Особенности современного научного мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:51, реферат

Краткое описание

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач. Исторически развитие мышления шло от конкретных, наглядно-образных форм к отвлеченным, все более абстрактным формам. Так ранние формы человеческого мышления иногда истолковывают как отрешенные от закономерностей объективного мира, как нечто «непроницаемое для того, что мы называем опытом». Магия, фетишизм, анимизм, мифология накладывали свой отпечаток на мысли и чувства человека.

Файлы: 1 файл

Особенности современного научного мышления.docx

— 47.85 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Одесская  национальная морская академия 
 

Кафедра: Философии 
 
 
 

Реферат по дисциплине: Философские проблемы познания

“Особенности  современного научного мышления” 
 

                                                  Выполнил курсант

                                                  группы 2252

                                                  Украиннец И.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Одесса 2009

     Мышление человека находится в постоянном движении от незнания, т.е. отсутствия проверенной информации про рассматриваемый объект,  от неполного поверхностного, до более  уточняющего углубленного и всесторонне охватывающего  знания.

     Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач. Исторически развитие мышления шло от конкретных, наглядно-образных форм к отвлеченным, все более абстрактным формам. Так ранние формы человеческого мышления иногда истолковывают как отрешенные от закономерностей объективного мира, как нечто «непроницаемое для того, что мы называем опытом». Магия, фетишизм, анимизм, мифология накладывали свой отпечаток на мысли и чувства человека. На какой бы ступени развития не находилось мышление человека, оно носило в своей основе логический характер, поскольку более или менее верно отражало связи предметов и явлений объективного мира и служило необходимой предпосылкой целесообразной деятельности человека.

     Средневековая философия делится на 2 этапа: патристика (от слова патер-святой отец) с V по XII в. и схоластика, достигшая зрелости к ХП-ХШ в. Патристика - это религиозное учение о бытие и надприродной роли Бога. Схоластика уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения.

       Схоласты занимались чисто умозрительными, лишенными практического смысла рассуждениями. Они строили путь постижения Бога в логике и рассуждении. Представителями схоластики были такие фигуры, как Абеляр, стремившийся к четкому разграаничению между верой и знанием. Ввёл принцип «понимать, чтобы верить». Альберт Великий (конец XII - нач. XIII в.) имел обширные знания по естествознанию; был удостоен звания «всеобъемлющий доктор». Стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Отдавал предпочтение методу наблюдения. Фома Аквинский (Том Акванат) (1225-1274). Снискал репутацию систематизатора схоластики. Философия, по его мнению, должна служить вере, теологии. Сочинения Аквинского - громоздкая система силлогизмов, казуистических аргументаций, проповедовал духовную власть церкви. Его учение стало официальной философией католической церкви.

     Ученые-специалисты, подводя итоги средневековой  науки, отмечают такие ее особенности: а) совокупность правил в форме комментариев; б) тенденция к систематизации и  классификации знаний; в) компиляция как характерная черта той  науки; г) продолжение традиций античности, склонность к созерцательности и к абстрактному умозрительному теоретизированию, признание превосходства универсального над уникальным.

     Особенность схоластики состоит в том, что  она сознательно рассматривает  себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». Начиная, примерно с 16 века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики, и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов 16—17 веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Категории» Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались осмыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение таким образом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10—12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в 15 — 16 веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой. Первые университеты возникли в XII в. в Париже и Болонье. В 13-15 в.в. Европа покрылась целой сетью университетов. Потребность в них обусловливалась в первую очередь нуждами и задачами церкви. В большинстве случаев университеты прямо опирались на поддержку церковных властей.

     Главная цель университетской науки состояла в изучении и истолковании Священного Писания и Священного Предания (т.е. произведений святых Отцов церкви). Истолкование священных текстов  было исключительной прерогативой церкви и связанных с ней университетских  ученых, с тем чтобы воспрепятствовать  распространению невежественных суждений о христианской вере. К истолкованию допускались ученые не ниже магистерского  звания. В соответствии с основной задачей большинство университетов  включало в свой состав два факультета - факультет свободных искусств и  факультет теологии (богословия). Первый был необходимой подготовительной ступенью ко второму. Факультет теологии имел целью точное изучение Библии путем ее толкования и систематического изложения христианской доктрины. Итогом этой работы были так называемые «Суммы теологии». Магистрами теологии становились  лишь те, кто ранее прошел обучение на факультете свободных искусств. Впечатляющими были сроки обучения: на факультете свободных искусств - шесть лет, на факультете теологии - не менее восьми лет. Таким образом, чтобы стать магистром богословия, приходилось затратить на обучение не менее четырнадцати лет. Впрочем, учение не могло не быть увлекательным, поскольку предполагало активное участие  в дискуссиях и диспутах. Лекции чередовались с семинарами, на которых  учащиеся отрабатывали умение самостоятельно применять полученные знания. Высоко ценились логическая дисциплина ума  критическое мышление, острая проницательность.

