Предмет и задачи дифференциальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:54, лекция

Краткое описание

Предметная область дифференциальной психологии. Задачи дифференциальной пси-хологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Мето-дологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития современной дифференциальной психологии. Дифференциальная психофизиология как часть дифферен-циальной психологии.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 688.50 Кб (Скачать)

Аналогичные эксперименты проводились и по словарной подготовке. Первая девочка из близняшек начиная с 84-недельного возраста (7 лет) интенсивно 5 недель изучала названия предметов и осуществляла другие словарные наработки. Вторая девочка в это время была лишена всякой возможности слышать устную речь. Затем вторая близняшка с 89-недель проходила тот же курс занятий, но уже 4 недели. В конце экспериментального периода словарный запас девочек сравнядся (30-35 слов). Исследователи, интерпретируя эти результаты, выделяют роль созревания, указывая на тот факт, что близнец, с которым начали заниматься с возраста 89 недель, почти каждый день продвигался вперёд более быстрыми темпами, чем близнец, с которым начали заниматься с 84 недель. Ребёнок не может воспроизводить нужные последовательности звуков, пока его голосовой аппарат не будет позволять этого.

Исследование случаев «диких» детей. Были найдены дети, которые жили в изоляции от людей или в окружении животных. Эти случаи можно рассматривать как «естественные эксперименты». Зинг собрал свыше 40 таких случаев.Некоторые из этих детей воспитывались волками, медведями, козами, овцами, буйволами и леопардами.

Например, «волчьи» дети. В 1921 г. две девочки в возрасте, соответствующем 2-4 и 8-10 годам были найдены, живущими в пещере с волками в малонаселённом индийском регионе. Их взяли в местный сиротский приют. Велись дневники наблюдения их поведения, анализ и комментарии психологов, социологов, генетиков и антропологов. Было очень трудно поддерживать хорошее самочувствие девочек, в частности потому, что нормальная человеческая еда вызывала у девочек слабость и сильные аллергические реакции на коже. Младшая девочка не прожила и года. Старшая жила в течение 8 лет, в течении которых удалось достичь определённого прогресса в обучении её языку и адаптации к человеческому образу жизни.

Обобщая случаи «диких» детей,  Зинг сделал вывод, что все такие дети без исключения не умели говорить и передвигались на четвереньках. При таких обстоятельствах не могла развиваться речь и специфически человеческого прямохождение. На руках и ногах появлялись мозолистые подушечки. Происходила модификация обоняния, слуха, зрения. Сырое мясо являлось обычной пищей. Дикие дети, живущие самостоятельно, существовали за счёт деревьев кореньев, травы, растений, листьев. Одна девочка во Франции приспособилась ловить в воде рыбу и лягушек. Особенности употребления пищи: дети принюхивались к еде прежде, чем съесть, тянулись к пище ртом, точили о кости зубы. Всё это характерно для низших животных. «Дикие» дети не имели обыкновения прикрывать своё тело или изобретать одежду. Никто не видел, чтобы они плакали или смеялись, хотя для них характерны были ярость и нетерпение. Проявление сексуального интереса либо отсутствовало, либо было рассеянным. У таких детей не было потребности в общении, они избегали людей.

Чем дольше сохраняется период дикого существования ребёнка по сравнению с более ранним периодом человеческого воспитания, тем труднее заметить признаки социализации. Прогресс, достигнутый в обучении детей, все же не сопоставим с нормальным развитием детей соответствующего возраста.

Статистический анализ родовых сходств и различий. Сюда относится исследование родословных или истории родов, всевозможные родственные корреляции, выражаемые в показателях тестов, исследования воспитывающихся  порознь однояйцевых близнецов, приёмных детей и детей, выросших в условиях интернатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5 Методы дифференциальной психологии

Биографический метод. Метод наблюдения. Методы психогенетики.

Генеалогический метод: исследование семей знаменитостей Ф. Гальтоном.

Корреляционные исследования: сходства родителей и детей Конрада и Джонса, сходство сиблингов, сходство между супругами.

Метод близнецов: психологическое сходство близнецов, близнецы разнояйцевые и однояйцевые, близнецы, воспитывающиеся отдельно друг от друга.

Метод приемных детей. Детдомовские дети.

