Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения.
2. Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску, как черту личности.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.

Оглавление

Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………………………………
Выводы……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Литература………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Харкевич - дплом Рискованное и девиантное поведение.doc

— 4.51 Мб (Скачать)

     Среди других  причин, объясняющих существование  проблемы можно назвать чрезвычайное  многообразие форм человеческого  поведения и неопределенность  самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и  создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения.

     В то  же время систематизации существуют  и широко используются в рамках  отдельных дисциплин. Условно  можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.

      Психологический  подход основан на выделении  социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

     —  вид  нарушаемой нормы;

     —  психологические  цели поведения и его мотивация;

     —  результаты  данного поведения и ущерб  им причиняемый;

     —  индивидуально-стилевые характеристики поведения.

      В рамках  психологического подхода используются  различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например

Ю.А. Клейберг, выделяют три  основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) [15, 50].

      Один  из наиболее полных и интересных  вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и Т. А. Донских [24]. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле.

      Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае — внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

      Внешнедеструктивное  поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

      В группе  внутридеструктивного поведения  Ц. П. Короленко и Т.А.Донских  выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и  аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое — управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое — выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

       Все  перечисленные формы деструктивного  поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.

       В  психологической литературе можно  встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.

       Интересна  классификация, предложенная Е.В.Змановской, основанной на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

      В соответствии  с перечисленными критериями  выделяются три основные группы  отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

        Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

      У взрослых  людей (старше 18 лет) делинквентное  поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

      Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

      В подростковом  возрасте наиболее распространены  уходы из дома, бродяжничество, школьные  прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

      У детей  чаще встречаются побеги их  дома, бродяжничество, школьные прогулы,  агрессивное поведение, злословие,  ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

       Границы  асоциального поведения особенно  изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

        Аутодеструктивное (саморазрушительное  поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

      Спецификой  аутодеструктивного поведения (аналогично  предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже — суицидальное поведение.

      В детском  возрасте имеют место курение  и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна. [19,33-34].

      Мы видим,  что различные виды отклоняющегося  поведения личности располагаются  на единой оси «деструктивное  поведение», с двумя противоположными направлениями — на себя или на других.

      По направленности и степени выраженности деструктивное можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) — просоциалъное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) — асоциальное (пассивно-деструктивное) — саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) — самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

      Выделение  отдельных видов отклоняющегося  поведения и их систематизация  по схожим признакам являются  условными, хотя и оправданными  в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

     Можно заметить, что некоторые виды отклоняющегося  поведения могут переходить с крайней границы нормы в болезнь и становиться предметом изучения медицины. Так, например, эпизодическое употребление наркотиков в медицинских целях может приобрести форму злоупотребления (психологической зависимости) и развиться в болезненное пристрастие с признаками физической зависимости (наркоманию). Специалисты немедицинских профессий не должны выходить за рамки своей компетентности и заниматься патологическими формами поведения без участия врачей.

     В дополнение  к основной систематизации используются и более частные классификации. М.Раттер расстройства поведения в детском возрасте подразделяет на две основные подгруппы: социализированные формы антиобщественного поведения и несоциализированное агрессивное поведение [38, 280]. Дети и подростки первой группы хорошо адаптируются внутри антиобщественных групп, проявляют признаки эмоциональных расстройств, совершают антисоциальные поступки в группе. Представители несоциализированного агрессивного поведения, напротив, находятся в очень плохих отношениях с ближайшим окружением — другими детьми и семьей. Для них характерны враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.

     По мнению  А.Е.Личко, распространена классификация  Р.Дженкинс, которая включает 7 видов  нарушений поведения в детском и подростковом возрасте: гиперкинетическая реакция, реакция ухода, реакция аутистического типа, реакция тревоги, реакция бегства, «несоциализированная агрессивность», групповые правонарушения [28 31].

      Девиантное поведение подростков достаточно освещено в отечественной медицинской литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как делинквентное (противоправное) поведение; раннее употребление алкоголя и наркотических веществ; девиации сексуального поведения; суицидальное поведение; побеги из дома и бродяжничество [23, 8]. При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростка, исследователи подчеркивают ведущую роль его социально-психологических детерминант.

      Сопоставление  психологической и медицинской классификаций позволяет сделать вывод о том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В ряде случаев один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы: безобидная вредная привычка — отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни — болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни.

 

1.3 Девиантное  поведение подростков.

 

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-16 лет) принято в психологии называть подростковым. Подростковый возраст - период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то это нельзя сказать о его окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость. [37, 126]

      Процесс    формирования    новообразований,    отличающих    подростка    от ребенка, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке   одновременно   существуют   и   «детское»   и   «взрослое».   По   Л.C. Выготскому, в его социальной ситуации развития существуют две тенденции:

      1)    тормозящая    развитие    взрослости    (занятость    учебой,    материальная зависимость  и родительская  опека и т.д.);

      2)  овзросляющая  (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное    разнообразие    индивидуальных    вариантов    развития    в подростковом возрасте - от школьников, с детским обликом и интересами, до почти   взрослых   подростков,   уже   приобщившихся   к  некоторым   сторонам

взрослой  жизни.  Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте [10, 326].

      Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи:

       1) необходимость реконструкции телесного  образа «я» и построение     мужской    или    женской     «родовой»     идентичности;  

        2)  постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности.

      Когнитивное   развитие.   Развитие   интеллектуальной   сферы   подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа  познания    мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

      1) развитием  способности  к  абстрактному мышлению  и

      2) расширением временной перспективы.

      Преобразование  социальной  сферы.  Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

Информация о работе Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения