Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить взаимосвязь рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения.
2. Проанализировать психологические особенности подростков, а также склонность к риску, как черту личности.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи рискованного поведения и развития тенденции к девиантному поведению у подростков.

Оглавление

Введение
1.Теоретические проблемы изучения девиантного
поведения подростков……………………………………………
1.1.Понятие о нормальном и девиантном поведении…………..
1.2.Виды девиантного поведения………………………………..
1.3.Проявление девиантного поведения у подростков…………
1.4.Детерминанты девиантного поведения. Склонность
к риску…………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………….
2.Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности
к риску и тенденцией развития девиантного поведения……….
2.1.Описание процедуры и методов исследования……………..
2.2.Анализ результатов……………………………………………
Выводы……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Литература………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Харкевич - дплом Рискованное и девиантное поведение.doc

— 4.51 Мб (Скачать)

        Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [19,14]. Данное определение носит скорее дескриптивный (описательный) характер и прежде всего ориентировано на практическую работу с людьми, имеющими отклоняющееся поведение. На личностном уровне отклоняющееся поведение — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни.

        Понятие нормы  является исходным для изучения  любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.

       В естественных  и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [20,29]. Cоциальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития. В последнем случае аномальна сама норма (как, например, законы тоталитарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

      При всем многообразии  проявлений социальные нормы  имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

      Особую трудность  представляет такое свойство  социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример — радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства — от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах отмечается тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности.

          В целом,  несмотря на относительность  и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

         Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме законов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь — научного определения нормы.

          В психологии  для научного определения понятия «норма» используются различные способы. Наиболее простой и распространенный — негативный подход. В соответствии с ним нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии. По справедливому замечанию Б. С. Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая» [4, 10].

          Позитивный  подход, напротив, нацелен на выявление  образца с желательными качествами. Для получения эталона (условной группы людей без аномалий) чаще всего применяют методы математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем.

           Другая, критериальная, норма основана на социально-нормативном критерии. Она существует преимущественно в форме требований (задач) различной степени трудности. Например, «хорошим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нормы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требованиями.

           Наконец,  норма может быть идеальной — в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя лучшие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов — вдохновляющих образцов для подражания.

      Еще  выдающийся мыслитель античности  Платон (427—347 гг. до Р.Х.) утверждал, что люди живут в мире идей, которые управляют их поведением. Идеи воплощают в себе неизменную сущность всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. А идеалы, по Платону, — абсолютный и общезначимый фундамент норм [58, 325].

       Основатель  психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность и аномальность  каждого человека формально определяются  степенью преобладания в его  личности того или иного идеального  типа [50]. В данном случае термин  «идеальный» имеет иное значение  и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.

      Таким  образом, при специальном изучении  норма как единый образец поведения  для всех людей выглядит как  некая абстрактная схема, слабо  связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечественный исследователь             П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты [11]. Современная психология — это, прежде всего,наука о личности, поэтому понятие психологической нормы связано с вопросом о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психологической ее характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться надежным критерием нормы и аномалии личности, так как она может предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей личности [53, 122].

          В свою очередь В. Франкл  основными признаками личностного  здоровья называл духовность, свободу  и ответственность. При этом «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме — как в смысле средней, так и идеальной. Неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе» [50, 197].

       Благодаря  вкладу гуманистической психологии, наши представления о развитии личности вышли за границы процесса социальной адаптации. Они существенно пополнились таким важным процессом, как  индивидуация. Последняя включает познание, принятие, развитие и реализацию своей индивидуальности.

       Следуя  установкам гуманистической психологии, Б. С. Братусь описывает нормальное  развитие человека как развитие, которое ведет его к  обретению  родовой человеческой сущности. Человеческая сущность проявляется  в следующих характеристиках:  отношении к другому человеку как самоценности, способности к любви и творчеству, целетворящем характере жизнедеятельности, потребности в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то), способности к свободе волепроявления, внутренней ответственности перед собой и другими, обретении смысла жизни. Развитие с противоположными проявлениями будет аномальным [4].

          В психоанализе нормальное развитие  предполагает достижение оптимального  равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме оно должно быть достаточно сильным, чтобы справляться с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой. Мы видим, что возможны самые различные подходы к определению как психологической, так и социальной нормы вообще.

          Социальные нормы могут иметь  разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы — записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны.

        По сфере регулируемых отношений  выделяют следующие основные  группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.

       Носителями  нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это, прежде всего, общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации.

        В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование с этическими нормами. Морально-этические нормы представляют собой  ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены.

     Правовые  нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка — основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.

       Политические  нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами).

      Организационно-профессиональные  нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

      Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом.

      Для  психологии особенно важен вопрос  о механизмах воздействия социальных норм на личность. Будучи социальными феноменами, социальные нормы интериоризируются во внутренний мир личности в течение всей жизни. Особенно интенсивно это происходит на ранних этапах развития ребенка в семье. В рамках глубинной психологии специально выделяется такая индивидуальная подструктура, как супер-Эго, содержащая множество внутренних предписаний, требований и ограничений.

      В соответствии  с общими психологическими представлениями  нормы присутствуют в индивидуальном  сознании в форме социально-психологических установок.  Термин «социальная установка» («аттитюд» — в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. Позднее М.Смит конкретизировал структуру аттитюда, выделив три известных компонента:

когнитивный (представление, знание об объекте или явлении);

аффективный (эмоционально-оценочное отношение к объекту);

конативный или поведенческий (готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту) [47].

       Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности — его личностный смысл. Установки отражают связь между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готовность человека к определенному виду социального поведения. Социальные нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение.

      Термин  «девиантное поведение» используется  не только для обозначения  действий конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об «отклоняющемся поведении личности», то во втором — о «социальном отклонении».          

       Несмотря  на определенное сходство, социальные  отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором — психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступления и т.п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена — геноцид, коррупция, бюрократизм.

          Таким  образом, девиантное поведение  выступает и как индивидуальный  акт, и как элемент социального  бытия.

 

1.2 Классификация отклоняющегося поведения

 

    Одной из  форм научного анализа психологической  реальности является классификация  ее проявлений. Многочисленные попытки  исследователей систематизировать  поведенческие отклонения пока  еще не привели к созданию  единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами.

     Основная  причина заключается в междисциплинарном  характере проблемы поведенческих  девиаций. Поскольку термин «девиантное  (отклоняющееся) поведение» используется  в разных науках в различных  значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений.

Информация о работе Осуществить теоретический анализ проблемы отклоняющегося и рискованного поведения