 

  1. Биографический метод
  2. Генеалогический метод
  3. Метод близнецов
  4. Метод приёмных детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6 Индивидуальность человека

Характеристика понятия «организм». Характеристика понятия «индивид». Характеристика понятия «личность». Характеристика понятия «индивидуальность». Теории индивидуальности. Теория развития индивидуальности Б.Г. Ананьева. Представления В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности. Структура индивидуальности.

 

    1. Организм. Индивид. Личность. Ииндивидуальность. Теория развития индивидуальности Б.Г. Ананьева.

 

Исходным, родовым для всей психологии, и для дифференциальной в частности, является понятие "человек". При этом человек рассматривается, в первую очередь, как биологическое существо, относящееся к классу млекопитающих вида homo sapiens. От других биологических видов человека отлияают:

 

 

Высшие животные

Человек

Анатомо-морфологи-ческие отличия

Зачатки прямохождения у приматов; менее развитая структура мозга; органы воспроизведения звуков не приспособлены для речи

Прямохождение;

сложная мозговая организация

(наличие развитых лобных  долей и пр.,);

наличие совершенного речедвигательного

аппарата

Различия в организации

психики

Инстинктивно подобная психика;

не развито понятийное и

абстрактное мышление;

 в психике не выделена  структура-Я как основа сознания и самосознания

Есть высшие уровни ментальной иерархии — понятийное мышление, сознательная регуляция,

нравственные переживания,

Я-концепция, мировоззрение

Различия во взаимодействии с миром (как субъектов)

Приспособительная и адаптивная активность на основе преимущественно автоматизированного поведения

Осознанная конструктивная и

преобразующая активность;

наличие культуры, искусства, творчества;

разумное познание себя и мира


 

 

 

 

 

 

 

 

Познание природы человеческой индивидуальности

 

Организм — телесный фактор индивидуальности.

Биологическая координата человека определяет его как живое телесное существо. Наиболее близким к этому определению оказывается понятие "организм", которое в широком смысле может включать в себя анатомо-морфологическую структуру, физиологические и нервные процессы, наконец, высшую нервную деятельность вместе с механизмами работы органов чувств. В современной дифференциальной психофизиологии и психологии личности понятие "организм" тесно связано с такими признаками как "специфика телесной организации", "биохимические индивидуальные особенности" и нейрофизиологические основы индивидуальности". Понятие "организм" более подходящее для исследований биологов и физиологов, чем психологов.

Индивид — предпосылка к личности.

Понятие "индивид" является коренным словом для центрального в дифференциальной психологии конструкта "индивидуальность". Термин "индивид" обозначает, с одной стороны, "единое нераздельное существо (от лат, individuum — неделимое), 'выступающее как единое целое, и, с другой стороны отдельного представителя человеческой общности.

Теория развития индивидуальности Ананьева Б.Г.

Психика человека включает такие структуру, как индивид, личность и субъект деятельности. Индивидные свойства человека состоят из возростно-половых и индивидуально типических свойств. Возрастные свойства последовательно развёртываются в процессе становления, роста индивида, а существую в форме полового деморфизма, интенсивность которого изменяется  с возрастом. Индивидуально-типические свойства образуют конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрия-ассиметрия функционирования парных рецепторов и эффекторов). Первичность индивидных свойств заключается в том, что они существую на всех уровнях, включая клеточный и молекулярный. Взаимодействие первичных индивидных свойств включает динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т.д.) и структуру органических способностей. Эти производные от первичных свойства называются вторичными. Собственно психическая интеграция индивидных свойств представляется в темпераменте и задатках. Основной формой развития индивидных свойств является онтогенез, осуществляющийся по определённой филогенетической, видовой программе, но постоянно модифицирующийся под влиянием социальных факторов. Поэтому по мере развёртывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Личность — психологический носитель социальных свойств.

В "понятии "личность" фиксируются те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу (социальное качество)".

Исходным моментом свойств личности (по Ананьеву Б.Г.) является ее статус в обществе (экономическое, политическое, правовое, идеологическое и т. д. положения в обществе), а также статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций-ролей, а также целей и ценностных ориентации. Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичные личностные свойства, определяющие вторичные свойства, — особенности мотивации поведения и структуру общественного поведения. Интегративным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств, результатом этого взаимодействия становится характер человека и его склонности. Основной формой развития личностных свойств человека является его жизненный путь в обществе, его социальная биография, в которой «выделяются моменты старта и финиша основной деятельности в обществе, этапы творческой эволюции личности, периоды подъема и упадка, главнейшие события личной жизни и деятельности, тесно переплетенные с важнейшими событиями эпохи и общественного развития страны».

