Предмет и задачи дифференциальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:54, лекция

Краткое описание

Предметная область дифференциальной психологии. Задачи дифференциальной пси-хологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Мето-дологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития современной дифференциальной психологии. Дифференциальная психофизиология как часть дифферен-циальной психологии.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 688.50 Кб (Скачать)

К сожалению, интегральный подход (не на словах, а на деле) все еще не получил надлежащего распространения в исследованиях психологов, занимающихся изучением человека. И связано это с тем, что психофизиология, в том числе и дифференциальная психофизиология, находятся не в почете у психологов (создается впечатление, что многие из них ее даже боятся). Впрочем, это и понятно. Строить абстрактные модели личности легче, чем осуществлять исследование с использованием инструментальных методов исследования (тем более что часто они вообще отсутствуют). Кроме того, интегральный подход к человеку требует не только более масштабного мышления, но и более широких знаний, выходящих за рамки психологии.

Как полагал В. С. Мерлин, чтобы исследование индивидуальности стало интегральным, достаточно изучить связи между ограниченным количеством индивидуальных свойств, относящихся, правда, к разным иерархическим уровням. При этом под последними он понимает такие уровни, которые предположительно определяются разными закономерностями (биохимическими, физиологическими, психологическими, социальными), что должно быть проверено и доказано на основе объективных критериев, выделенных в ходе исследования.

 

 

 

 

 

 

Тема 7 Половые различия

Характеристика понятия «пол». Биологические аспекты половой дифференциации. Половые различия. Характеристика понятия «гендер». Гендерные стереотипы. Соотнесение понятий «пол» и «гендер». Эволюционно-генетические, возрастные и социальные аспекты половой дифференциации. Половые различия в эмоциональной сфере. Способности мужчин и женщин. Личностные особенности мужчин и женщин. Особенности общения, связанные с полом. Особенности поведения мужчин и женщин. Пол и сексуальное поведение. Мужчины и женщины в семье. Пол и различные виды деятельности. Маскулинность, фемининность, андрогиния. Сравнительное изучение мужчин и женщин с учетом психологического пола.

 

Половые различия

  1. Характеристика понятия «пол».
  2. Эволюционно-генетические, возрастные и социальные аспекты половой дифференциации.
  3. Характеристика понятия «гендер».

 

 

 

  1. Характеристика понятий «пол», «гендер» и связанных с ними

 

В широком смысле пол – это совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком/мужчиной или девочкой/женщиной.

В русском языке термин «пол» используется в связи с родовой принадлежностью, биологическими характеристиками и сферой сексуального поведения, что существенно затрудняет постановку и обсуждение связанных с различными аспектами пола проблем. Последнее время в научный обиход входят английские Sex, связанные прежде всего с функцией размножения, биологический пол, и gender, пол в его психосоциальном, социокультурном и психологическом аспектах.

Психологический пол – понятие, которое описывает связанные с полом особенности переживаний и проведения в категориях маскулинности (от лат. maskulinus – мужcкой) и феминности (от лат. femininus –женский). Психологический пол делят на маскулинный, фемининный, андрогенный.

Половая дифференциация – в узком смысле, биологический аспект процесса формирования пола, включающий в себя внутриутробный и послеродовой этапы, на которых происходят телесная и половая дифференцировка и половая дифференцировка мозга. Социокультурный аспект этого процесса описывает понятие половой социализации.

Половая социализация – начинающийся после рождения процесс освоения ребёнком половых/сексуальных ролей и формирование половой/сексуальной идентичности.

Гендерная идентичность (половая идентичность) – переживание себя как человека определенного пола. В отличие от гендерной роли, отражающей внешние признаки моделей поведения и отношений, позволяющих другим людям судить о степени принадлежности кого-либо к мужскому или женскому полу, гендерная идентичность характеризует внутреннее, глубоко личное переживание себя как человека определенного пола. Существенным компонентом гендерной идентичности является сексуальная, или половая, идентичность, отражающая представление человека о своих сексуальных предпочтениях (гетеро-, гомо- или бисексуальных). Гендерная идентичность и гендерная роль у одного и того же человека не всегда совпадают.

