Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:54, лекция
Предметная область дифференциальной психологии. Задачи дифференциальной пси-хологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Мето-дологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития современной дифференциальной психологии. Дифференциальная психофизиология как часть дифферен-циальной психологии.
3) Структура характера
Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических осо бенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
X. тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.
В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте — со стороны своих динамических проявлений.
Характер представляет собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении. В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». Точнее жизнь, как бы чеканит человеческую личность.
Характер — основа, стержень человеческой личности. Это отражено в народной мудрости: «посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». В этом подчеркивается органическая взаимосвязь отдельных поступков, характера и общей жизненной линии человека. От характера зависят многие успехи и неудачи.
Характер возникает и формируется в течение жизни. Типические черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в зависимости от его интересов, способностей, чувств, мотивов, т. е. тех «внутренних условий» (С.Л. Рубинштейн), через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности.
Индивидуальное и общее в характере образуют единство. Характер одновременно является и «устойчивым» и «изменяющимся».
С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера.
Свойства ВНД определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, общительность или замкнутость. Нервная система влияет и на другие проявления характера — на тонус чувств, речь, внешнюю выраженность движений. Но тип ВНД не предопределяет содержательной стороны личности в целом. Например, такие черты характера как принципиальность, честность, вежливость можно выработать на базе любого типа нервной системы.
ВНД влияет на процесс формирования отдельных черт характера (легкость, темп, быстроту). Так, например, страстная, порывистая настойчивость быстрее и легче формируется у человека с неуравновешенной нервной системой, а спокойная, медлительная манера поведения — на базе уравновешенной.
Характер часто определяют как навык социального поведения — в его физиологические механизмы входит сложившийся динамический стериотип, обеспечивающий проявление от дельных черт в обычной обстановке. Ломка проходит с трудом, часто бол ненное прекращение привычных Д| потеря ближнего могут привести изменению характера.
Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент по своему окрашивает черты характера, придавая им своеобразие (доброта холерика и меланхолика проявлются по разному). С другой, стороны, характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле.
В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности.
К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.
Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, вежливость, чуткость и др.
Третья группа — это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т. д.
Четвертая группа включает черты, характеризующие отношения личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.
Особо следует выделить волевые черты характера. Волевые качества личности — стержень характера. Сила воли обеспечивает формирование таких положительных черт характера, как целеустремленность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Слабоволие формирует внушаемость, нерешительность, недоброжелательность, безответственность, несдержанность, упрямство, негативизм и тому подобные отрицательные качества характера.
Выразительные признаки характера
Поступки и действия (сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек).
Особенности речи (громкая или тихая, быстрый или замедленный темп, многословие и замкнутость, эмоциональность и сухость и т. д.). Все это выражает определенные свойства характера.
Внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит, размашисто или мелкими шажками, как стоит — все это также характеризует человека).
Некоторые психомоторные особенности личности отражаются в почерке. Анализ индивидуальных особенностей почерка иногда используется с целью исследования психических состояний испытуемых.
Одним из ведущих компонентов в сформировавшемся характере является система убеждений.
Убеждения – это система твёрдых взглядов на жизнь, сложившихся в у человека в определённых условиях жизни и воспитания. Убеждения определяют неприклонность в достижении целей, уверенность в справедливости дела. Убеждения в своей совокупности составляют мировоззрение человека.
Мировоззрение – это система политических, экономических, религиозных, моральных и др. взглядов и соответствующих им убеждений.
Особенности характера связаны с интересами человека. Глубокие и устойчивые интересы человека свидетельствуют о целенаправленности и устойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходство характеров.
Содержание характера характеризуется ценностями, которые разделяет человек. Ценность – значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Ценностная ориентация – направленность на те или иные ценности.
Содержание характера включает в себя мотивы деятельности личности. Мотив – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. С. Л. Рубинштейн определял характер как совокупность генерализованных (обобщённых, устойчивых и преобладающих) мотивов в структуре личности.
Убеждения, взгляды, мировоззрение, установки, ценностные ориентации, интересы, и т.д. составляют важный компонент характера – направленность. Направленность – система побуждений, определяющая активность личности и избирательность её отношений. Именно направленность лежит в основе единства и цельности характера. Характер и направленность не тождественны. например, добродушным и весёлым может быть человек как порядочный так и непорядочный. Имея схожую направленность, люди могут идти к достижению одной цели, но разными путями.
Обладание жизненными целями – это главное условие цельности характера. «Бесхарактерному» человеку свойственна разбросанность целей. Конечно, «бесхарактерных» людей не бывает. В этом случае чаще всего имеют ввиду наличие отрицательных черт характера – безволие, конформность, бесцельность и прочее.
Стержнем сформировавшегося характера являются волевые качества. Если у человека развиты волевые качества, то говорят о сильном характер, если эти качества отсутствуют, то о слабом.
В характере велика роль эмоций и чувств, так как они окрашивают всё поведение человека.
Эмоции – особый класс психических явлений, выражающих в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение.
Характер часто сравнивают с темпераментом. В науке существует 4 основных направления взглядов на взаимоотношения характера и темперамента:
Физиологической основой характера является сплав черт типа нервной системы (темперамент) и сложных устойчивых систем временных связей, которые вырабатываются в результате жизненного опыта и воспитания. Характер зависит от темперамента и развивается на его основе. Характер = Темперамент + воспитание. Особенности темперамента могут как способствовать, так и противодействовать формированию некоторых черт характера. Например, флегматику труднее чем холерику или сангвинику выработать у себя такие черты характера, как инициативность и решительность. Холерику сложнее выработать у себя такую черту, как сдержанность, которая у меланхолика уже есть.
С помощью характера человек может воздействовать на проявление своего темперамента и преобразовывать его. Кроме этого, от типа темперамента зависит сила внешнего проявления черт характера. Например, такая черта характера, как трудолюбие будет по-разному проявляться у разных типов темперамента: у холериков – в порывистости и страстности в работе; у флегматиков – в последовательности, методичности, неспешности.
Но темперамент играет не самую важную роль в формировании характера. На базе одного и того же темперамента можно сформировать любые ценные качества личности. Легче всего усовершенствовать флегматика. Темперамент указывает на то, что можно сделать из человека, а характер на то, что сам человек хочет сделать из себя. Поэтому часто люди с одинаковым темпераментом имеют различные характеры. Темперамент – это только активность человека, эмоции. Более важную роль в формировании характера имеют жизненный опыт и воспитание. Становление характера происходит в условиях включенности личности в различные социальные группы: семья, друзья, коллектив, - поэтому в характере человека отражаются разнообразные типические черты: национальные, возрастные. Например, национальные типические черты фиксируются в различных стереотипах (немец - аккуратный). В характере проявляются профессиональные черты (образ врача) и типические возрастные черты (образ пенсионера).
Характер – это во многом результат самовоспитания.
Таким образом, характер не дан человеку от природы, он формируется в процессе жизни. Характер – это устойчивое образование. Полностью изменить его практически не возможно, хотя отдельные черты с трудом изменяются. На основе знания о характере и темпераменте личности следует строить индивидуальный подход к людям.
Тема 12. Способности
Общие положения
Способности — индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
Талант — высшая степень способностей личности к определенной деятельности.
Задатки — некоторые генетически детерминированные анатомо-фи-зиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей.
Одаренность общая — единство общих способностей человека, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие его деятельности.
Гениальность — высшая степень творческих проявлений личности.
От способностей зависит скорость, глубина легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся
Информация о работе Предмет и задачи дифференциальной психологии