Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:16, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения.
2. Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску, как черту личности.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………………………………
Выводы……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Литература………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………..
Заключение
Актуальность изучения природы девиантного поведения подростков обусловлена недостаточным теоретическим осмыслением и эмпирической разработанностью данной проблемной области в отечественной социальной психологии. Широкое распространение девиантного поведения среди подростков требует особо внимательного, основанного на результатах научных исследований, подхода со стороны специалистов в области педагогики, социальной работы и психологической коррекции.
В новых подходах к девиациям, использующих концепцию риска, исследуется потребность поиска особо возбуждающих ощущений. Тема рискованного поведения является объектом научного интереса современной психологии, причем рискованное поведение, которое возникает спонтанно.
В
подростковом возрасте ребенок
является очень уязвимым, особенно
во время построения
Подростку
необходима поддержка в
Проведенное исследование показало, что существует позитивная корреляционная взаимосвязь между склонностью подростка к риску и развитием тенденции к аддиктивному, саморазрушающему и агрессивному поведению. У девочек-подростков с высокими показателями склонности к риску отмечено выраженное снижение принятия женской роли.
Таким образом, девиация в подростковом возрасте может рассматриваться как спонтанный поиск риска, который конкретизируется в антисоциальном, агрессивном, саморазрушительном и аддиктивном поведении. Все большее распространение перечисленных вариантов поведения среди подростков приводит к тому, что она уже не интерпретируется как специфическое поведение ограниченного количества девиантных субъектов. Напротив, можно предположить, что причины такого рода поведения следует искать в более общих аспектах образа жизни молодежи. В частности, использование наркотических средств, агрессия и саморазрушение может быть результатом особого рода взаимодействия индивидуума с его социальным окружением; а также потребности, типичной для некоторых индивидуумов – искать особо возбуждающих ощущений. Такая потребность конкретизируется у некоторых субъектов в социально приемлемых видах поведения и действиях, а у других, напротив, в антисоциальности и девиантности.
Модель риска должна рассматривать взаимозависимость всех социальных систем, к которым относится подросток, с целью определения ситуативных показателей риска, то есть переменных, которые могут увеличить вероятность обращения к девиантному поведению. Системный взгляд на подростковый риск позволяет выделить факторы риска на основании анализа условий жизни подростка: семья, школа, группа сверстников – и подсказывает, как осуществить профилактическое вмешательство как раз внутри этих условий. Первичной целью профилактики должно быть, следовательно, получение подростком личных и социальных ресурсов, которые смогут защитить его от возможности обращения к девиантному поведению. Под профилактикой понимается наблюдение за рискующими, в частности, за субъективным компонентом рискованного поведения, которое всегда имеет место, а также помощь человеку сопротивляться риску и управлять им. Таким образом, потребность экспериментировать с сильными ощущениями может быть направлена на опыт, который поможет человеку созреть личностно и поспособствует положительной социальной интеграции в большей степени, чем девиантному поведению, такому, например, как употребление наркотиков, которые являются абсолютно негативными как для самого человека, так и для социума, в котором он находится.
