Мотивация выбора профессии старшеклассиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Молодой человек должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социально-экономическими изменениями страны.
Выбор профессии - один из важных шагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Перед выпускником средней школы стоит вопрос предварительного профессионального самоопределения. Уже в 9 классе учащиеся должны получить конкретную информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение о выборе профиля обучения. Необходимым материалом для профориентационной работы являются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию.

Файлы: 1 файл

Творческая работа 1 глава и 1 параграф.новое..docx

— 47.44 Кб (Скачать)

В 15 - 17 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии -- осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы.

Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован [27, 46].

Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду [27, 47].

Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональный мотив - осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Учитывая, что современный человек большую часть жизни проводит на работе, можно с уверенностью предположить, что он будет стремиться удовлетворить их и в своей трудовой деятельности.

Человек, выбирающий профессию, должен определить для себя, что для него важнее, и в соответствии с этим решить, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него мотивы и потребности, которые связаны с его жизненными ценностями.

На выбор профессии влияет еще ряд причин, которые разделяют на внутренние и внешние [26, 210].

К внешним социальным факторам; можно: отнести советы пожелания окружающих, социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние.

Рассмотрим, к примеру, ситуацию, когда юноша умеет хорошо готовить, любит это занятие и собирается пойти учиться в кулинарный техникум, но, сообщив об этом товарищам в школе, он встречает непонимание, насмешки. Его друзья, считая, что готовить пищу - женское дело и повар - женская профессия, смеются над ним: и не принимают всерьез его намерение, хотя известно, что: лучшими поварами становятся чаще всего мужчины.

К внешним факторам, оказывающим влияние на профессиональный выбор, можно отнести также престижность, популярность той или иной профессии. Такие профессии, как юрист, адвокат, менеджер, банкир, часто выбираются школьниками только потому; что они считаются престижными в наше время. При этом люди, выбирающие такие профессии, даже не всегда задумываются о содержании самой деятельности, о том, что им придется делать, смогут ли они выполнить подобную работу. И совсем, как правило, ребята не задумываются, насколько нужна обществу выбираемая ими профессия. Однако «рынок труда» диктует свои требования.

К внутренним факторам выбора можно отнести тоже ряд причин. В создании человека, выбирающего профессию, как правило, имеется «образ профессии или профессионала»: «Образ профессионала» - это совокупность представлений и ожиданий, связанных не только с будущей профессией, но и с будущим образом жизни. К сожалению, учащимся, выбирающим профессию, часто не осознаются или осознаются только поверхностные, внешние черты «образа профессионала», которые заслоняют собой собственно содержание будущей деятельности. Так, если юноша выбирает профессию моряка, то, прежде всего, он думает о красивой морской форме, о паруснике, скитающемся по морям, и менее всего представляет те «трудовые будни», которых будет больше, чем «праздников». Реальный же «образ жизни» в профессии моряка -- это путешествия, частые отлучки из дома, разлука с близкими, которых можно не видеть месяцами, это однообразная работа в узком замкнутом кругу людей на фоне монотонного пейзажа [26, 210].

В «образ профессионала» входит и, чаще всего, оказывается самым главным «образ себя в профессии»: как я буду себя вести, какие я проявлю способности, добьюсь ли я большого успеха; какой я буду - «важный», или «влиятельный», или «значительный» в этой профессии; какие «важные» и интересные люди меня будут окружать). Менее значительной и соответственно, менее осознаваемой частью «образа профессионала» является, как правило, содержание деятельности на конкретном рабочем месте (что же я буду все-таки делать по 8 часов каждый день). Поэтому учащимся будет полезно «поиграть» в профессиональные игры, суть которых- «примерить» профессию на себя.

К внутренним, личностным факторам выбора профессии можно отнести также уровень притязаний, самооценку.

Уровень притязаний - это то, к чему стремится человек, какой уровень достижений он ставит перед собой. Так, например, человек, желающий стать врачом, может стремиться поступить в лучший медицинский вуз (высокий уровень притязаний) или может остановиться на среднем медицинском училище (низкий уровень притязаний). На уровень притязаний во многом влияет самооценка, т. е. оценивание человеком своих возможностей и способностей. Так, к примеру, человек, может быть, и хотел бы поступить в вуз, но боится не пройти по конкурсу, оценивая свои возможности как недостаточные [26, 212].

