Предмет и задачи дифференциальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:54, лекция

Краткое описание

Предметная область дифференциальной психологии. Задачи дифференциальной пси-хологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Мето-дологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития современной дифференциальной психологии. Дифференциальная психофизиология как часть дифферен-циальной психологии.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 688.50 Кб (Скачать)

С младенчества мальчики и девочки воспитываются в разных «субкультурах». С ними во многом по-разному обращаются родители, другие взрослые, друзья. Личности матери и отца сами по себе являются важными факторами в развитии представлений ребёнка о половых ролях. Однако для мальчиков и девочек существует ещё много других способов, позволяющих осознать, чего от них ожидают в речи, манерах и других аспектах поведения.

 

 

4. Половые различия  в способностях.

Моторные навыки. В среднем мальчики превосходят девочек не только мускульной силой, но и скоростью и координацией крупных телесных движений (например, метание мяча). У мужчин более короткое и согласованное время реакции, чем у женщин.

Ловкостью рук, как правило, отличаются девочки (в раннем детстве девочки раньше и лучше научаются одеваться). Мелкие, тонкие движения – у женщин.

Перцептивные процессы. Быстрое восприятие деталей и частая смена внимания лучше у женщин. У мужчин лучше пространственная ориентация.

Вербальные функции. Женское превосходство в вербальных функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста.

Память. Девочки преуспевают и в тестах на память. Но рахождения не большие и не устойчивые.

Пространственные и технические склонности в пользу мужчин.

Числовые способности – различия в пользу мальчиков.

Художественные способности – в дошкольном возрасте девочки рисуют более детально, чем мальчики. В позднем детстве  и зрелом возрасте – женщины превосходят, но не на много.

В музыкальных способностях различий на установлено.

 

5. Половые различия  в личности.

Исследования игровой активности выявили более частую занятость мальчиков в активной, энергичной игре, в деятельности, включающей мышечную ловкость и умение, а также в играх с высокой степенью организации и соперничества. Девочки склонны к сидячим, умеренным играм, ограниченным в амплитуде действия.

В чтении, кинофильмах и радиопрограммах мальчики предпочитаю приключения, путешествия и исследования. Среди девочек наиболее популярны любовные истории и романы о детях и семейной жизни.

Профессиональный выбор студентов, позволяет предположить стремление юношей к работе, позволяющей получить власть, выгоду и независимость, в то время как девочки более всего ценят работу, дающую интересный опыт, либо в сфере социального обслуживания. В позднем подростковом возрасте «сферы жизненных интересов»: физическое здоровье, безопасноть, деньги, секс.  Девочек заботят вопросы личной привлекательности, личная философия, режим дня, психическое здоровье, манеры, личностные качества, а также домашние и семейные взаимоотношения (жен. журналы).

Систематический анализ подслушанных разговоров показал, что в мужских разговорах распространены такие темы как деньги, коммерческие дела и спрот. Женщины предпочитают разговоры о других женщинах и одежде. Женщины значительно больше беседуют о людях.

Профессиональные интересы. Мужчины оказывают более стойкое предпочтение технической, вычислительной и научной работе. Женщины интересуются литературой, музыкой, художественной, социальной сферами деятельности, а также канцелярской работой.

Женщин отличает большая социальная ориентация. Это проявляется в раннем возрасте и продолжается до старости. Один из возможных факторов социального интереса и социальной ориентации девочек заключается в их более раннем языковом развитии. Первостепенная значимость принадлежит традиционным половым ролям и стереотипам.

На протяжении всего детства заметны половые различия в общительности. Играя в детском саду, мальчики проявляют интерес к предметам, а девочки к личностным взаимоотношениям. Девочки обнаруживают больше ответственности и «материнского поведения» по отношению к другим детям. Большая озабоченность девочек вопросами внешности является косвенным проявлением интереса к мнению о себе окружающих. Девочки более завистливы. Их чаще раздражают ситуации, затрагивающие их социальный престиж. Общительность положительно коррелирует со счастьем у женщин, но незначительно у мужчин.

Мужчин отличает более сильная потребность в достижениях и продвижению, чем женщин.  

Различия в эмоциональной адаптации. В детстве невротические симптомы проявляют и девочки и мальчики одинаково часто, различия заключаются в способах проявления эмоциональной неуравновешенности. Способы выражения плохой адаптации у девочек – сосание большого пальца, чрезмерная замкнутость, робость, застенчивость, опасливость, сверхчувствительность и мрачность, колебания настроения. У мальчиков – повышенная активность, привлекающее внимание поведение ревность, соперничество, лживость, воровство, эгоистичность, вспышки гнева. После 14 лет число невротических симптомов у девочек значимо выше, чем у мальчиков. Т.о. женщины более эмоционально неуравновешенны, чем мужчины.

Одно из самых устойчивых половых различий заключается в большей агрессивности мужчин. Это обусловлено и биологически и отчасти культурно. В связи с этим у мальчиков больше проблем с поведением, больше склонность к правонарушениям. У мужчин выше стремление к лидерству и доминированию.

Различия в мускулинности/феминности во многом обусловлены полоролевыми стереотипами и культурными традициями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблииа 4.1. Психологические проявления половых различий людей

Психологические особенности человека

Большая

выраженность

у женщин

Большая

выраженность

у мужчин

Скорость и координация крупных телесных движений

 

+

Ловкость рук

+ .

 

Скорость сенсомоторной реакции

 

+

Переключение внимания

+

 

Скорость и точность восприятия

+

 

Пространственная ориентация

 

+

Скорость чтения, беглость речи

+

 

Вербально-логическая память

+

 

Пространственное воображение

 

+

Технические способности

 

+

Числовые способности

 

+

Интерес к технической, вычислительной, экономической, политической деятельно-сти и научной работе

 

+

Интерес к литературной, музыкальной, хуожественной, социальной сферам деятельности, канцелярской работе

+

 

Общая социальная ориентация

+

 

Мотивация достижения

 

+

Эмоциональная неуравновешенность

+

 

Невротичность

+

 

Агрессивность

 

+

Доминирование, стремление к лидерству

 

+

Противоправное поведение

 

+


 

Кроме того, есть определенные основания утверждать, что у мужчин чаще, чем у женщин, проявляются критическое отношение к окружающим, независимость от их оценки; объективность как ориентация на реальные факты, а не на субъективные впечатления и чувства; 6ольшая склонность к решению отсроченных, долговременных, а не текущих задач. В то же время словесные поощрения женщин чаще возбуждают и ускоряют, а не расслабляют и замедляют их деятельность. Женщины чаще испытывают страхи, сложность и неудачи в интимных  отношениях; это причина большинства их психических расстройств. Несмотря на достижение относительной финансовой независимости, женщины в большей мере видят свой успех в любви, замужестве, тогда как мужчины чаще настроены на деловые достижения.

 

 

 

 

Тема  8.   Возрастные различия

 

Методы изучения возрастных различий.

1) Метод поперечных срезов (поперечный подход). Например, группы испытуемых в возрасте от 10 до 18 лет проходят тестирование одновременно и результаты каждой возрастной группы проставляются напротив соответствующего возраста. Предполагается, что эти значения являются показателями нормального развития, приблизительно соответствующие тем значениям, которые можно было бы получить при ежегодном тестировании подростка от 10-летнего возраста до достижения им 18 лет.

 Критика метода:

- действие селективных факторов (учащиеся старших классов более  однородная группа, чем учащиеся младших классов, некоторые отсеиваются из-за неусмпеваемости);

- различия фонового опыта (нельзя  сравнивать разновозрастные группы из-за различия их фонового опыта. Например различия между сегодняшними 15 летними и 40 летними не только возрастное. Когда нынешним 40 летним было по 15 образование было на другом уровне, другие социальные взгляды, меняющиеся условия культуры).

2) Метод продольных срезов (исторический метод или продольный подход). В связи с перечисленными недостатками метода поперечных срезов исторический метод лучше. Примеры исследований: 1) исследование одарённых детей, 1500 школьников, получивших высокий IQ. Исследование в детстве и в зрелом возрасте (Стэндфортский у-т). 2) Исследование интеллектуального развития 61 младенца от 1 месяца до 25 лет (Калифорнийский  у-т).

Критика метода:

- значительное число выбывших  из группы за длительный период  времени;

Наиболее желательно комбинировать оба метода для наилучших результатов исследования.

3) Графики роста. На графике изображают возрастные изменения, происходящие во внешних данных, таких как рост, телесные пропорции и другие структурные характеристики (органические, соматические или физиогенные характеристики). Внешние данные достаточно и их можно легко интерпретировать.

«Графики роста» применяются для выражения тестовых значений и поведенческих данных. Они показывают как индивид ведёт себя в разном возрасте в некой стандартной ситуации. В этом случае это то же самое, что график научения.

Изучение интеллектуального развития.  Результаты тестирования 4208 испытуемых Терстоуном и Акерсоном по шкале Стенфорд-Бине. От 4 до 10 лет график поднимается плавно. В 11-15 лет – резкий скачёк вверх, 15-18 лет – плавно вверх.

Рис. 39. Возрастные изменения по результатам теста Стэнфорд—Бине; межгрупповые данные. (Данные из Терстоуна и Акерсона, 100, с. 576.)

 

Таким образом, резкий рост интеллектуального развития наблюдается во время подросткового периода. С возрастом индивидуальные различия в интеллекте увеличиваются.

 

2) Возрастные  различия

 

Обращаясь к возрастным свойствам, следует учитывать, что возраст человека обладает метрической и топологической характеристиками. Метрическая характеристика определяется суммой прожитых лет. Топологическая оценка характеризует фазы, периоды развития психологических особенностей и поэтому становится центральной для рассмотрения в данном контексте.

Так, в период биологического созревания организма происходит общее улучшение психофизиологических характеристик. Развитие многих сенсорных функций достигает оптимума примерно к 20 годам, а интеллектуальных — к 18-20 годам; до 25 лет прогрессирует память и цветовая чувствительность. Время сенсомоторных реакций улучшается до 20-25 лет.

В исследованиях Л. А. Шварц и С. В. Кравкова установлено, что функционирование сенсорно-перцептивной сферы человека достигает своего оптимума к 25 годам. Показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума к 30-35 годам, вербальный интеллект развивается еще и после 40. Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания нарастают постепенно, наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключения и избирательности приходятся на возраст 27-33 года.

Одной из основных характеристик мышления в период 20-40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.

Теоретическое мышление проверяется практикой, под влиянием которой происходит обогащение и теоретического мышления. Имеющиеся экспериментальные данные позволяют говорить о том, что на протяжении периода ранней взрослости (от 18 до 40 лет) наблюдается неравномерность развития конкретных видов мышления. Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31–35 лет. В студенческие годы развитие практического мышления еще не опосредовано профессиональной деятельностью и выработкой ее индивидуального стиля. Однако наблюдаются оптимумы в развитии теоретического мышления, которые приходятся на возраст 20, 23, 25 и далее 32 года. Оптимумы в развитии образного мышления также приходятся на возраст 20, 23, 25 лет, в последующем  только 32, 35 и 39 лет [4].

Информация о работе Предмет и задачи дифференциальной психологии