     Университеты  решали несколько взаимосвязанных  задач: они готовили кадры хорошо обученных и подготовленных идейных  защитников христианства.

     Научное мышление представляет собой отображение  научных знаний, соответствующих  конкретно-историческому периоду развития человечества. Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной на достижениях Коперника, Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат.

     Исходный  пункт неклассической научной картины  мира  связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность  законов классической механики. С  неклассической наукой связана парадигма  относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. Переход  к неклассическому мышлению был  осуществлен в период революции  в естествознании на рубеже XIX—XX вв. Возникает более гибкая схема  детерминации, учитывается роль случая.

     Научное познание необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей научного познания.

Деятельность  может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов  преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в  другую и становятся ее компонентами. Например, железная руда как продукт  горнодобывающего производства становится предметом, который преобразуется  в деятельности сталевара, станки, произведенные  на заводе из добытой сталеваром стали, становятся средствами деятельности в другом производстве.

     Экспериментальное естествознание, возникшее в XVII в. как противоположность натурфилософским воззрениям Античности и Средних веков, провозгласило опыт в качестве важнейшего средства исследования природы. В течение последующих трех веков благодаря использованию экспериментального метода оно достигло гигантских успехов.

     Изучение природы было начато с простейших процессов, к которым относится механическое движение тел. Классическая механика благодаря своим успехам в объяснении движения земных и небесных тел и точности предсказаний стала образцом, или парадигмой, для остальных наук. По мнению многих ученых, именно она составляет фундамент классического естествознания и даже всей науки в целом. Однако в своем исследовании механика абстрагируется от многих усложняющих особенностей и деталей изучаемых процессов и явлений. Так, например, она рассматривает планеты, обращающиеся вокруг Солнца, как материальные точки, а сами тела как системы таких точек. Поскольку размеры планет крайне малы в сравнении с их расстоянием от Солнца, то такая абстракция оказывается вполне обоснованной и плодотворной. Однако уже при изучении структуры планет и других небесных тел она становится явно непригодной. Еще менее эффективными оказываются понятия и принципы механики при исследовании специфических закономерностей химических и биологических процессов. Между тем ученые прошлых веков пытались свести объяснение этих более сложных форм движения к понятиям и законам механики.

     Сама  картина природы, основанная на принципах  классической механики, оказывалась  явно не согласующейся с реальной действительностью. В самом деле, согласно этим принципам, если точно  задать начальные условия движения, т.е. координаты и скорость тела, то по уравнениям, описывающим движение тела, можно точно и однозначно определить его состояние как  в будущем, так и в прошлом. Таким образом, прошлое и будущее  при таком подходе оказываются  тождественными, а сами механические процессы обратимыми. Следовательно, реальное понимание времени как процесса изменений состояний системы исчезает, а объективно текущее время превращается в геометрический параметр движения. Такие представления классической механики оказались несостоятельными, когда физика приступила к изучению термодинамических процессов в связи с XIX в. Общеизвестно, что тепловые процессы являются необратимыми: тепло передается от горячего тела к холодному, но никогда наоборот. С возникновением термодинамики как учения о закономерностях тепловых процессов в естествознание впервые было введено понятие необратимых процессов, а тем самым и направления времени («стрела времени»). Однако в классической термодинамике необратимость систем связывается с возрастанием их беспорядка и дезорганизации. Между тем эволюционная теория Дарвина показывает, что в живых системах необратимые процессы приводят к возникновению новых видов, а следовательно, к их совершенствованию и организации. В связи с этим было пересмотрено исходное понятие классической термодинамики - понятие закрытой системы. Оказалось, что все реальные системы природы являются открытыми, т.е. обменивающимися с окружающей средой веществом, энергией, а нередко и информацией. При наличии определенных условий даже в неорганической природе такие системы могут самоорганизовываться. Возникновение термодинамики открытых и неравновесных систем и появление нового междисциплинарного направления исследования сложноорганизованных систем - синергетики являются убедительным свидетельством существования новой тенденции в развитии естествознания, ориентированной на целостное, системное исследование явлений и процессов природы, происходящих в реальном времени.

     Еще в начале XX в. в связи с революцией в физике появились две теории, которые нанесли непоправимый удар механистической картине мира. Речь идет, во-первых, о теории относительности А. Эйнштейна, которая подвергла коренному пересмотру учение о пространстве и времени в классической механике; во-вторых, о квантовой механике, установившей неприменимость понятий и принципов механики Ньютона к изучению движения мельчайших частиц материи - молекул, атомов и элементарных частиц. Следует, тем не менее, отметить, что и теория относительности, и квантовая механика опираются на представление об обратимом характере времени. Новая же тенденция в естествознании ориентируется на необратимость происходящих в системе изменений и, следовательно, на реальный характер времени. Именно благодаря этому современные понятия и принципы естествознания оказываются более адекватными реальному миру, чем прежние. Поэтому и современная естественнонаучная картина мира должна опираться на новейшие достижения и концепции развития естествознания.

     Первую  революцию в науке относят  к XVII в. и связывают с возникновением экспериментального естествознания. Вместо разного рода натурфилософских догадок и гипотез о скрытых качествах вещей ученые той эпохи, начиная с Г. Галилея, стали проверять свои предположения и гипотезы с помощью точно построенного эксперимента. Экспериментальный метод с тех пор стал важнейшим методом исследования природы, и его значение трудно переоценить. Вместе с ним совершенствовались также теоретические методы.

     Вторая  революция возникла в конце XIX — начале XX в., когда в естествознании были сделаны крупнейшие открытия, которые коренным образом изменили наши представления о научной картине мира. Эти открытия были связаны прежде всего с обнаружением кванта энергии, установлением строения вещества и взаимосвязи массы и энергии. Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными «кирпичиками мироздания», из которых состоит природа, считались атомы, то в конце XIX в. были открыты электроны, входящие в состав атомов. Позднее было установлено строение ядер атомов, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов (лишенных заряда частиц). Согласно первой модели атома, построенной английским ученым Э. Резерфордом (1871—1937), атом уподоблялся миниатюрной Солнечной системе, в которой вокруг ядра вращаются электроны. Такая система была, однако, неустойчивой: вращающиеся электроны, теряя свою энергию, в конце концов должны были упасть на ядро. Но опыт показывает, что атомы являются весьма устойчивыми образованиями и для их разрушения требуются огромные силы. В связи с этим прежняя модель строения атома была значительно усовершенствована выдающимся датским физиком Н. Бором (1885—1962), который предположил, что при вращении по так называемым стационарным орбитам электроны не излучают энергию. Такая энергия излучается или поглощается в виде кванта, или порции энергии, только при переходе электрона с одной орбиты на другую.

     Значительно изменились также взгляды на энергию. Если раньше предполагалось, что энергия  излучается непрерывно, то тщательно  поставленные эксперименты убедили  физиков, что она может испускаться  отдельными квантами. Об этом свидетельствует, например, явление фотоэффекта, когда  кванты энергии видимого света вызывают электрический ток. Это явление, как известно, используется в фотоэкспонометрах, которыми пользуются в фотографии для  определения выдержки при экспозиции.

     В 30-х гг. XX в. было сделано другое важнейшее открытие, которое показало, что элементарные частицы вещества, как, например, электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Таким путем экспериментально было доказано, что между веществом и полем не существует непроходимой границы: в определенных условиях элементарные частицы вещества обнаруживают волновые свойства, а в других - свойства корпускул. Это явление получило название дуализма волны и частицы - представление, которое никак не укладывалось в рамки обычного здравого смысла. До этого физики придерживались убеждения, что вещество, состоящее из разнообразных материальных частиц, может обладать лишь корпускулярными свойствами, а энергия поля - распространяться в виде волн. Соединение в одном объекте корпускулярных и волновых свойств совершенно исключалось. Но под давлением неопровержимых экспериментальных результатов ученые вынуждены были признать, что элементарные частицы одновременно обладают как свойствами корпускул, так и волн.

Информация о работе Особенности современного научного мышления