Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения.
2. Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску, как черту личности.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.

Оглавление

Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………………………………
Выводы……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Литература………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Харкевич - дплом Рискованное и девиантное поведение.doc

— 4.51 Мб (Скачать)

 

Методы исследования.

 

      Оценка  склонности к риску проводилась  с помощью методики   «Опросник по определению тенденции к риску», разработанный   К.Левитиным и опубликованный  книге Ковалева С.В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. –М.: Просвещение, 1991.

       Склонность к  риску не относится к числу  основополагающих свойств психического  склада человека. Однако изучение  выраженности этой тенденции у подростков имеет несомненную и непреложную ценность, ибо позволяет хоть как-то спрогнозировать вероятность их рискованных, выходящих за пределы и общепринятые рамки действий.

          Предлагаемый  опросник RSK позволяет измерить тенденцию человека к риску в условиях физической опасности. Состоит он из 23 вопросов, описывающих в той или иной степени опасные ситуации. Испытуемому необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов, каждый из которых оценивается в баллах: «да» - 5, «скорее да, чем нет» - 4, «трудно сказать» - 3, «скорее нет, чем да» -2, «нет» - 1. Оценка тенденции к риску осуществляется на основе общей  суммы  баллов  по  схеме  «чем   больше,  тем   выше».

       Тенденция к  развитию девиантного поведения  оценивалась с помощью теста «СОП», опубликованного в книге Клейберга Ю.А. «Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

       Тест состоит  из семи шкал в мужском варианте, и из восьми – в женском:

       1.  Шкала установки на социально желательные ответы

       2.  Шкала склонности к нарушению норм и правил

       3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

       4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

       5. Шкала склонности к агрессии и насилию

       6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

       7. Шкала склонности к делинквентному поведению

       8.  Шкала принятия женской социальной роли

Способ обработки результатов  заключался в следующем: с помощью  «ключа» по шкале «Установки на социально-желательные ответы» был подсчитан общий балл. Если он не превышал 6-7 баллов, то такой подсчет был проведен по всем остальным шкалам.

       Бланки  методик, бланки ответов и ключи  можно найти в приложении 2 и  3.

 

 

 

Процедура проведения исследования.

В соответствии с исследуемой  проблемой нами определена выборочная совокупность объектов. Общая характеристика выборки  представлена выше.

Исследовательская работа проводилась в несколько этапов. Методики предъявлялись в группах  участников, при этом, каждый участник исследования имел бланк ответов и опросник. После предъявления первой методики и до предъявления следующей делался перерыв в 7-10 минут. Особенности проведения могут наложить отпечаток на результаты тестирования, поэтому корректность процедуры обследования имеет большое значение для получения наиболее достоверных результатов. Исследование проводилось в максимально комфортных условиях, в отдельной комнате, где ничто не отвлекало внимание испытуемых. Лицо, организующее исследование присутствовало постоянно.

Мы стремились к тому, чтобы испытуемые отнеслись с  полной серьезностью к выполнению тестов, не имели повода для опасения и  недоверия. Для этого зачитывалась инструкция, в которой обращалось внимание на то, что утверждения  касаются некоторых сторон жизни, характера, привычек испытуемых. В случае согласия с утверждением, в бланке ответов рядом с номером  в колонке под обозначением «Да» необходимо поставить знак крестик или галочку, в случае несогласия  - в колонке   «Нет». Было обращено внимание на то, что каждый высказывает свое мнение о себе в настоящий момент, то есть в момент опроса. В опроснике нет «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Важна также была первая реакция на содержание утверждений. 

 

    1. Анализ результатов исследования.

 

      Данные, полученные в выборке исследования  с помощью методик «Опросник по определению тенденции к риску» и «СОП», помещены в таблицу, приведенную в приложении 1.

      В первую  очередь данные по отдельным  половозрастным группам были подвергнуты частотному анализу для первичной оценки тенденции к развитию девиантного поведения и выраженности такого качества, как склонность к риску.

