Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:54, лекция
Предметная область дифференциальной психологии. Задачи дифференциальной пси-хологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Мето-дологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития современной дифференциальной психологии. Дифференциальная психофизиология как часть дифферен-циальной психологии.
Сангвиник
- повышенная реактивность – очень живо реагирует на всё окружающее;
- пониженная
сензитивность – не
- повышенная активность – очень энергичный, работоспособный, долго работает без перерыва;
- активность и реактивность уравновешены – учитываются внешние обстоятельства и свои переживания в поведении;
- высокая
пластичность – легко
- экстраверт;
- темп реакций средний – оптимальный;
- эмоционально устойчив.
Человек живой, любознательный, весёлый, жизнерадостный, легко поддаётся чувствам, быстро забывает обиды, легко переживает неудачи, приветлив, доброжелательный, быстро сходится с людьми, интересы и чувства быстро меняются. Если работа или учёба интересны – всё очень быстро схватывает на лету, если не интересны – усваивается плохо, отвлекается. Имеет гибкий ум, находчив, стремится к частой смене впечатлений, не выносит монотонной работы, по лицу легко угадать настроение, отношение к предмету или человеку.
При неправильном воспитании, неблагоприятных условиях жизни наблюдается беззаботное, лёгкое отношение к делу, работе, нежелание доводить начатое до конца, несерьёзное отношение к школе, переоценка себя, поверхностное отношение к людям, к чувствам.
Холерик
- малая сензитивность;
- высокая реактивность;
- высокая активность;
- менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник (больше чем у сангвиника устойчивость интересов, большая настойчивость);
- реактивность преобладает над активностью – нетерпелив и вспыльчив;
- быстрый темп реакции;
- экстраверт;
- высокая эмоциональная возбудимость.
Лихорадочная быстрота движений, порывистость, возбудимотсь, с увлечением берётся за дело, работает с подъёмом, но если работа требует усидчивости и терпения, то подъём быстро исчезает. В общении с людьми – человек резкий и раздражительный, склонен к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. (Герцен).
При неправильном воспитании: грубость, несдержанность, вспыльчивость, склонность к аффектам. (Пушкин, Суворов).
Флегматик
- малая сензитивность;
- малая реактивность;
- малая эмоциональность – сложно разозлить или рассмешить, очень спокоен, бедная мимика;
- высокая
активность преобладает над
- медленный темп реакций – медленный темп движений и речи;
- ригидный;
- интраверт;
- эмоционально невозмутимый.
Отличается высокой работоспособностью, в деятельности – продуманность и упорство, склонен к порядку, доводит дело до конца, не любит перемен, не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается. Его не выводят из равновесия неудачи, в чувствах очень постоянен и глубок.
При неправильном воспитании могут появиться вялость, пассивность, лень, безразличие к окружающей жизни и самому себе. (Крылов, Кутузов)
Меланхолик
- высокая сензитивность;
- малая реактивность;
- пониженная активность;
- ригидность;
- повышенная эмоциональная возбудимость;
- депрессивный характер эмоций;
- повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать слёзы, чрезмерно обидчив, раним; нерешителен в трудной обстановке, труслив, замкнут при встрече с новыми людьми; всякое сильное воздействие затормаживает деятельность, неуверен в себе, робок, при малейшей трудности опускает руки. Мимика и движения невыразительные, голос тихий, легко утомляется, мало работоспособен. Присущи лёгкая отвлекаемость, неустойчивость внимания, замедленность темпа все психических процессов.
В привычной обстановке меланхолик может быть общительным, успешно выполнять работу, проявлять настойчивость в достижении цели. Впечатлительность и высокая эмоциональная чувствительность позволяют ему часто добиваться успехов в искусстве. Отличается мягкостью, тактичностью, чуткостью и отзывчивостью.
При неправильном воспитании болезненно раним, подавленность, мрачность, скрытность, пессимизм. (Гоголь, Достоевский, Гончаров).
Новые подходы к изучению темперамента (СУРС)
Типологические проявления свойств нервной системы (СУРС)
Тема 11. Характер
1) Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере — характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.
1. Характер человека формируется
в онтогенезе относительно
2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
3. Большая часть людей в
Необходимо отметить, что попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах.
Одной из таких попыток является объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Другая подобная попытка заключалась в стремлении связать характер человека с его именем.
Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Главная идея данного учения строится на предположении о том, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. Наиболее известной стала физиогномическая система И. К. Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д.
В качестве отдельного направления характерологии можно выделить подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позе и положению тела. По мнению некоторых психологов, в позе человека раскрывается его характер: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.
Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномика, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. cheir — рука и manteia — гадание, пророчество) — это система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Научная психология отвергает хиромантию, однако изучение пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики. Причем возникновение данного направление было предопределено научными поисками. Так, в процессе исследований было обнаружено, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на третьем-четвертом месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому пальцевые узоры следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, а дерматоглифика может быть поставлена в один ряд с конституциональным направлением характерологии, ярким представителем которого является Э. Кречмер.
Кречмер выделил и описал четыре наиболее часто встречающихся типа строения тела, или конституции, человека. В соответствии с типом телосложения он выделил три основных типа темперамента. Помимо этого он предпринимал попытки объяснить поведение человека, связав его с типом телосложения. В результате им был сделан вывод о том, что тип тела каким-то образом связан со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики. Хотя у Кречмера не было научно обоснованных доказательств высказанной им идеи, практический опыт показывает, что определенная связь между типом характера и телосложением существует, например у людей с определенным типом строения тела отмечаются акцентуации соответствующих черт характера.
Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась па предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности.
По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:
1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
1.Дистимиый тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — как люди с дистимной акцентуацией.
4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди зануд-липы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.
5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен; иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.
6. Педантичный тип. Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда он изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.
7. Тревожный тип. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
9. Демонстративный тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Люди с акцентуацией такого типа раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Они обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
Информация о работе Предмет и задачи дифференциальной психологии