Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:16, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения.
2. Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску, как черту личности.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………………………………
Выводы……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Литература………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………..
Методы исследования.
Оценка
склонности к риску
Склонность к
риску не относится к числу
основополагающих свойств
Предлагаемый опросник RSK позволяет измерить тенденцию человека к риску в условиях физической опасности. Состоит он из 23 вопросов, описывающих в той или иной степени опасные ситуации. Испытуемому необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов, каждый из которых оценивается в баллах: «да» - 5, «скорее да, чем нет» - 4, «трудно сказать» - 3, «скорее нет, чем да» -2, «нет» - 1. Оценка тенденции к риску осуществляется на основе общей суммы баллов по схеме «чем больше, тем выше».
Тенденция к
развитию девиантного
Тест состоит
из семи шкал в мужском
1. Шкала установки на социально желательные ответы
2. Шкала склонности к нарушению норм и правил
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению
5. Шкала склонности к агрессии и насилию
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
7. Шкала склонности к делинквентному поведению
8. Шкала принятия женской социальной роли
Способ обработки результатов заключался в следующем: с помощью «ключа» по шкале «Установки на социально-желательные ответы» был подсчитан общий балл. Если он не превышал 6-7 баллов, то такой подсчет был проведен по всем остальным шкалам.
Бланки
методик, бланки ответов и
Процедура проведения исследования.
В соответствии с исследуемой проблемой нами определена выборочная совокупность объектов. Общая характеристика выборки представлена выше.
Исследовательская работа
проводилась в несколько
Мы стремились к тому, чтобы испытуемые отнеслись с полной серьезностью к выполнению тестов, не имели повода для опасения и недоверия. Для этого зачитывалась инструкция, в которой обращалось внимание на то, что утверждения касаются некоторых сторон жизни, характера, привычек испытуемых. В случае согласия с утверждением, в бланке ответов рядом с номером в колонке под обозначением «Да» необходимо поставить знак крестик или галочку, в случае несогласия - в колонке «Нет». Было обращено внимание на то, что каждый высказывает свое мнение о себе в настоящий момент, то есть в момент опроса. В опроснике нет «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Важна также была первая реакция на содержание утверждений.
Данные,
полученные в выборке
В первую очередь данные по отдельным половозрастным группам были подвергнуты частотному анализу для первичной оценки тенденции к развитию девиантного поведения и выраженности такого качества, как склонность к риску.
Распределение
частот переменной «Склонность
к риску» проявляется в
Результаты исследования показателей склонности к риску у девочек
Интервалы измерений |
Распределение частот исследуемого признака |
Итого по строкам | |
8-ой класс |
10-ый класс |
||
0-23 |
0 |
0 |
0 |
24-46 |
0,13 |
0,19 |
0,32 |
47-69 |
0,59 |
0,57 |
1,16 |
70-92 |
0,22 |
0,24 |
0,46 |
93-115 |
0,06 |
0 |
0,06 |
Итого по столбцам |
1 |
1 |
2 |
Таблица 3.
Результаты исследования показателей
склонности к риску у мальчиков
Интервалы |
Распределение частот исследуемого признака |
Итого по строкам | |
измерений |
8-ой класс |
10-ый класс |
|
0-23 |
0 |
0 |
0 |
24-46 |
0,03 |
0,05 |
0,08 |
47-69 |
0,55 |
0,53 |
0,08 |
70-92 |
0,37 |
0,37 |
0,74 |
93-115 |
0,05 |
0,05 |
0,1 |
Итого по столбцам |
1 |
1 |
0,84 |
Рисунок 2.
В тенденциях
к развитию девиантного
Заметны половозрастные различия в тенденции к саморазрушению. У мальчиков заметна позитивная динамика: с возрастом высокие показатели по этой переменной практически не встречаются. В группах девочек сохраняется стабильный процент склонных к саморазрушению – как в восьмых, так и в десятых классах (см. таблица 6, 7 и рисунки 5 и 6).
Результаты исследования показателей
склонности
к самоповреждающему и
Интервалы измерений |
Распределение частот исследуемого признака |
Итого по строкам | |
8-ой класс |
10-ый класс |
||
0-5,0 |
0,03 |
0,14 |
0,17 |
6,0-10,0 |
0,44 |
0,38 |
0,82 |
11,0-15,0 |
0,34 |
0,29 |
0,63 |
16,0-20,0 |
0,19 |
0,19 |
0,38 |
21,0-25,0 |
0 |
0 |
0 |
Итого по столбцам |
1 |
1 |
2 |
Рисунок 5.