      Распределение  частот переменной «Склонность  к риску» проявляется в изученных  половозрастных группах следующим образом (см. таблица 2, 3 и рисунок 1 и 2). У мальчиков-подростков данная склонность заметно выше: распределение имеет правую асимметрию.  Возрастные различия в распределении данного признака в выборках незначительны, что позволяет сделать вывод о том, что склонность к риску является устойчивой индивидуально-личностной особенностью.

                                                                                                                Таблица 2.

Результаты  исследования показателей склонности к риску у девочек

Интервалы

измерений

Распределение частот исследуемого признака

Итого по строкам

8-ой класс

10-ый класс

 

0-23

0

0

0

24-46

0,13

0,19

0,32

47-69

0,59

0,57

1,16

70-92

0,22

0,24

0,46

93-115

0,06

0

0,06

Итого по столбцам

1

1

2


 

 

                                                    Рисунок 1.

Таблица 3.

Результаты  исследования показателей

склонности  к риску у мальчиков

 

Интервалы

Распределение частот исследуемого признака

Итого по строкам

измерений

8-ой класс

10-ый класс

 

0-23

0

0

0

24-46

0,03

0,05

0,08

47-69

0,55

0,53

0,08

70-92

0,37

0,37

0,74

93-115

0,05

0,05

0,1

Итого по столбцам

1

1

0,84


 

 

Рисунок 2.

 

      В тенденциях  к развитию девиантного поведения  можно отметить следующее. У девочек десятых классов высокие показатели по переменной «склонность к нарушению норм и правил» встречаются чаще, чем у девочек восьмых классов, в то время как у мальчиков распределения в разных возрастных группах совпадают (см. Приложение 5, таблицы 4, 5 и рисунки 3, 4).  Можно предположить, что это связано с реакцией эмансипации девушек-подростков, их попыткой выйти за рамки предписываемой социумом традиционной гендерной роли «послушных хороших девочек».

       Заметны  половозрастные различия в тенденции к саморазрушению. У мальчиков заметна позитивная динамика: с возрастом высокие показатели по этой переменной практически не встречаются. В группах девочек сохраняется стабильный процент склонных к саморазрушению – как в восьмых, так и в десятых классах (см. таблица 6, 7 и рисунки 5 и 6).

 

                                                                                                     Таблица 6

 

Результаты  исследования показателей

склонности  к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у девочек

 

Интервалы

измерений

Распределение частот исследуемого признака

Итого по строкам

8-ой класс

10-ый класс

 

0-5,0

0,03

0,14

0,17

6,0-10,0

0,44

0,38

0,82

11,0-15,0

0,34

0,29

0,63

16,0-20,0

0,19

0,19

0,38

21,0-25,0

0

0

0

Итого по столбцам

1

1

2


 

 

           

          

Рисунок 5.

 

                                                                                                      Таблица 7

 

Результаты  исследования показателей

склонности  к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у мальчиков

 

Интервалы

измерений

Распределение частот исследуемого признака

Итого по строкам

8-ой класс

10-ый класс

 

0-5,0

0,16

0,32

0,48

6,0-10,0

0,68

0,57

1,25

11,0-15,0

0,13

0,11

0,24

16,0-20,0

0,03

0

0,03

21,0-25,0

0

0

0

Итого по столбцам

1

1

2


             

 

Рисунок 6.

 

 

       И  у девочек, и у мальчиков  в старших возрастных группах  по сравнению с младшими снижаются  показатели агрессии (см. Приложение 5, таблицы 8, 9 и рисунки 7, 8) и делинквентности (см. Приложение 5, таблицы 10, 11 и рисунки 9, 10).  В то же время следует отметить, что тенденция развития аддиктивного поведения выглядит противоположным образом. В старших возрастных группах как девочек, так и мальчиков чаще встречаются подростки с высокими показателями по этой шкале. Это можно увидеть в приложении, таблицы 12, 13, рисунки 11, 12.

