Теоретический анализ лидерства и руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить феномен лидерства и руководства в группе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования лидерства и руководства.
2. Разграничить понятия “лидерство” и “руководство”.
3. Рассмотреть лидерство и руководство в группе.
4. Рассмотреть теории лидерства.
5. Выявить стили руководства и лидерские способности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4
1.1. Понятие лидерства и его сущность. 4
1.2. Подходы к изучению лидерства. 5
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ РУКОВОДСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
2.1 Понятие руководства и его сущность. 7
2.2. Стили руководства. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 32.16 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4

1.1. Понятие лидерства и его сущность. 4

1.2. Подходы к изучению лидерства. 5

ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ РУКОВОДСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7

2.1 Понятие руководства и его сущность. 7

2.2. Стили руководства. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Для начала надо развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина и определены различия в содержании этих понятий. При этом понятия «лидер» не употребляется в политической терминологии. Из всего выше сказанного видно, что, лидер и руководитель имеют, тем не менее, дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, не является вполне точным. Лидерство это чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени это социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Актуальность проблемы: проблема лидерства и руководства на данный момент очень актуальна, так как она имеет огромное значение в исследовании взаимоотношений в группе,  распределение ролей между членами этой группы и влияние лидерских качеств на развитие самой личности в социуме.

Объект исследования -  лидерство и руководство.

Предмет исследования – разграничение понятий “лидерство” и “руководство”.

Цель исследования: изучить феномен лидерства и руководства в группе.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ научной литературы  по проблеме исследования лидерства и руководства.
  2. Разграничить понятия “лидерство” и “руководство”.
  3. Рассмотреть лидерство и руководство в группе.
  4. Рассмотреть теории лидерства.
  5. Выявить стили  руководства и лидерские способности.

 

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме  исследования лидерства и руководства.

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И  ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    1. Понятие лидерства и его сущность.

Лидерство - отношения доминирования  и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе

Лидером является такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации  группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень  активности, участия, влияния в решении  данной задачи. Таким образом, лидер  выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают  лидерство, т.е. строят с лидером  такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут  ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать  как групповое явление: лидер  немыслим в одиночку, он всегда дан  как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений  в этой структуре.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются:

    • психологические характеристики личности самого лидера
    • социально-психологические характеристики членов малой группы
    • особенности ситуации, в которой находится группа,
    • характер решаемых задач

 

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, можно выделить два основных вида лидерства

      • лидерство в деловой сфере «инструментальное лидерство»
      • лидерство в эмоциональной сфере «экспрессивное лидерство»

 Эти два вида лидерства  могут быть представлены в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы.

В зависимости от степени  выраженности направленности на ту или  иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров:

    • Лидеры ориентированные на решение групповых задач
    • идеры ориентированные на общение и взаимоотношения в группе
    • универсальные лидеры.

Внутри каждой из сфер групповой  жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, лидер — генератор эмоционального настроя и т д

Так же ещё можно выделить основные функции лидера:

    • организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах
    • выработка и поддержание групповых норм
    • внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами
    • принятие ответственности за результаты групповой деятельности
    • установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе

 

    1.  Подходы к изучению лидерства.

 

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства:

Теория черт ( харизматическая теория) исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.

На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в ситуационной теории лидерства. Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются

отдельные члены  группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту.

Два столь крайних  подхода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов

Краткий вывод: Из всего выше сказанного можно сделать вывод,  что феномен лидерства это очень важная составляющая личностного взаимодействия между членами группы. 

 

 

ГЛАВА 2

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ РУКОВОДСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1 Понятие  руководства и его сущность.

Лидерство и руководство  рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные  с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства  под лидером и руководителем  понимается человек, оказывающий ведущее  влияние на группу: лидер – в  системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство –  это механизмы групповой интеграции.

Феномены лидерства и  руководства близки по своей психологической  сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего  ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые  интересы.

   В феномене руководства  психологический анализ выделяет  две составляющие: собственно руководство  (администрирование) и лидерство.  Эти понятия единодушно разводятся  психологами: руководство понимается  как фактор официальной структуры,  обеспечивающий социальную организацию  и управление деятельностью группы; лидерство - как феномен социально-психологической  самоорганизации и самоуправления  в группе, как фактор упорядочения  системы неформальных отношений  между ними. По мнению экспертов,  административное руководство ограничено  в своих управляющих воздействиях  на человека и подчиняет себе  возможную власть лишь на 50 - 60%. Другая весомая часть влияния  лидера на подчиненных зависит  от его неформального авторитета. Некоторые исследователи считают,  что эффективное руководство  непременно должно включать в себя и лидерство. Руководитель может быть лидером в группе. Однако даже признанный лидер может быть неэффективным руководителем.

2.2. Стили руководства.

Исследование стилей руководства  — одно из значительных на-правлений психологии малых групп и организаций — берет, как изве-стно, начало с экспериментов, выполненных в конце 30-х — начале 40-х гг. в школе К.Левина. В последующие четыре с лишним десятиле-тия это направление получило солидную эмпирическую разработку за рубежом и в нашей стране, нашедшую широкое отражение в соци-альной психологии и психологии управления.

Как известно, первоначально  К. Левиным и его сотрудниками были выделены три стиля руководства: демократический, авторитарный, нейтральный.

Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов предлагают 5 стилей руководства: дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий и проблемно-организующий. Каждый из них соответствующим образом характеризует, по мнению авторов, личность руководителя и организационные принципы его работы с людьми. Подчеркивается также, что умение руководителей использовать разнообразные стили руководства в зависимости от конкретной обстановки является важным условием успешного управления коллективом, создания в нем стимулирующего психологического климата.

А.Л. Журавлев и В.Ф. Рубахин выделяют 7 основных стилей руко-водства: директивный, коллегиальный, либеральный (попустительский), директивно-коллегиальный, директивно-либеральный, коллегиально-либеральный и смешанный. Основываясь на эмпирических материалах, авторы относят к числу наиболее эффективных с точки зрения продуктивности коллектива и его психологического климата коллегиальное и смешанное руководство.

Еще одно направление разработки обсуждаемой проблемы — создание вероятностных моделей руководства. В их основе лежат представления об опосредствованности связей между стилями руководства и групповой эффективностью спецификой ситуации, в которой функционирует коллектив, о нелинейном, вероятностном характере этих связей, выступающих в качестве функции наличного ситуационного контекста.

Последнее направление исследования стиля руководства. Отличительная их особенность — попытки трактовать стиль руководства как многомерное образование.

Наряду с указанными выше основными линиями исследования стилей руководства можно назвать еще несколько дополнительных, побочных аспектов изучения этой проблемы. Один из них связан с выделением факторов, влияющих на формирование стиля руководства. В обстоятельном обзоре Н.В. Ревенко к числу таких факторов относятся: 1) тип организации; 2) характер деятельности группы, организации; 3) стабильность или динамичность организации; 4) личные качества руководителя; 5) личные качества подчиненных; 6) структура организации; 7) особенности ситуации; 8) экология группы, организации.

Еще один аспект анализа  проблемы — изучение динамики стилей руководства коллективом. Как известно, магистральная тенденция здесь  была намечена еще А.С. Макаренко, который  дал принципиальную схему динамики педагогического управления коллективом, охарактеризовав ее как «путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива».

Информация о работе Теоретический анализ лидерства и руководства