На личностном
уровне у подростков с
Литература
Приложения
Сводная таблица данных
по результатам диагностики
в СШ N 2 г. Толочина
N п\п |
Код |
Пол |
Класс |
Возраст |
Склонность к риску |
Ш 1 |
Ш 2 |
Ш 3 |
Ш 4 |
Ш 5 |
Ш 6 |
Ш 7 |
Ш 8 |
Н.Ю.Р. |
ж |
8 "А" |
14 |
93 |
3 |
10 |
11 |
14 |
12 |
8 |
9 |
8 | |
В.Н.Т. |
ж |
8 "А" |
14 |
79 |
3 |
11 |
8 |
14 |
16 |
8 |
11 |
7 | |
З.Т.Г. |
ж |
8 "А" |
14 |
79 |
2 |
7 |
3 |
10 |
11 |
8 |
6 |
11 | |
О.Д.Т. |
ж |
8 "А" |
13 |
79 |
3 |
8 |
8 |
12 |
17 |
9 |
10 |
7 | |
С.А.Л. |
ж |
8 "А" |
14 |
77 |
7 |
7 |
5 |
12 |
7 |
6 |
10 |
12 | |
Ч.Е.О. |
ж |
8 "А" |
14 |
73 |
1 |
7 |
9 |
13 |
11 |
7 |
9 |
11 | |
Л.Е.В. |
ж |
8 "А" |
14 |
67 |
5 |
7 |
8 |
5 |
10 |
9 |
5 |
11 | |
Ш.И.Н. |
ж |
8 "А" |
15 |
61 |
7 |
7 |
3 |
10 |
12 |
8 |
9 |
11 | |
С.Т.И. |
ж |
8 "А" |
13 |
56 |
5 |
6 |
3 |
9 |
9 |
8 |
6 |
12 | |
К.У.И. |
ж |
8 "А" |
14 |
48 |
4 |
8 |
5 |
9 |
13 |
7 |
9 |
11 | |
Б.А.И. |
ж |
8 "А" |
14 |
41 |
4 |
7 |
5 |
8 |
15 |
7 |
6 |
13 | |
Э.К.С |
м |
8 "А" |
14 |
86 |
3 |
6 |
4 |
7 |
9 |
8 |
6 |
||
К.Л.О. |
м |
8 "А" |
13 |
80 |
6 |
7 |
7 |
4 |
9 |
7 |
5 |
||
М.С.Н. |
м |
8 "А" |
14 |
74 |
3 |
5 |
6 |
8 |
15 |
11 |
6 |
||
Г.А.В. |
м |
8 "А" |
14 |
71 |
3 |
11 |
11 |
9 |
12 |
9 |
10 |
||
Б.Е.Л. |
м |
8 "А" |
14 |
68 |
4 |
9 |
7 |
3 |
10 |
8 |
8 |
||
М.Д.В. |
м |
8 "А" |
14 |
64 |
4 |
6 |
7 |
7 |
12 |
9 |
9 |
||
Л.Я.К. |
м |
8 "А" |
14 |
58 |
4 |
8 |
8 |
9 |
10 |
8 |
7 |
||
И.В.А. |
м |
8 "А" |
14 |
56 |
4 |
11 |
8 |
7 |
17 |
7 |
9 |
||
М.С.В. |
м |
8 "А" |
14 |
56 |
6 |
6 |
6 |
11 |
12 |
9 |
5 |
||
О.М.Р. |
м |
8 "А" |
14 |
55 |
4 |
11 |
9 |
10 |
19 |
7 |
10 |
||
Д.Н.Н. |
м |
8 "А" |
14 |
54 |
2 |
8 |
6 |
9 |
12 |
9 |
9 |
||
П.Д.Ф. |
м |
8 "А" |
14 |
47 |
3 |
11 |
7 |
7 |
8 |
5 |
6 |
||
Р.Е.А. |
ж |
8 "Б" |
13 |
93 |
3 |
12 |
13 |
18 |
14 |
10 |
14 |
8 | |
С.М.В. |
ж |
8 "Б" |
14 |
69 |
3 |
10 |
13 |
14 |
16 |
14 |
11 |
7 | |
Р.А.Т. |
ж |
8 "Б" |
14 |
63 |
1 |
8 |
8 |
10 |
15 |
11 |
10 |
9 | |
С.М.В.2 |
ж |
8 "Б" |
14 |
63 |
2 |
11 |
10 |
12 |
18 |
13 |
12 |
5 | |
К.О.В. |
ж |
8 "Б" |
14 |
59 |
2 |
8 |
5 |
11 |
10 |
6 |
10 |
13 | |
Л.Е.И. |
ж |
8 "Б" |
14 |
57 |
3 |
9 |
6 |
16 |
17 |
12 |
12 |
6 | |
В.О.К. |
ж |
8 "Б" |
14 |
56 |
6 |
12 |
6 |
17 |
11 |
6 |
11 |
8 | |
А.Н.Г. |
ж |
8 "Б" |
13 |
55 |
4 |
9 |
4 |
6 |
12 |
8 |
5 |
13 | |
Р.Д.А. |
ж |
8 "Б" |
13 |
55 |
5 |
5 |
3 |
8 |
9 |
6 |
7 |
12 | |
Ш.О.О. |
ж |
8 "Б" |
14 |
53 |
3 |
6 |
6 |
11 |
11 |
5 |
7 |
13 | |
П.М.Г. |