Данные, полученные в  результате исследования, были подвергнуты  корреляционному анализу с тем, чтобы определить, взаимосвязаны  ли переменные исследования (склонность к риску и девиантное поведение). Из массива данных были исключены четыре испытуемых в связи с высокими показателями, полученными ими по шкале социальной желательности. Таким образом, к моменту обработки данных объем выборки составил 110 человек.

Результаты выполнения использованных методик   представляют собой данные  в шкалах порядка  и могут быть проанализированы с  помощью соответствующих данному  типу шкал статистических процедур. В  соответствии с характером основной гипотезы и объемом выборки для изучения взаимосвязи между личностными особенностями подростка (склонностью к риску) и проявлениями у него (нее) девиантного поведения был избран метод расчета ранговой корреляции по Спирмену.

     Корреляционный  анализ результатов  личностных методик и экспертной оценки дал следующие результаты. На заданном уровне значимости (0,01 - 0,05) были выявлены  положительные корреляционные взаимосвязи между -склонностью к риску и аддиктивным поведением (шкала №3 теста «СОП»);

-склонностью к риску  и саморазрушительным поведением; (шкала №4 теста «СОП»);

-склонностью к риску  и агрессивным поведением (шкала  №5 теста «СОП»). У девочек дополнительно  измерялась степень принятия  женской социальной роли (шкала  №8 теста «СОП»). Этот показатель  имеет высокую отрицательную взаимосвязь со склонностью к риску: у девочек с высокой склонностью к риску отмечается сниженное принятие женской роли. В то же время следует отметить интересную деталь: между проявлениями делинквентности (шкала №7) и склонностью к риску взаимосвязь отсутствует.

Данные корреляционного  анализа приведены в приложении 4.

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

По результатам корреляционного  анализа гипотеза о взаимосвязи  склонности к риску и тенденцией к развитию девиантного поведения у подростков получила статистическое подтверждение.

Следовательно, девиация в подростковом возрасте может рассматриваться  как спонтанный поиск риска, который  конкретизируется в антисоциальном, агрессивном, саморазрушительном  и  аддиктивном поведении. Все большее распространение перечисленных вариантов поведения среди подростков приводит к тому, что она уже не интерпретируется как специфическое поведение ограниченного количества девиантных субъектов. Напротив, можно предположить, что причины такого рода поведения следует искать в более общих аспектах образа жизни молодежи. В частности, использование наркотических средств, агрессия и саморазрушение может быть результатом особого рода взаимодействия индивидуума с его социальным окружением; а также потребности, типичной для некоторых индивидуумов – искать особо возбуждающих ощущений. Такая потребность конкретизируется у некоторых субъектов в социально приемлемых видах поведения и действиях, а у других, напротив, в антисоциальности и девиантности.

         Учитывая, что выборка данного исследования состоит в основном из молодых субъектов, особенно подходящими оказываются теории девиантного поведения, выдвинутые системной психологией отношений. Согласно этим теориям, подростковый возраст сам по себе есть период большой уязвимости, во время которого необходимо, чтобы подросток построил социально интегрированную индивидуальность и стал компетентным в социальных отношениях, что позволило бы ему реализовать положительную встречу со своим социальным миром. Нормативный подход к риску кажется невозможным, потому что риск оказывается социальным фактором, к нему многие прибегают. Кроме того, рискующих подталкивают к рискованным действиям такие глубокие мотивации, что такая потребность вряд ли может сдерживаться профилактическими мерами. Напротив, под профилактикой понимается наблюдение за рискующими, в частности, за субъективным компонентом рискованного поведения, которое всегда имеет место, а также помощь человеку сопротивляться риску и управлять им. Таким образом, потребность экспериментировать с сильными ощущениями может быть направлена на опыт, который поможет человеку созреть личностно и поспособствует положительной социальной интеграции в большей степени, чем девиантному поведению, такому, например, как употребление наркотиков, которые являются абсолютно негативными как для самого человека, так и для социума, в котором он  находится.

Информация о работе Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения