии у старшеклассников
Возрастные рамки старшеклассников однозначно
не указаны в рассмотренной литературе.
Старший школьный возраст - один из самых
ответственных периодов становления личности.
В этом возрасте закладываются основы
нравственного отношения к разным видам
труда, происходит формирование системы
личностных ценностей, которые определяют
избирательность отношения подростков
к различным профессиям [10].
Подражание внешним формам поведения
взрослых приводит к тому, что мальчики
ориентируются на романтические профессии
«настоящих мужчин», обладающих сильной
волей, выдержкой, смелостью, мужеством
(летчик-испытатель, космонавт, автогонщик
и др.). Девочки начинают ориентироваться
на профессии «настоящих женщин», обаятельных,
привлекательных и популярных (топ-модель,
эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация
на романтические профессии складывается
под влиянием средств массовой информации,
тиражирующих образцы «настоящих взрослых».
Формированию такой романтической профессиональной
ориентации способствует также стремление
старшеклассников к самовыражению и самоутверждению.
Для них выбор профессии - в значительной
степени моральная проблема. Чем шире
диапазон выбора, тем он психологически
сложнее.
Дифференцированное отношение к разным
учебным предметам, занятия в кружках
художественного и технического творчества
формируют у старшеклассников учебно-профессиональные
намерения и профессионально ориентированные
мечты. Эти ориентации способствуют появлению
новых профессионально ориентированных
мотивов учения, инициируют саморазвитие
качеств, способностей, присущих представителям
желаемых профессий.
Образцы желаемого будущего, профессиональные
мечты становятся психологическими верхами,
штрихами профессионального выбора.
Важнейшая задача этого возраста - выбор
профессии. Это период реалистической
оптации. Профессиональные планы старшеклассника
весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер
мечты. Он чаще всего воображает себя в
разных эмоционально привлекательных
для него профессиональных ролях, но окончательный
психологически обоснованный выбор профессии
сделать не может. А ведь в самом начале
старшего школьного возраста эта проблема
возникает перед теми девушками и юношами,
которые вынуждены оставить основную
общеобразовательную школу. Это примерно
треть старших подростков: одни из них
поступят в учреждения начального и среднего
профессионального образования, другие
вынуждены будут приступить к самостоятельной
трудовой деятельности [27, 45].