Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:39, доклад
Познавательные процессы: воображение и мышление — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.
Воображение и мышление.
Познавательные процессы: воображение и мышление — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Воображение.
Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности. Строго говоря, для того чтобы сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, - одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.
Воображение — это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Каждый образ,
созданный в воображении, является
в какой-то степени и воспроизведением
и преобразованием
Образы воображения опираются на представление памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представление памяти — образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, я могу себе представить Францию — Париж, хотя бывать там мне не приходилось. Воображение — это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Из «ничего» воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой — звуков).
Воображение может быть четырех основных видов: пассивное, активное, репродуктивное, творческое.
Непроизвольное или пассивное
Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, т.к. прекращают работать те участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. В сновидениях может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений. Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло — замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед или что ты по колено в воде. Вариантов может быть множество. Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день — сон снится на ту же тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон может сигнализировать о какой-либо болезни. Сон — продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.
Галлюцинация — это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, он ни на минуту не сомневается в этой реальности.
При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма. Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.
Грезы — это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.
Произвольное или активное воображение — это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.
Воссоздающее,
или репродуктивное,
Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Роль творческого воображение огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым.
Особый вид воображения — мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее, т.е. то, чего еще нет, человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.
Еще один вид творческого воображения — фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается с настоящим. К образам фантазии относят сказочно — фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика — результат творческого воображения.
Существует
большая зависимость между
Разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций.
1. состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2. состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
3. связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4. состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
5. планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Мышление.
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек делает множество открытий в своей жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не для человечества). Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя что-то новое.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т.е. мы не можем мыслить, не произнося слова.
Следует отметить,
что речь является орудием мышления.
Так, взрослые и дети гораздо лучше
решают задачи, если формулируют их
вслух. И наоборот, когда в эксперименте
у школьников фиксировался язык (зажимался
зубами), качество и количество решенных
задач ухудшилось. Конечно, в данном
случае мысли все равно облекаются
в словесную форму, а затруднение
в решении задач связано с
тем, что при фиксации языка возникают
затруднения в движениях
Следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена — не одно и тоже. Мыслить — это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.
Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью.
В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:
1. теоретическое понятийное мышление;
2. теоретическое образное мышление;
3. наглядно-образное мышление;
4. наглядно-действенное мышление.
Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.