Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:54, лекция
Предметная область дифференциальной психологии. Задачи дифференциальной пси-хологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Мето-дологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития современной дифференциальной психологии. Дифференциальная психофизиология как часть дифферен-циальной психологии.
Наследственной основой индивидуальных различий является почти бесконечное разнообразие возможных генных комбинаций. Даже простые свойства человека зависят от совокупного влияния большого числа генов. Родительские клетки, принимающие участие в процессе зачатия содержат различные комбинации генов, возникшие в результате мейоза. Когда клетки материнского и отцовского организмов соединяются для создания нового организма, то тем самым они ещё больше увеличивают разнообразие возможных генных комбинаций. Из этого следует, что двое детей от одних родителей не могут иметь одинаковую наследственность. То же справедливо для разнояйцевых близнецов. Однояйцевые близнецы развиваются из разделившихся половинок единой оплодотворённой яйцеклетки и поэтому имеют один и тот же набор генов.
Простейшей иллюстрацией механизма наследственности могут служить единичные факторы, зависящие от одной пары генов, например альбиносность или отсутствие пигментации в глазах, волосах и на коже. Альбиносность от обоих родителей – альбинос (гомозиготный признак). От одного из родителей – нормальная пигментация, доминирующий признак (альбиносность – рецессивный – гетерозиготный). Гетерозиготные индивиды, хотя и выглядят как люди с нормальной пигментацией, несут в себе ген альбиносности и могут передать его своим потомкам.
Другие единичные признаки не проявляют доминирования, поэтому при скрещивании двух разных получится третий признак.
Пол индивида детерминируется парой хромосом: X и Y. Если ребёнок получает X –хромосомы от каждого родителя, то будет женского пола; если получает хромосомы X и Y, то мужского. От своей матери ребёнок может получить только X-хромосомы, а от отца – X или Y.
Существует мнение, что в каждом индивидууме есть все необходимые для обоих полов гены. Но наличие двух X-хромосом приводит к развитию женских половых признаков и подавлению мужских. Если же есть только одна X хромосома, то развитие получают мужские признаки. Признаки, сцепленные с полом: дальтониза, гемофилия, облысение.
Всякий раз, когда какое-либо свойство зависит от единичных признаков, которые определяются единственной генной парой, тогда в результате мы имеем качественно отличающиеся друг от друга, чётко идентифицируемые типы. Однако большинство свойств зависит от множественных факторов, при этом с ростом количества факторов число получающихся в результате комбинаций резко увеличивается. Например, человеческий рост – мультифакторный признак.
Кроме того, каждый признак в действительности является результатом взаимодействия всех генов, унаследованных индивидуумом. Ген всегда оказывает действие при наличии других генов – генный баланс.
2. Взаимодействие наследственности и окружающей среды
Понятие «окружающая среда» в географическом смысле не тождественно понятию психологически окружающая среда. Психологически окружающая среда состоит изо всей совокупности воздействий, которые индивид получает от зачатия до смерти (Например, два брата в одной комнате: географически – одна окружающая среда, психологически – разная, наличие старшего брата, наличие младшего брата). Это активное понятие окружающей среды, при котором физическое присутствие объектов не означает, что мы относим их к окружающей среде, – это происходит только в том случае, если объекты служат стимулами для индивидов. Это понятие включает в себя все формы стимулирования (например, изменение питания матери – влияет, стимулирует развитие плода. Пеленание, купание – стимулирование).
1) Теория исключительного вклада
Взаимодействие наследственности и окружающей среды выражается в поведении. Инстинкт – поведение, полностью определяемое наследственностью (схема безусловных реакций). Навыки – приобретённое поведение. Данная теория предполагает исключительное действие или наследственности, или окружающей среды. Однако, такое деление поведения на врождённое и приобретённое не находит поддержку в современной генетике. Доказано, что каждое качество индивида и каждая проявляемая им реакция зависят от его наследственности, и от окружающей среды
2) Теория совместного вклада
И наследственность, и окружающая среда влияют на всё поведенческое развитие и итоговые поведенческие свойства могут рассматриваться как результат их совместного влияния. Отдельно факторы наследственности и окружающей среды редко проявляются. Возникает вопрос о пропорции вкладов каждого фактора. Например, на развитие умственных способностей наследственность влияет на 75%, а окружающая среда на 15%. Однако сами же исследователи, придерживавшиеся данной теории, убедились в несовершенстве процедуры определения пропорционального вклада.
3) Теория взаимодействия
Самая распространённая точка зрения на отношение между наследственностью и средой. Природа и степень влияния каждого из факторов зависит от вклада другого. Иными словами, любой фактор окружающей среды будет иметь различное влияние, в зависимости от специфики наследуемого материала, с которым он имеет дело. Точно так же любой наследственный фактор будет действовать по-разному в условиях различной окружающей среды. (Например, Ребёнок с синдромом Дауна в семье, где специально занимаются с ребёнком).
Наиболее распространённые заблуждения соотношения наследственности и окружающей среды:
Всё, что присутствует при рождении, непременно является наследственным. Нет. Наслеследственные факторы могут воздействовать на развитие индивида через много времени после рождения. Наследственная восприимчивость к различным заболеваниям, например, может не проявляться в молодом возрасте.