ж |
8 "Б" |
15 |
52 |
3 |
7 |
6 |
10 |
11 |
9 |
9 |
10 | |
Х.А.Н. |
ж |
8 "Б" |
14 |
52 |
5 |
6 |
6 |
10 |
11 |
8 |
12 |
9 | |
И.Е.Л. |
ж |
8 "Б" |
14 |
46 |
2 |
10 |
8 |
12 |
17 |
10 |
11 |
12 | |
К.Р.О. |
ж |
8 "Б" |
14 |
43 |
2 |
8 |
4 |
6 |
8 |
10 |
7 |
14 | |
Н.О.Н. |
м |
8 "Б" |
14 |
93 |
4 |
5 |
7 |
8 |
14 |
9 |
6 |
||
Д.Р.Ч. |
м |
8 "Б" |
14 |
84 |
4 |
6 |
9 |
4 |
16 |
10 |
7 |
||
К.В.Н. |
м |
8 "Б" |
14 |
83 |
4 |
10 |
8 |
11 |
14 |
7 |
5 |
||
Т.Д.П. |
м |
8 "Б" |
13 |
80 |
4 |
9 |
4 |
10 |
14 |
14 |
7 |
||
В.В.А. |
м |
8 "Б" |
14 |
67 |
5 |
8 |
6 |
8 |
9 |
6 |
4 |
||
Н.А.С. |
м |
8 "Б" |
14 |
67 |
3 |
9 |
7 |
4 |
17 |
12 |
9 |
||
К.М.М. |
м |
8 "Б" |
14 |
63 |
6 |
7 |
6 |
7 |
13 |
7 |
7 |
||
В.А.Д. |
м |
8 "Б" |
14 |
62 |
2 |
10 |
10 |
11 |
15 |
13 |
7 |
||
К.И.П. |
м |
8 "Б" |
14 |
53 |
3 |
5 |
12 |
8 |
13 |
10 |
10 |
||
Е.С.М. |
м |
8 "Б" |
15 |
48 |
6 |
9 |
10 |
8 |
12 |
8 |
9 |
||
С.Н.А. |
м |
8 "Б" |
14 |
39 |
7 |
7 |
4 |
5 |
8 |
6 |
5 |
||
О.Н.Л. |
ж |
8 "В" |
14 |
74 |
0 |
10 |
9 |
9 |
15 |
10 |
12 |
10 | |
Ц.О.В. |
ж |
8 "В" |
14 |
63 |
5 |
8 |
6 |
9 |
13 |
9 |
9 |
9 | |
А.Е.К. |
ж |
8 "В" |
13 |
62 |
2 |
11 |
10 |
16 |
15 |
10 |
13 |
8 | |
М.М.А. |
ж |
8 "В" |
15 |
59 |
3 |
15 |
13 |
17 |
20 |
12 |
19 |
5 | |
Ф.А.В. |
ж |
8 "В" |
13 |
54 |
3 |
9 |
8 |
14 |
23 |
14 |
13 |
7 | |
Е.И.Р. |
ж |
8 "В" |
14 |
44 |
4 |
10 |
10 |
10 |
14 |
9 |
8 |
13 | |
К.И.У. |
ж |
8 "В" |
14 |
31 |
4 |
6 |
5 |
7 |
9 |
9 |
4 |
12 | |
З.Е.В. |
м |
8 "В" |
14 |
95 |
4 |
6 |
6 |
8 |
17 |
10 |
7 |
||
М.В.В. |
м |
8 "В" |
14 |
79 |
7 |
7 |
8 |
9 |
12 |
8 |
9 |
||
З.И.В. |
м |
8 "В" |
14 |
78 |
5 |
8 |
7 |
9 |
12 |
11 |
7 |
||
Б.П.О. |
м |
8 "В" |
13 |
76 |
5 |
9 |
9 |
13 |
19 |
11 |
8 |
||
Я.С.В. |
м |
8 "В" |
15 |
75 |
4 |
8 |
7 |
8 |
14 |
8 |
9 |
||
Б.Е.Ч. |
м |
8 "В" |
14 |
74 |
6 |
9 |
9 |
17 |
13 |
6 |
12 |
||
О.Ы.Е. |
м |
8 "В" |
13 |
66 |
5 |
7 |
7 |
6 |
10 |
10 |
9 |
||
К.И.В. |
м |
8 "В" |
14 |
66 |
5 |
8 |
8 |
6 |
11 |
8 |
9 |
||
С.В.О. |
м |
8 "В" |
14 |
65 |
5 |
6 |
7 |
5 |
12 |
4 |
8 |
||
М.А.П. |
м |
8 "В" |
14 |
64 |
6 |
9 |
7 |
8 |
15 |
9 |
9 |
||
Л.Д.А. |
м |
8 "В" |
14 |
57 |
6 |
7 |
8 |
6 |
12 |
9 |
10 |
||
С.А.В. |
м |
8 "В" |
14 |
57 |
6 |
10 |
9 |
8 |
18 |
9 |
11 |
||
Ч.В.А. |
м |
8 "В" |
14 |
57 |
5 |
8 |
12 |
7 |
13 |
8 |
8 |
||
К.М.С. |
м |
8 "В" |
14 |
43 |
6 |
8 |
7 |
5 |
8 |
9 |
7 |
||
Л.Е.К. |
ж |
10 "А" |
16 |
78 |
3 |
11 |
10 |
15 |
15 |
9 |
16 |
9 | |
А.А.С. |
ж |
10 "А" |
16 |
69 |
6 |
7 |
9 |
10 |
9 |
8 |
8 |
11 | |
Д.Н.Ч. |
ж |
10 "А" |
15 |
63 |
6 |
7 |
5 |
13 |
11 |
7 |
7 |
9 | |
П.Р.Л. |
ж |
10 "А" |
16 |
63 |
5 |
11 |
8 |
15 |
16 |
10 |
9 |
10 | |
Б.В.В. |
ж |
10 "А" |
16 |
57 |
1 |
10 |
11 |
13 |
14 |
9 |
13 |
9 | |
А.А.А. |
ж |
10 "А" |
16 |
56 |
3 |
13 |
10 |
17 |
16 |
10 |
9 |
9 | |
С.Ш.В. |
ж |
10 "А" |
16 |
47 |
7 |
6 |
2 |
4 |
11 |
9 |
6 |
13 | |
Г.М.Н. |
ж |
10 "А" |
16 |
44 |
4 |
7 |
6 |
8 |
11 |
8 |
6 |
9 | |
М.Б.Л. |
м |
10 "А" |
16 |
83 |
3 |
7 |
14 |
9 |
14 |
10 |
9 |
||
В.И.Д. |
м |
10 "А" |
17 |
81 |
5 |
6 |
6 |
10 |
14 |
8 |
9 |
||
К.И.Ц. |
м |
10 "А" |
15 |
70 |
6 |
4 |
9 |
11 |
16 |
10 |
5 |
||
З.А.Ю. |
м |
10 "А" |
16 |
62 |
5 |
6 |
6 |
2 |
7 |
6 |
6 |
||
С.П.К. |
м |
10 "А" |
16 |
62 |
4 |
7 |
13 |
6 |
8 |
6 |
10 |
||
В.И.Д. 2 |
м |
10 "А" |
16 |
59 |
4 |
10 |
9 |
4 |
11 |
8 |
9 |
||
Г.О.О. |
ж |
10 "Б" |
15 |
81 |
0 |
10 |
14 |
20 |
20 |
13 |
17 |
5 | |
Г.И.И. |
ж |
10 "Б" |
16 |
79 |
2 |
8 |
8 |
13 |
17 |
10 |
14 |
10 | |
Г.А.Г. |
ж |
10 "Б" |
17 |
73 |
1 |
12 |
12 |
17 |
16 |
9 |
14 |
7 | |
П.Р.А. |
ж |
10 "Б" |
16 |
71 |
4 |
8 |
4 |
10 |
8 |
8 |
10 |
11 | |
К.И.Р. |
ж |
10 "Б" |
16 |
61 |
1 |
12 |
10 |
16 |
16 |
12 |
16 |
8 | |
С.И.Р. |
ж |
10 "Б" |
15 |
52 |
3 |
9 |
7 |
9 |
12 |
10 |
10 |
11 | |
Ш.Е.Е. |
ж |
10 "Б" |
15 |
44 |
3 |
10 |
9 |
5 |
12 |
7 |
10 |
12 | |
П.О.Ю. |
ж |
10 "Б" |
17 |
36 |
3 |
7 |
8 |
10 |
10 |
8 |
10 |
11 | |
П.Д.М. |
м |
10 "Б" |
16 |
94 |
5 |
8 |
7 |
10 |
13 |
12 |
8 |
||
К.А.Р. |
м |
10 "Б" |
15 |
74 |
4 |
8 |
8 |
4 |
5 |
6 |
5 |
||
Н.Д.О. |
м |
10 "Б" |
16 |
65 |
7 |
7 |
9 |
4 |
9 |
11 |
7 |
||
П.А.В. |
м |
10 "Б" |
16 |
51 |
4 |
9 |
5 |
5 |
14 |
7 |
8 |
||
Г.О.П. |
м |
10 "Б" |
16 |
48 |
5 |
8 |
3 |
3 |
9 |
4 |
5 |
||
Р.Ю.Л. |
ж |
10 "В" |
16 |
67 |
1 |
11 |
8 |
13 |
15 |
10 |
13 |
7 | |
Т.Т.А. |
ж |
10 "В" |
16 |
65 |
4 |
7 |
6 |
5 |
9 |
7 |
5 |
12 | |
Т.Т.О. |
ж |
10 "В" |
16 |
56 |
5 |
4 |
5 |
9 |
13 |
7 |
6 |
11 | |
К.Н.А. |
ж |
10 "В" |
15 |
46 |
3 |
9 |
11 |
9 |
15 |
9 |
9 |
7 | |
А.Н.В. |
ж |
10 "В" |
16 |
35 |
6 |
4 |
2 |
8 |
8 |
2 |
7 |
12 | |
Г.М.Л. |
м |
10 "В" |
16 |
89 |
4 |
14 |
12 |
6 |
12 |
9 |
9 |
||
Ч.У.В. |
м |
10 "В" |
16 |
85 |
7 |
9 |
11 |
6 |
8 |
5 |
4 |
||
Л.В.Н. |
м |
10 "В" |
16 |
76 |
3 |
12 |
14 |
14 |
20 |
10 |
11 |
||
В.В.П. |
м |
10 "В" |
16 |
67 |
4 |
7 |
5 |
6 |
9 |
6 |
4 |
||
Р.В.Д. |
м |
10 "В" |
16 |
65 |
6 |
5 |
4 |
7 |
13 |
4 |
10 |
||
Е.Л.Е. |
м |
10 "В" |
15 |
55 |
3 |
6 |
8 |
6 |
13 |
11 |
10 |
||
Б.В.Е. |
м |
10 "В" |
16 |
56 |
3 |
11 |
11 |
7 |
15 |
8 |
8 |
||
Р.С.А. |
м |
10 "В" |
16 |
45 |
5 |
9 |
13 |
8 |
15 |
10 |
9 |
||
К.Л.И. |
м |
10 «В» |
16 |
45 |
5 |
8 |
12 |
5 |
8 |
8 |
8 |
Приложение 2
Тест склонности к риску
Инструкция.
Прочтите, пожалуйста, внимательно
каждое из приведенных ниже
в таблице предложений и
Вопросы |
Ответы | ||||
Да |
Скорее да, чем нет |
Трудно сказать, как бы поступил |
Скорее нет, чем да |
Нет | |
1 Превысили бы
Вы установленную скорость, чтобы
быстрее оказать необходимую
медицинскую помощь |
|||||
2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции? |
|||||
3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика? |
|||||
4. Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час? |
|||||
5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать? |
|||||
6. Стали бы Вы
первым переходить очень |
|||||
7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги? |
|||||
8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно? |
|||||
9. Могли бы Вы
под чьим-то руководством |
|||||
10. Могли бы Вы
без тренировки управлять |
|||||
11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь? |
|||||
12. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом? |
|||||
13. Могли бы Вы
при необходимости проехать |
|||||
14. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии? |
|||||
15. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды? |
|||||
16. Могли бы Вы, чтобы
избавиться от затяжной |
|||||
17. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/час? |
|||||
18. Могли бы Вы
в виде исключения вместе с
семью другими людьми |
|||||
19. Могли бы Вы
за большое вознаграждение |
|||||
20. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили? |
|||||
21. Могли бы Вы по указанию Вашего руководителя взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен? |
|||||
22. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом? |
|||||
23. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов предпринять поездку на дальнем поезде? |
|||||
Приложение 3
ОПРОСНИК «СОП»
Вариант М
Инструкция
Перед вами имеется ряд
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может добиться в жизни.
6. Я бы взялся за опасную работу, если бы за нее хорошо заплатили.
7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.
10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
13. Я всегда говорю только правду.
14. Если человек в меру и
без вредных последствий