Человек как субъект деятельности преимущественно рассматривается как субъект труда, познания и общения. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности. Исходными характеристиками человека как субъекта являются сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). Человек «как субъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но и теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода усилителями, ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической деятельности в такой же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфическими знаковыми системами».

Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная характеристика человека

Человек как индивидуальность понимается Ананьевым как «единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида». Начало индивидуальности определяет индивид с его комплексом природных свойств. В частности, изначально в структуру психических процессов восприятия включены мотивационные образования. Мотивация «является фактором индивидуального развития в четырех направлениях: органическом, гностическом, этическом и эстетическом. Органическое направление связано с обслуживанием основных безусловных рефлексов на сохранение постоянства вещества и внутренней среды, оборонительно-защитных, размножения и родительских функций, рефлексов на экологические стимулы и т. д. Благодаря историческому развитию познания (в единстве его чувственной и логической сторон) потребность в знании и методах, с помощью которых оно образуется, является одной из основных духовных потребностей индивида: эта гностическая мотивация влияет на различные уровни жизни человека и его перцептивные свойства. Этическая мотивация выражает потребность человека в людях и социальных связях. Эстетическая мотивация, вероятно, строится на основе взаимодействия гностических и этических мотивов и представляет собой наиболее сложный вид восприятия как наслаждения эстетическими свойствами объективной действительности».

Индивидуальность – особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (в частности, свойств личности), которая делает человека и его личность единичным воплощением типичного и всеобщего. Индивидуальность нельзя ни отождествлять с личностью, что нередко делается, ни отрывать от нее. Личность всегда неповторима и, следовательно, индивидуальна. Но индивидуальность человека проявляется не только в его личности, но и в его организме (К. К. Платонов).

Индивидуальность характеризует прежде всего особенности человека как личности. Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. С. Л. Рубинштейн в своем капитальном труде «Основы общей психологии» индивидуальности уделил всего несколько строк, однако подчеркнул важный способ ее формирования — индивидуальный жизненный путь.

 

2. Представления В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности.

 

В. С. Мерлин исходил из целостного понимания индивидуальности, только слово «целостность» поменял на «интегральность». Поэтому у него речь идет об интегральном исследовании индивидуальности и интегральной индивидуальности. В основе его понимания индивидуальности лежит принцип системности, общая теория живых саморегулирующихся и самоактуализирующихся систем.

Интегральная индивидуальность — это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека. Интегральная индивидуальность — это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека.

В. С. Мерлин полагал, что одно и то же свойство может быть одновременно типичным и индивидуальным, если рассматривать его в определенном отношении. Например, потребность в достижениях социально типична в ситуации соревнования (т. е., надо понимать, присуща в этой ситуации пусть и не всем, но многим). Однако если судить о потребности в достижениях по уровню притязаний, то она индивидуально своеобразна, так как связана с индивидуальными особенностями психодинамики человека.

Мерлин В.С. подчёркивал необходимость  изучения связи и взаимообусловленность свойств различных уровней: от биохимического до социального. Не так как это было принято  ранее в психологии Например, направленность личности и мотивы изучались в школе А. Н. Леонтьева вне связи с нейрофизиологическими свойствами и свойствами темперамента.

Например, в исследованиях, проведенных Ильиным Е.П. и его учениками, выявлена многоуровневая обусловленность такого социального явления, как лидерство в спорте. Лидерами в спортивных командах, как правило, являются лица, имеющие сильную нервную систему, которая создает психологическую устойчивость. Сильная же нервная система обусловлена определенным физиологическим параметром — уровнем активации покоя. В свою очередь, он зависит от соотношения в крови адреналина и норадреналина, т. е. от особенностей гуморального уровня регуляции. Таким образом, интегральный (многоуровневый) подход позволяет обнаружить истоки того или иного явления, в том числе и социального.

Информация о работе Предмет и задачи дифференциальной психологии