Структурные и функциональные характеристики. Под структурными понимаются органические, соматические или физиогенные характеристики. Функциональные – поведенческие, опытные, психогенные характеристики
Психологию интересует поведение индивидов. Структурные характеристики в этой связи важны тем, что накладывают определённое ограничение на развитие индивида. Природа и развитие телесных структур, очевидно, играют свою роль в определении того, каким будет поведение индивида. Если у ребёнка поражена щитовидная железа, то его движения будут замедленными, а поведение неразумны. Наличие определённых структурных признаков является условием, необходимым, но не достаточным для развития особого типа поведения. Структурные возможности большинства людей таковы, что предоставляют для поведенческих изменений практически неограниченные возможности. (теория Адлера)
Утверждения, касающиеся, «наследования» слабоумия, музыкального таланта, математических способностей, преступных наклонностей, являются, в принципе, неправильными.
Рассматривая методы, которыми пользуются психологи для исследования наследственности и окружающей среды на поведение включает пять основных групп:
Селективное выделение. Это метод генетики, заключающийся в экспериментальном селективном выведение животных на основе поведенческих характеристик. В настоящий момент эти исследования достигли появления через последовательное селективное выведение поколений двух наследственных ветвей, существенно отличающихся друг от друга по определённым поведенческих признакам. Эксперименты Триона с крысами (см. выше). На основе результатов эксперимента отбирались сильнейшая и слабейшая группы крыс «усмные» и «глупые». Внутри каждой группы особи скрещивались. Несколько поколений отбор и скрещивании. Условия окружающей среды (температура, пища, свет) были одинаковыми для всех поколений. В результате две ветви последующих поколений (до седьмого) постепенно расходятся. Далее выявляли чем отличаются «умные» крысы от «глупых». Вскоре выяснилось, что различия не связаны с умственными способностями, и даже с обучаемостью, так как крысы, показавшие низшие значения в лабиринте, по другим тестам показали значения выше «умных».Установили, что крысы, показавшие себя самыми умными в лабиринте, обладали «особенно хорошим аппетитом, склонностью находить кратчайшую дорогу, не особенно боялись воды, были пугливы на открытых пространствах». Крысы, показавшие себя глупыми в лабиринте были «сравнительно равнодушны к еде, обладали повышенной водобоязнью и пугливостью в отношении механических приборов. Таким образом, представители двух ветвей отличались друг от друга не своими способностями, но эмоциональными и мотивационными особенностями.
Исследование нормативов развивающегося поведения. Исследователи анализируют данные нормального развития с точки зрения гипотезы созревания. Созревание не является результатом научения, и состоит в том, что на определённой стадии структурного развития организма у него появляются новые функции, резко отличающиеся от тех, которые были приобретены в результате опыта или научения. Ключевыми здесь являются наследственные факторы. Для созревания характерно: внезапность появления функции и последовательно появление моделей поведения. Пример, нормальное развитие младенца, для какого возраста какие функции характерны. В результате исследований составлены таблицы нормативного соотношения возраста и поведения (в 4 месяца ребёнок учится сидеть, в 8-10 месяцев – ходить и т.д.)
Исследование структурных факторов в развитии поведения. (Как болезни, физические нарушения влиют на поведение). Роль физических условий в поведении может находиться в пределах от неизлечимой невролгической или метаболической недостаточности, накладывающей жёсткие границы на развитие поведения, до простых физических различий между людьми, что отражается в социальной практике. Например, снижение обучаемости крыс, чьи матери во время беременности подвергались облучению X-лучами. Или экспериментальное удаление или стимулирование определённых зон коры головного мозга приводит к определённым изменениям в поведении.
Исследование влияния на поведение предшествующего опыта.
Многочисленные эксперименты над животными показали, что на модификацию многих форм поведения влияет предшествующий опыт. Способность к обучению зависит от предыдущего обучения.
Эксперименты с животными: явление «импринтинга», выделенное Лоренцом. Или самки крыс, содержались в клетках, в которых не было ничего, из чего можно было бы сконструировать гнездо, впоследствии не могли строить гнезда, когда материал для строительства был для них доступен.
Эксперименты с младенцами: (эксперименты Денниса) 2 новорожденные девочки на 7 месяцев помещались дома в условия строго ограниченной стимуляции и активности. Они были лишены возможности садиться и вставать, возможности манипулирования с предметами сведены к минимуму. Кормили нормально. Экспериментаторы не общались с детьми, не улыбались, не хмурились, не разговаривали, не играли. После 7 месяцев ограничения были постепенно сняты. Функции, которые обычно появляются в течение первых семи месяцев, у девочек появились без существенной задержки: простые формы активности, такие как фиксация объектов, поворот головы, плач, реакция на звук, захват предметов, наблюдение за своими руками и игры с ними, поднесение руки или предмета ко рту. Очевидно, что такие функции появляются независимо от научения (созревание). Реакции, которые обычно возникают по достижении 7 месяце, появлялись с существенной задержкой. Как только были сняты запреты эти реакции появились.
Метод близнецового контроля. Одному из однояйцевых близнецов предлагается активно нарабатывать некую функцию, в то время как другой остаётся в качестве контрольного испытуемого. Эксперименты Гесселя. Две девочки-близняшки по 46 недель (11 месяцев). Изучались функции залезания на лестницу и игры в кубики (ощупывание перекладывание, конструирование). Тренировки одной девочки 6 недель по 20 минут в день. По истечение данного срока, вторая девочка, не имевшая подготовки в названных видах деятельности, стала действовать с кубиками так же, как и подготовленная. В функции лазания - отличия. Первая – «опытный верхолаз», вторая не могла добраться до верхней ступеньки даже с посторонней помощью. Прошло 2 недели. Девочка вторая стала тренироваться 2 недели. Успехи девочек выровнялись. За счёт созревания (53 недели и 2 недели тренировок и 46 недель и 6 недель тренировок).
Информация о работе Предмет и задачи дифференциальной психологии