Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:51, реферат
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач. Исторически развитие мышления шло от конкретных, наглядно-образных форм к отвлеченным, все более абстрактным формам. Так ранние формы человеческого мышления иногда истолковывают как отрешенные от закономерностей объективного мира, как нечто «непроницаемое для того, что мы называем опытом». Магия, фетишизм, анимизм, мифология накладывали свой отпечаток на мысли и чувства человека.
1 кг урана, в несколько миллионов раз больше, чем, например, при сжигании того же количества угля. Однако осуществить такую цепную реакцию весьма трудно, поскольку для этого требуется уран-235, которого в природном уране содержится всего 0,7%. Поэтому необходимо из урановой руды вьщелить достаточное количество урана-235, чтобы могла начаться цепная реакция. Эта критическая масса составляет несколько десятков килограммов. Такая реакция будет, неуправляемой и может привести к большому взрыву, как и в водородной бомбе. Но реакция, которая происходит в водородной бомбе, имеет принципиально иной характер. Она основана на термоядерном синтезе, т.е. на соединении легких ядер водорода при очень высокой температуре, в сотни миллионов градусов, которая получается путем взрыва атомной бомбы, сконструированной вместе с водородной бомбой. Огромная температура, выделяемая при атомном взрыве, создает условия для термоядерного синтеза ядер водорода и выброса получаемой при этом гигантской энергии.
Аналогичные термоядерные процессы, т.е. реакции синтеза легких ядер и превращения их в более тяжелые ядра, постоянно происходят в недрах звезд, в частности нашего Солнца. Использование термоядерной энергии в земных условиях связано с поисками управляемого термоядерного синтеза, что навсегда решило бы энергетические проблемы человечества.
Таким образом мышление – это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных практических задач. Мышление человека в своей основе представляет логический характер, отражая связи предметов и явлений объективного мира и служит необходимой предпосылкой целесообразной деятельности.
Научное мышление представляет собой отображение научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Так европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной на достижениях Коперника, Галилея и Ньютона. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX—XX вв. Возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
Первую революцию в науке относят к XVII в. и связывают с возникновением экспериментального естествознания.
Вторая революция возникла в конце XIX — начале XX в., когда в естествознании были сделаны крупнейшие открытия, которые коренным образом изменили наши представления о научной картине мира. Эти открытия были связаны прежде всего с обнаружением кванта энергии, установлением строения вещества и взаимосвязи массы и энергии.
В начале XX в. в связи с революцией в физике появились две теории, которые нанесли непоправимый удар механистической картине мира.
Речь идет, во-первых, о теории относительности А. Эйнштейна, которая подвергла коренному пересмотру учение о пространстве и времени в классической механике; во-вторых, о квантовой механике, установившей неприменимость понятий и принципов механики Ньютона к изучению движения мельчайших частиц материи - молекул, атомов и элементарных частиц.
В 30-х гг. XX в. было сделано важнейшее открытие, которое показало, что элементарные частицы вещества, как, например, электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами.
С развитием концепции атомизма и переходом к исследованию элементарных частиц физики приступили к изучению самого ядра атома. Происходят открытия явлений естественной и исскуственной радиоактивности. На современном этапе развития науки ученые ведут поиск управляемого термоядерного синтеза, что навсегда решило бы энергетические проблемы человечества.
Возникновение термодинамики открытых и неравновесных систем и появление нового междисциплинарного направления исследования сложноорганизованных систем – синергетики являются убедительным свидетельством существования новой тенденции в развитии естествознания, ориентированной на целостное, системное исследование явлений и процессов природы, происходящих в реальном времени.
Выдвижение на передний край естествознания биологических проблем, а также особая специфика живых систем дали повод целому ряду ученых заявить о смене лидера современного естествознания. Если раньше таким бесспорным лидером считалась физика, то теперь на такую роль все решительнее претендует биология. Соответственно этому если идеалом устройства окружающего мира в прошлом признавали часы и машины, то теперь таким идеалом считается живой организм.
Современное научное мышление постоянно изменяется вместе с развитием научного познание в различных областях науки. Человечество стремится познать окружающий нас мир изучить процессы происходящие в нем, при етом современное научное мышление представляет поиск путей улучшения существующих знаний и представлений о мире.
Информация о работе Особенности современного научного мышления