Половая роль – существующая в данной культуре и опосредованная субкультурой модель поведения, определяемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций (ожиданий), которую индивид должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признали мальчиком/мужчиной или девочкой/женщиной.

Половые различия – в отличие от половых ролей, связаны с биологическими детерминантами пола.

В этой лекции речь пойдёт о различиях между мужчинами и женщина в контексте половых различий, полоролевых различий и гендерных (психологический пол) различий.

 

2. Математические методы установления различий между полами.

По любой психологической черте женщины сильно отличаются друг от друга, и то же самое касается мужчин. Сопоставление двух групп осуществляется с использованием методов математической статистики. Например, установление совпадений между двумя группами осуществляется путём установление процента испытуемых в одной группе, достигающих или превышающих медиану другой. Полное совпадение в том случае, когда 50% из одной группы достигают или превышают медиану другой. Рис.




 


 


Рис 1. 50% группы А достигает или превышает медиану группы В


 


 


 

 

 


 

Рис 2. 0% группы А достигает или превышает медиану группы В

 

При сопоставлении группы мужчин и женщин должны соответствовать друг другу (репрезентативность). Например, не корректно сопоставлять девушек студенток ВУЗа и юношей, учащихся ПТУ. Разница может быть связана не с половыми различиями, а с различиями в уровне образования, социокультурной среде, проф. направленности.

На установление половых различий повлияли научные теории. Например, широкое распространение среди психологов получила теория большей мужской изменчивости, согласно которой амплитуда интеллекта среди мужчин шире, чем среди женщин. В соответствии с этим среди мужчин должно быть больше одарённых, а также умственно отсталых людей, чем среди женщин. Сторонники теории большей мужской изменчивости считают её справедливой для всех особенностей, как физических, так и психологических (а не только для интеллектуальных).


 

 

 



 

                                             Муж.

Жен.

 

 


Рис. Интеллект мужчин и женщин

 

В подтверждение этому представлены данные о большем количестве знаменитостей, интеллектуально одарённых мужчинах. Также установлено в нескольких странах, что в учреждениях для слабоумных больше мужчин, чем женщин. Однако объяснение этому: неконкурентный характер многих занятий, доступных женщинам. Это делает распознание умственно отсталых т необходимость принудительного лечения менее вероятной для женщин, чем для мужчин. Девочка на уровне идиотии может выжить вне учреждения, обратившись к домашней работе или к замужеству как средству существования. Мальчиков чаще заставляют работать на заводе, где вскоре обнаруживается их умственная отсталость в процессе конкуренции.

Наиболее исчерпывающие исследования интеллекта с полным распределением для каждого пола не подтвердили гипотезу о разбросе в половых различиях. К. Пирсон оспаривал адекватность предыдущих исследований.

Более поздние обследования с тестированием интеллекта, специальных способностей и достижений дали в результате небольшие и неустойчивые различия. Сравнительная изменчивость  двух полов различается в зависимости от конкретного рассматриваемого признака, возраста испытуемых, их социального и экономического уровня. Результаты тестов на интеллект различаются в зависимости от самого теста.

 

 

 

 

3. Биологические и культурные факторы различий между полами.

Физические различия. Длительный период вынашивания и воспитания детей, биологически достающийся партнёру  женского пола, имеет большое значение в половой дифференциации интересов, эмоциональных черт, профессиональных целей и достижений во многих сферах.

Влияние половых гармонном – это прямой источник половых различий в психологических чертах. Наличие мужских или женских половых гормонов влияет на определённые аспекты поведения, как, например, агрессивность. В то же время пропорция гормоном андрогена и этрогена  в организме (и мужчин, и женщин) обуславливает то, в какой степени индивидуум развивает маскулинные или феминные качества.

Другой источник общих половых различий – определяющие пол хромосомы (XX и XY).

Установлены половые различия в строении тела, анатомических особенностях, физиологическом функционировании и биохимическом составе. Разница с возрастом увеличивается. Вес мальчиков при рождении на 5% больше, чем девочек. К 20 года эта разница увеличивается на 20%. Увеличение мужского роста происходит от 1-2% в детстве до 10% к 20 годам.

Относительно мышечной силы наблюдаются устойчивые расхождения в пользу мужчин в любом возрасте. Ещё с младенчества мальчики проявляют большую «мышечную реактивность». Жизненный объём лёгких (ЖОЛ) у мальчиков на 7% выше, чем у девочек. В зрелом возрасте – на 35%. Это важно, поскольку ЖОЛ является сущетвенным фактором непрерывной выработки энергии. Таким образом, соразмерно весу своего тела, мужчина потребляет и производит больше энергии, чем женщина.

Все эти физические различия будут играть важную роль в половых различиях в игровой активности, интересах, достижениях в различных сферах работы. Большая сила и подвижность мальчиков повышают вероятность манипулирования механическими предметами, и поэтому косвенным образом содействую развитию более чётких механических понятий. Агрессивности и доминированию в социальных отношениях могут изначально способствовать большие размеры тела, сила и выносливость.

Другое важное половое различие заключается в акселерации у девочек. Девочки не только раньше достигают физической зрелости, но на протяжении всего детства они также быстрее продвигаются к своему взрослому статусу. Разница колеблется от 12 до 20 месяцев.

Акселерация, как важный фактор развития девочек с младенчества, может способствовать их более быстрому продвижению в приобретении языковых навыков и давать преимущество для вербального развития в целом. Девочек отличает более раннее начало полового созревания по отношению к эмоциональной и другим личностным характеристикам.

Социальное значение акселерации: вследствие физической акселерации девочки подростки стремятся к общению со старшими мальчиками. Это, вероятно, объясняет обычную возрастную разницу в браке. Поскольку девушка, как правило, бывает моложе юношей, с которыми общается, и моложе мужчины, за которого выходит замуж, большинство друзей мужского пола имеют перед ней превосходство в образовании, развитии и общем опыте. Такая ситуация может лежать у истоков социальных установок по отношению к двум полам.

Различие в жизнеспособности связанных с полом дефектах. В любом возрасте женщины проявляют больше жизнеспособности, чем мужчины. Более высокая смертность мужчин, чем женщин. Начиная с большей распространённости внутриутробной и младенческой смерти мальчиков, чем девочек. Зачатие мальчиков на 20-50% больше, чем девочек (Y-носящий сперматозоид легче и подвижнее X-носящего). Однако рождается мальчиков на 5-6 % больше, чем девочек. На протяжении всей жизни представитель мужского пола во многих биологических отношениях  проявляет большую уязвимость. Он более восприимчив к инфекциям и чаще страдает физическими недостатками. Почти любые дефекты, за исключением небольшого числа, более распространены среди мужчин.

Причина полового различия в жизнеспособности и физических нарушениях заключается в половых хромосомах. Поскольку женщина получает две Х хромосомы, эффект дефектного гена может быть уравнён нормальным геном в друой.

Социальное значение жизнеспособности. Преобладание женщин в старших возрастах – обстоятельство, влияющее на сравнительные возможности для брака. Большее женское соперничество в браке.


 

Различия в поддержании гомеостаза. Гомеостатические механизмы, стремящиеся к поддержанию организма в нормальном состоянии, работают у мужчин в более узких пределах. Поэтому мужчины показывают меньшую флуктуацию (отклонение от среднего, колебания) в таких измерениях как температура тела, основной метаболизм, кислотно-щелочной баланс и уровень сахара в крови. Женщины больше подвержены покраснению лица, обмороку и др. Эксперименты показали большую реактивность девочек, чем мальчиков к стрессом ситуациям, однако девочки быстрее восстанавливаются.

Влияние культурных факторов. Культурные факторы играют важную роль в дифференциации половых ролей и соответствующих половых различий в поведении. Даже когда физические расхождения способствуют половым различиям в поведении, то это обычно влияние косвенного характера. К расхождениям в личностном развитии двух полов приводят скорее социальные следствия физических различий, чем биологические половые различия сами по себе.

Информация о работе Предмет и задачи дифференциальной психологии