Особенности воображения и творческого мышления у детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ………………...5
1.1 ПОНЯТИЕ ВОБРАЖЕНИЯ………………………………………………………..5
1.2 ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ………8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….12
2.1 ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…12
2.2 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……...15
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….…………………….22
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………..22
3.2 АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

курсова айсины.doc

— 538.00 Кб (Скачать)


Список литературы

 

  1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
  2. Выготский Л. С. Основы общей психологии. – СПб:  Питер, 2000. - 712с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.  – 544с.
  5. Давыдов В.В. Психологические проблемы, процессы обучения младших школьников./Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996.  - С.123-136.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Просвещение, 2007.  -380с.
  7. Дудецкий А.Я., Лустина Е.А. Психология воображения (фантазии). Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. - 88 с.
  8. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Междунар. Образоват. и Психол. Колледж, 1996.  -197 с.
  9. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. // Вопросы психологии. -1988. - № 6. -С. 17-22.
  10. Запорожец А.В. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М.: Прогресс, 1964. -320с.
  11. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Прогресс, 1979. -278с.
  12. Кудина Г. Н. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей.// Дефектология. -2009. - №5. - C.47-51.
  13. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Вопросы психологии. -2001. -№5. – С.12-18.
  14. Лазарева  М.В. Интегративность и комплексность в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. //Мир психологии.  -2003. –№4. –С. 4-12.
  15. Леонтьев А. Н., Запорожец  А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: Международный образовательный и  Психологический Колледж, 2001. – 114с.
  16. Маклаков А.Г. Общая психология.  - М. :Просвещение, 2005. – 592с.
  17. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42.
  18. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - М.: Просвещение, 1987. -348с.
  19. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: "Общие основы психологии". - 688 с.
  20. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2005. - № 12. – С.40-44
  21. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2003. – 50с.
  22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000.  -712 с.
  23. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории./Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов./Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва: Институт практической психологии, 1996. – С.232-246 .

 

  1. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -544с.
  2. Теплов Б. М. Способности и одаренность./ Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: уч .пособие для студентов./ Под ред.Д. И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.  –С.298-306.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1 (а)

 

Методика № 1 "Исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса "Неполные фигуры":

  1. уровень - работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.
  2. уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.
  3. уровень - характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция - уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг - не просто яблоко, а на тарелке). На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг - уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат - не зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.
  4. уровень - в работах отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.
  5. уровень - для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.
  6. уровень - качественное отличие данного уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть "включением". На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как "материала", толчка к воображению и творчеству.

Использование при создании идей и продуктов воображения действия "включения", обеспечивая в сторону поиска оптимального решения, что соответствует вероятностному характеру отражения действительности, составляющему специфику процесса воображения.

 


Приложение № 1 (б)

 

Методика №2 Пиктограмма ("Нарисуй слово")

Интерпретация

Все изображения классифицируются на пять основных видов:

абстрактные (А) - не оформленные в образ линии;

знаково-символические (3) - знаки и символы;

конкретные (К) - конкретные предметы;

сюжетные (С) изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;

метафорические (М) изображения в виде метафор, художественного вымысла.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение. Наиболее часто употребляемый вид свидетельствует о характере мыслительной деятельности:

А и 3 - тип "мыслителя" - обобщение, синтез в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления;

С и М - креативы "художественного" типа;

К - конкретно-действенное практическое мышление.

 


Приложение №2 (в)

 

Результаты диагностики творческого мышления и воображения младших школьников

 

Таблица 1.

Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 1 "Неполные фигуры" (младшие школьники)

Школьники

Фигуры

Итоговый уровень развития

Квадрат

Треугольник

Круг

1

3

3

2

3

2

4

3

4

4

3

2

3

3

3

4

3

4

4

4

5

4

4

3

4

6

4

5

5

5

7

2

3

3

3

8

3

3

3

3

9

4

3

4

4

10

3

3

2

3

11

4

3

4

4

12

3

3

2

3

13

4

5

5

5

14

5

4

5

5

15

5

4

5

5


 


Приложение № 2 (г)

 

Таблица 2.

Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 1 "Неполные фигуры" (Старшие дошкольники)

Школьники

Фигуры

Итоговый уровень развития

Квадрат

Треугольник

Круг

1

2

2

1

2

2

2

1

2

2

3

1

1

2

1

4

2

3

3

3

5

2

2

2

2

6

2

2

2

2

7

1

1

1

1

8

2

1

2

2

9

3

2

3

3

10

1

2

1

1

11

3

2

3

3

12

2

2

2

2

13

2

2

2

2

14

3

2

3

3

15

3

2

3

3


 


Приложение №2 (д)

 

Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 2 "Нарисуй слово" (младшие школьники)

 

Таблица 3.

№ стимул.

мат-ла Дети

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итог

1

А

3

А

А

А

А

3

К

А

А

А

А

2

К

к

К

К

3

3

К

А

К

А

К

К

3

3

3

А

3

3

А

3

3

К

3

3

3

4

с

с

М

А

С

С

С

3

С

С

С

С

5

3

3

3

А

А

3

3

3

к

3

К

3

6

с

с

М

А

С

С

С

3

с

С

С

с

7

к

к

К

3

К

А

А

к

к

3

К

к

8

с

с

М

А

С

С

С

3

с

С

с

с

9

с

с

М

А

С

К

С

3

с

С

с

с

10

м

к

К

М

М

м

А

м

м

М

м

м

11

м

м

С

3

А

м

М

м

с

М

А

м

12

м

к

К

М

М

м

А

м

м

М

М

м

13

А

3

К

А

А

А

А

А

к

3

А

А

14

м

к

К

С

М

М

М

м

А

М

М

М

15

м

к

К

М

М

м

А

м

м

м

М

м

Информация о работе Особенности воображения и творческого мышления у детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста