Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:15, курсовая работа
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ………………...5
1.1 ПОНЯТИЕ ВОБРАЖЕНИЯ………………………………………………………..5
1.2 ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ………8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….12
2.1 ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…12
2.2 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……...15
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….…………………….22
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………..22
3.2 АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..39
Приложение № 1 (а)
Методика № 1 "Исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса "Неполные фигуры":
Использование при создании идей и продуктов воображения действия "включения", обеспечивая в сторону поиска оптимального решения, что соответствует вероятностному характеру отражения действительности, составляющему специфику процесса воображения.
Приложение № 1 (б)
Методика №2 Пиктограмма ("Нарисуй слово")
Интерпретация
Все изображения классифицируются на пять основных видов:
абстрактные (А) - не оформленные в образ линии;
знаково-символические (3) - знаки и символы;
конкретные (К) - конкретные предметы;
сюжетные (С) изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;
метафорические (М) изображения в виде метафор, художественного вымысла.
При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение. Наиболее часто употребляемый вид свидетельствует о характере мыслительной деятельности:
А и 3 - тип "мыслителя" - обобщение, синтез в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления;
С и М - креативы "художественного" типа;
К - конкретно-действенное практическое мышление.
Приложение №2 (в)
Результаты диагностики творческого мышления и воображения младших школьников
Таблица 1.
Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 1 "Неполные фигуры" (младшие школьники)
Школьники | Фигуры | Итоговый уровень развития | ||
Квадрат | Треугольник | Круг | ||
1 | 3 | 3 | 2 | 3 |
2 | 4 | 3 | 4 | 4 |
3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
5 | 4 | 4 | 3 | 4 |
6 | 4 | 5 | 5 | 5 |
7 | 2 | 3 | 3 | 3 |
8 | 3 | 3 | 3 | 3 |
9 | 4 | 3 | 4 | 4 |
10 | 3 | 3 | 2 | 3 |
11 | 4 | 3 | 4 | 4 |
12 | 3 | 3 | 2 | 3 |
13 | 4 | 5 | 5 | 5 |
14 | 5 | 4 | 5 | 5 |
15 | 5 | 4 | 5 | 5 |
Приложение № 2 (г)
Таблица 2.
Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 1 "Неполные фигуры" (Старшие дошкольники)
Школьники | Фигуры | Итоговый уровень развития | ||
Квадрат | Треугольник | Круг | ||
1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
3 | 1 | 1 | 2 | 1 |
4 | 2 | 3 | 3 | 3 |
5 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8 | 2 | 1 | 2 | 2 |
9 | 3 | 2 | 3 | 3 |
10 | 1 | 2 | 1 | 1 |
11 | 3 | 2 | 3 | 3 |
12 | 2 | 2 | 2 | 2 |
13 | 2 | 2 | 2 | 2 |
14 | 3 | 2 | 3 | 3 |
15 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Приложение №2 (д)
Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 2 "Нарисуй слово" (младшие школьники)
Таблица 3.
№ стимул. мат-ла Дети | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итог |
1 | А | 3 | А | А | А | А | 3 | К | А | А | А | А |
2 | К | к | К | К | 3 | 3 | К | А | К | А | К | К |
3 | 3 | 3 | А | 3 | 3 | А | 3 | 3 | К | 3 | 3 | 3 |
4 | с | с | М | А | С | С | С | 3 | С | С | С | С |
5 | 3 | 3 | 3 | А | А | 3 | 3 | 3 | к | 3 | К | 3 |
6 | с | с | М | А | С | С | С | 3 | с | С | С | с |
7 | к | к | К | 3 | К | А | А | к | к | 3 | К | к |
8 | с | с | М | А | С | С | С | 3 | с | С | с | с |
9 | с | с | М | А | С | К | С | 3 | с | С | с | с |
10 | м | к | К | М | М | м | А | м | м | М | м | м |
11 | м | м | С | 3 | А | м | М | м | с | М | А | м |
12 | м | к | К | М | М | м | А | м | м | М | М | м |
13 | А | 3 | К | А | А | А | А | А | к | 3 | А | А |
14 | м | к | К | С | М | М | М | м | А | М | М | М |
15 | м | к | К | М | М | м | А | м | м | м | М | м |