Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:54, лекция
Предметная область дифференциальной психологии. Задачи дифференциальной пси-хологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Мето-дологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития современной дифференциальной психологии. Дифференциальная психофизиология как часть дифферен-циальной психологии.
Затем появились тесты Бине-Симона, Стенфорда-Бине и др. Появились понятия тестовые нормы, надёжность теста.
К началу 19 века диффренциальная психология начала обретать конкретные формы. В 1895 г. Бине и Генри опубликовали статью «Психология индивидуальности», которая представляет собой первый систематический анализ целей, предмета и методов дифференциальной психологии. В качестве главных проблем дифференциальной психологии авторы указали изучение природы и степени индивидуальных различий в психических процессах и выявление взаимосвязи психических процессов человека, чтобы классифицировать качества и определить среди них фундаментальные.
Основателем дифференциально-
У. Штерн интересовала природа различий между людьми, поэтому он обратился к наследственности, климату, социальному или культурному уровню развития, образованию и другим факторам.
В 1903 г. вышла книга Томсона «Индивидуальные различия полов», в которой впервые были изложены результаты всеобъемлющего тестирования мужчин и женщин, проводившегося в течение нескольких лет. Тогда же появились исследования различий расовых групп.
Тема 3. Групповые, типологические и индивидуальные различия.
Общее, типичное и единичное в поведении и психической деятельности людей. Норма и индивидуальность психического развития. Групповые, типологические и индивидуальные различия. Детерминанты и диапазон вариативности психологических особенностей человека. Распределение индивидуальных различий. Универсальность индивидуальных различий.
1. Детерминанты вариативности психологических особенностей человека.
Основных положений, слагающие фундамент дифференциальной психологии:
Область изучения различий между людьми тесно связана с проблемой иерархизации подсистем индивидуальности. Основные дихотомии человекознания:
"Сходство—различие"
Этот конструкт является наиболее очевидным для дифференциальной психологии, так как показывает основной вектор приложения исследовательских усилий, направленных на поиск различий, а не общего (как это происходит в общей психологии).
"Наследственное—приобретенное"
Эта дихотомия является частным случаем широко обсуждаемой уже много десятилетий проблемы "природное-социальное". Ряд авторов (см. Равин-Щербо, 1988) справедливо указывает, что в психологии и психофизиологии эту проблему целесообразно ограничить формулой генотипическое—средовое. При этом надо отчетливо понимать, что "речь идет о роли наследственного и средового не в историческом становлении психики человека, а в межиндивидуальной вариативности психологических признаков"
" Общее – единичное"
В дифференциально-
"Идентификация—
Как координата, отображающая реальные
процессы человеческой жизни, связана с двумя фактически противоположными
тенденциями в развитии человека, обозначаемыми
как "социализация—
"Сознательное—бессознательное"
Этой координатой нельзя пренебречь (подробнее о термине "внесознательное" см. Либин, 19986). Протекающие вне сферы сознания процессы оказывают не меньшее, но, зачастую, значительно большее влияние на форму проявления индивидуального поведения. Особое значение учет силы воздействия на поведение со стороны внесознателfa-ной сферы психики имеет для психометрических измерений.
Каждый день мы сталкиваемся с резкими качественными различиями людей (Пример, Коля спортивный челок, Оля – творческий). Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что все индивиды обладают всеми качествами и что по степени обладания каждым конкретным качеством их можно распределить вдоль длинной шкалы. Различия между людьми – вопрос степени. В этом смысле можно сказать, что индивидуальные отличия носят скорее характер количественный, чем качественный. Промежуточные степени какого-либо качества встречаются гораздо чаще, чем его простое наличие или отсутствие («полная» слепота, глухота).
Распределение индивидуальных различий. Возникает вопрос, как различные степени каждого качества распределяются между людьми? Происходит ли распределение индивидов равномерно по всему ряду этих степеней, или они как бы группируются вокруг одного или нескольких пунктов? На эти вопросы лучше отвечать, анализируя частотные распределения. Результаты тестирования или любые другие серии измерений группируются в классы.
Пример. Исследование IQ в классе.
IQ показатель |
Уровень интеллектуального развития |
130 и выше |
очень высокий интеллект |
120-129 |
высокий интеллект |
110-119 |
«хорошая» норма, интеллект выше среднего |
90-109 |
средний интеллект |
80-89 |
интеллект ниже среднего |
70-79
|
уровень интеллекта, граничащий с умственной отсталостью |
69 и ниже |
умственная отсталость |
Для анализа общих тенденций в различиях в уровне интеллекта удобнее иметь дело с показателями частотного распределения, чем с индивидуальными данными. Частота распределения признаков как правило имеет вид кривой Гауса.
Таким образом, каждое личностное качество в той или иной степени проявляется у определённого индивидуума. Большинство людей относятся к промежуточным типам, а не к крайней выраженности качества (наличие или отсутствие). Использование методов математической статистики позволяет выявлять тенденции и закономерности в распределении личностных качеств. Удобнее рассматривать не индивидуальные значения выраженности личностного качества, а некие интервалы, частоты распределения, которые можно условно именовать высокий, средний, низкий уровень выраженности.
Измерение степени изменчивости. Встаёт вопрос о степени различий между индивидуумами. Более точным для большинства целей измерением является стандартное отклонение. Преимуществом использования стандартного отклонения как измерения изменчивости является то, что при его вычислении видно реальное положение каждого члена группы. +1 – 68% случаев, + 3 – 99,7% случаев.
Универсальность индивидуальных различий. Индивидуальные различия ограничены человеком как видом. Изменчивость животных индивидов можно наблюдать на всех участках шкалы видов животных (развитие дыхательной системы). В многочисленных исследованиях зоопсихологов устанавливались индивидуальные различия между животными. Например, Трион дал 142 крысам 19 попыток преодолеть лабиринт. Во время каждой попытки, всякий раз как крыса попадала в тупик, это фиксировалось как ошибка. Общее число таких ошибок за время осуществления 19 попыток колебалость от 7 до 214.
Гебб проводил изучение высших животных – шимпанзе. Наблюдения проводились в ситуациях, позволяющих шимпанзе по-разному реагировать на людей или на неживые предметы. Обнаружился широкий спектр индивидуальных различий по категориям: дружелюбность, агрессивность, избегание и пр.
Приведённые примеры, доказывают, что индивидуальные различия являются неотъемлемой частью всего живого. Индивидуальные различия универсальны и для животных и для человека. И эти различия очень велики.
3. Групповые, типологические и индивидуальные различия.
Индивидуальные различия в поведении выражаются в:
- различиях в проявлении
- свойств характера;
- эмоциональных различиях;
- мотивационных различиях;
- волевых различиях;
- индивидуальности;
- в способностях;
- в интеллекте,
- стиле и эффективности
- в использовании защитных
- в использовании копинг-
Типологические различия – отнесение к определённому типу личности.
Групповые различия устанавливаются по следующим критериям: по полу, возрасту, этнической принадлежности, характеру профессиональной деятельности, классовой принадлежности и другим критериям образования группы.
Деление области дифференциально-
Тема 4. Наследственность и среда
Понятие «наследственность». Индивидуальная наследственность человека. Бесконечное разнообразие генных комбинаций. Понятие «окружающей среды». Понятие «стимула» окружающей среды. Взаимодействие наследственности и окружающей среды: концепция исключительного действия наследственности или окружающей среды; концепция совместного вклада наследственности и окружающей среды, концепция взаимодействия наследственности и окружающей среды. Классификация методов, используемых в психологических исследованиях влияния факторов наследственности и окружающей среды на поведение: селективное выведение, исследование нормативов развивающегося поведения, исследование структурных факторов в развитии поведения, исследование влияния на поведение предшествующего опыта, статистический анализ родовых сходств и различий.
Основу индивидуальных различий следует искать в наследственности индивида и в условиях окружающей среды, в которых он развивается. Для начала рассмотрим то, что подразумевается под термином «наследственность». Понятие «наследственность» означает наследственность биологическую (а не «социальную» наследственность). Индивидуальная наследственность человека состоит из особых генов, которые он получает от родителей при зачатии. Чтобы оказать определённое влияние, фактор наследственности должен иметь особый ген или комбинацию генов. Гены группируются в хромосомы. Хромосомы соединены попарно. Два члена каждой пары сходны между собой по проявлению в функции. Число хромосом в каждой клетке в целом постоянно для каждого вида, но отличается у разных видов. Каждая человеческая клетка содержит 48 хромосом (24 пары). (В каждой клетке комара 6 хромосом – 3 пары.).
Каждый индивид начинает свою жизнь с одной клетки – это оплодотворённая яйцеклетка. Эта клетка делится на две дочерние клетки, каждая из которых снова делится и т.д. до тех пор, пока миллионы клеток не становятся зрелым организмом. Во время процесса клеточного деления, известного как митоз, каждая хромосома внутри клеточного ядра удваивается, разрываясь на две части, и каждая клетка, возникающая в результате такого деления, получает идентичный набор хромосом. Все клетки тела, таким образом, имеют одинаковую наследственность.
Когда индивид достигает половой зрелости, формируются специальные репродуктивные клетки (яйцеклетки и спермотозоиды). Этот процесс называется мейозом, или уменьшением, поскольку число хромосом в каждой репродуктивной клетке в два раза меньше изначального. Две хромосомы в каждой паре разделяются и расходятся по дочерним клеткам.
Информация о работе Предмет и задачи дифференциальной психологии