Результаты исследования показателей
склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у мальчиков
Интервалы измерений |
Распределение частот исследуемого признака |
Итого по строкам | |
8-ой класс |
10-ый класс |
||
0-5,0 |
0,16 |
0,32 |
0,48 |
6,0-10,0 |
0,68 |
0,57 |
1,25 |
11,0-15,0 |
0,13 |
0,11 |
0,24 |
16,0-20,0 |
0,03 |
0 |
0,03 |
21,0-25,0 |
0 |
0 |
0 |
Итого по столбцам |
1 |
1 |
2 |
Рисунок 6.
И
у девочек, и у мальчиков
в старших возрастных группах
по сравнению с младшими
Данные, полученные в результате исследования, были подвергнуты корреляционному анализу с тем, чтобы определить, взаимосвязаны ли переменные исследования (склонность к риску и девиантное поведение). Из массива данных были исключены четыре испытуемых в связи с высокими показателями, полученными ими по шкале социальной желательности. Таким образом, к моменту обработки данных объем выборки составил 110 человек.
Результаты выполнения
использованных методик представляют
собой данные в шкалах порядка
и могут быть проанализированы с
помощью соответствующих
Корреляционный анализ результатов личностных методик и экспертной оценки дал следующие результаты. На заданном уровне значимости (0,01 - 0,05) были выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между -склонностью к риску и аддиктивным поведением (шкала №3 теста «СОП»);
-склонностью к риску и саморазрушительным поведением; (шкала №4 теста «СОП»);
-склонностью к риску и агрессивным поведением (шкала №5 теста «СОП»). У девочек дополнительно измерялась степень принятия женской социальной роли (шкала №8 теста «СОП»). Этот показатель имеет высокую отрицательную взаимосвязь со склонностью к риску: у девочек с высокой склонностью к риску отмечается сниженное принятие женской роли. В то же время следует отметить интересную деталь: между проявлениями делинквентности (шкала №7) и склонностью к риску взаимосвязь отсутствует.
Данные корреляционного анализа приведены в приложении 4.
Выводы.
По результатам
Следовательно, девиация в подростковом возрасте может рассматриваться как спонтанный поиск риска, который конкретизируется в антисоциальном, агрессивном, саморазрушительном и аддиктивном поведении. Все большее распространение перечисленных вариантов поведения среди подростков приводит к тому, что она уже не интерпретируется как специфическое поведение ограниченного количества девиантных субъектов. Напротив, можно предположить, что причины такого рода поведения следует искать в более общих аспектах образа жизни молодежи. В частности, использование наркотических средств, агрессия и саморазрушение может быть результатом особого рода взаимодействия индивидуума с его социальным окружением; а также потребности, типичной для некоторых индивидуумов – искать особо возбуждающих ощущений. Такая потребность конкретизируется у некоторых субъектов в социально приемлемых видах поведения и действиях, а у других, напротив, в антисоциальности и девиантности.
Учитывая, что выборка данного исследования состоит в основном из молодых субъектов, особенно подходящими оказываются теории девиантного поведения, выдвинутые системной психологией отношений. Согласно этим теориям, подростковый возраст сам по себе есть период большой уязвимости, во время которого необходимо, чтобы подросток построил социально интегрированную индивидуальность и стал компетентным в социальных отношениях, что позволило бы ему реализовать положительную встречу со своим социальным миром. Нормативный подход к риску кажется невозможным, потому что риск оказывается социальным фактором, к нему многие прибегают. Кроме того, рискующих подталкивают к рискованным действиям такие глубокие мотивации, что такая потребность вряд ли может сдерживаться профилактическими мерами. Напротив, под профилактикой понимается наблюдение за рискующими, в частности, за субъективным компонентом рискованного поведения, которое всегда имеет место, а также помощь человеку сопротивляться риску и управлять им. Таким образом, потребность экспериментировать с сильными ощущениями может быть направлена на опыт, который поможет человеку созреть личностно и поспособствует положительной социальной интеграции в большей степени, чем девиантному поведению, такому, например, как употребление наркотиков, которые являются абсолютно негативными как для самого человека, так и для социума, в котором он находится.