Уровень притязаний, самооценка, а также другие стороны личности человека, выбирающего профессию, несут в себе много сложностей, тонкостей и даже противоречий. Поэтому старшеклассник должен особенно серьезно отнестись к этим вопросам, а в случае необходимости обратиться за помощью к психологу. Психолог, профконсультант также может помочь ученику, выбирающему профессию. Достаточное количество информации -- необходимые знания при совершении столь важного жизненного шага. Например, школьник может не знать о существовании профессии или знать мало, о содержании будущей работы иметь неверное представление о ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эксперимент по исследованию мотивации выбора профессии  старшеклассниками

2.1. Организация и условия проведения эксперимента

Экспериментальная работа по исследованию уровня мотивации выбора профессии у старшеклассников, была проведена на базе «МБОУ СОШ №3»г. Троицка в Апреле 2015года. В эксперименте приняли участие 42 человека. Целью эксперимента являлось сравнить мотивы выбора профессии среди учащихся 9 и 11 классов. Для данного сравнения использовалась методика Р.В Овчаровой «Мотивы выбора профессии»

Инструкция. Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

 

 Ответы могут быть 5 видов:  
«очень сильно повлияло» - 5 баллов;  
«сильно повлияло» - 4 балла;  
«средне повлияло» - 3 балла;  
«слабо повлияло» - 2 балла;  
«никак не повлияло» - 1 балл.  
Поставьте напротив каждого утверждения соответствующий вашему ответу балл

Бланк для ответов

Утверждения

оценка

1

Требует общения с разными людьми

 

2

Нравится родителям

 

3

Предполагает высокое чувство ответственности

 

4

Требует переезда на новое место жительства

 

5

Соответствует моим способностям

 

6

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

 

7

Дает возможность приносить пользу людям

 

8

Способствует умственному и физическому развитию

 

9

Является высокооплачиваемой

 

10

Позволяет работать близко от дома

 

11

Является престижной

 

12

Дает возможности для роста профессионального мастерства

 

13

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

 

14

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

 

15

Является привлекательной

 

16

Близка к любимому школьному предмету

 

17

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

 

18

Избрана моими друзьями

 

19

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

 

20

Дает большие возможности проявить творчество

 

 

Обработка данных 
Внутренние индивидуально значимые мотивы: 1, 5, 8, 15, 20.  
Внутренние социально значимые мотивы: 3, 7, 12, 14, 17.  
Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.  
Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.  
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.  
Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.  
Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

Результаты проведенного эксперимента представлены в параграфе 2.2. 

 

 

2.2 Анализ результатов  проведенного эксперимента

В результате проведенного анкетирования по методике Р.В Овчаровой «Мотивы выбора профессии»,подробно описанного в параграфе 2.1 были получены следующие результаты:

В таблице эксперимента помещена….

В таблице 2.2.1—Результаты по методике «Мотивы выбора профессии»

Таблица 2.2.1

Участник тестирования (респондент)

Мотивы

     
       

9 класс

       

11 класс

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. – М., 2008. – 136с.

  1. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР [Текст]/  – Москва,  2006, вып.36, – С. 3–28.
  2. Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы» автореф. дис., М., 2004.
  3. Вилюнас В.К.Псих.механизмы мотив.человека. М.,2007
  4. X. Хекхаузен. М. Педагогика, 2007. Т.1 - 480 с.;  
    Т.2 - 398 с.
  5. "...Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. — М.:, 2008.
  6. Е. Е. Сапогова «Психология развития человека», М.: 2005г.
  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006
  8. Патрина, К.Т. Введение в педагогику [Текст]/ К.Т. Патрина, Н.Е. Ковалев, М.В. Матюхина – Москва, Просвещение, 2009 – 368 с.
  9. Беличева С.А. Сложный мир подростка - Свердловск, Сред. - Урал. Кн. Издательство, 2005

 
 

 

 

 

 


Информация о работе Мотивация выбора профессии старшеклассиками