Мышление и воображение. Интеллектуальные особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

Воображение - это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.

Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще несуществующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
1. Общая характеристика воображе-ния...........................................................4
2. Операции мышле-ния.....................................................................................6
3. Воображение и мышле-ние.........................................................................10
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ...............................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ.......................................17

Файлы: 1 файл

Контр психология.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

     ЧЕБОКСАРСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа

     по  дисциплине  «Психология»

     Вариант № 5

    Тема: «Мышление и воображение.

    Интеллектуальные  особенности личности». 
     
     
     
     

                                    Выполнил: слушатель 2курса           

                                    2 группы, набора 2009 года

                                    Ст. сержант милиции

                                    Туймешов Евгений Владимирович

                                                                                              Зачетная книжка № 35 

                                     Рабочий адрес: г. Чебоксары,

                                    пер.  П-ка Валькевича, 3 
             
             
             
             
             

     Чебоксары - 2011

содержание 

    Введение........................................................................................................3

    1. Общая характеристика воображения...........................................................4

    2. Операции мышления.....................................................................................6

    3. Воображение и мышление.........................................................................10

    Заключение...............................................................................................16

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

     Воображение - это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.

     Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще несуществующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения.

     Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

     Воображение выводит человека за пределы его  сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). В трудах, посвященных исследованию воображения у детей, подчеркивается тесная связь воображения и речи. 
 
 

1. Общая характеристика воображения 

     Психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта называется воображением. Воображение неразрывно связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в результате труда. Заранее предвосхищая цель деятельности, человек непрерывно развивает свое воображение. При индивидуальном развитии человека воображение формируется в тесной связи с мышлением. Построение образов воображения, то есть таким образом, которые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека.

     Воображение неразрывно связано с индивидуально-типологическими  особенностями личности, с ее потребностями, интересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями и навыками.

     Нейрофизиологической  основой воображения является образование  временных нервных связей в сфере  первой и второй сигнальной систем, их распадение на отдельные элементы и объединение в новые системы  под влиянием различных мотиваций. Человек принимая то или иное решение осуществляет вычленение из данной обстановки и из своей памяти все то, что соответствует формированию образа будущего результата действия. Воображение связано с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Под влияние воображения у человека возникают соответствующие органические соединения. Воображение основано на аналитико-синтетической деятельности мозга.

     Деятельность  следователя требует значительного  развития воображения. Без него невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий. Воображение обслуживает вероятностное мышление - основной механизм творческого решения нестандартных задач.

     Воображение - психическая функция, обеспечивающая преобразовательную деятельность человека. Это способность психики создавать идеальные модели, прообразы будущего, ориентирующие движение человеческой практики.

     Воображение подразделяется на произвольное и непроизвольное. Непроизвольное воображение является наиболее простым видом воображения. Оно возникает в связи с теми или иными восприятиями. Например, глядя на облако, человек непроизвольно может вообразить разные фигуры. Слушая показания свидетелей, следователь может образно представить соответствующую ситуацию. Целенаправленное, преднамеренное использование человеком соответствующих элементов своего опыта и реконструкция их в новых образах называется произвольным воображением (создание литературных образов, новых моделей различных предметов, и так далее).

     В зависимости от степени оригинальности образов воображение делится на:

     - воссоздающее - формирует новые образы  на основе описания или условного воображения (рассматривая схему места происшествия, мы представляем реальную местность);

     - творческое - создает совершенно  новые, оригинальные образы. Творческое воображение называется фантазией, образы которой могут быть простыми (агглютинация - механическое, нереальное объединение частей или свойств различных, несовместимых предметов - русалки, кентавры; воображение по аналогии - грабли по аналогии с рукой человека) и более сложными (гиперболизация - преувеличение предметов, их качеств, количества их элементов - богатыри в былинах и так далее). Наиболее высоким уровнем творческого синтеза является типизация - воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов. Здесь воображение особенно тесно смыкается с мышлением.

     Иногда  воображение выступает как "заместитель" активной деятельности, не приводящей к выполнению определенной программы действий, это так называемое пассивное воображение (например, мечта может быть активной и пассивной). 

2.Операции мышления 

     Операции  мышления представляют собой: сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

     Установление  сходства и различия между предметами представляет собой сравнение. Именно через сравнение начинается познание объектов окружающего мира. На сравнении основана группировка явлений, предметов и событий, то есть классификация, систематизация и другие мыслительные операции. Оно является средством оценки объектов в том или ином отношении, средством установления изменения в нем. Без сравнения нельзя вычленить их существенные стороны, объединить, синтезировать их по определенному признаку. Здесь хочется отметить и то, что само сравнение невозможно без анализа и синтеза, абстракции и обобщения.

     Обобщение. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Элементарный уровень обобщения - это соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Обобщение второго, более высокого уровня - это когда в группе предметов и явлений выделяют существенные общие признаки. Человек предвидит будущее благодаря обобщениям. В полной мере обобщение воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от всех случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь существенные для данной группы объектов свойства. Обобщение - основная мыслительная операция, которая раскрывает сущность явлений. Благодаря обобщениям действительность отражается в чистом виде, освобожденном от всего случайного. Правильное обобщение приводит к пониманию явлений, оно освобождает наши знания от ограничений чувственной конкретности и делает возможным использование их в новой ситуации. Обобщения основаны на сравнении, на противопоставлении существенного всему случайному, второстепенному. Обобщение возможно лишь благодаря абстракции.

     Абстракция - расчленение объектов и выделение  в нем отдельных существенных в каком - либо отношении сторон. Операция перехода от чувственного отражения к выделению отдельных связей и отношений есть абстракция. Она связанна с мысленной перегруппировкой реальных элементов и их связей. Все абстракции - это понятия. В процессе абстракции человек отвлекается от конкретного, чтобы познать ту или иную сторону его сущности. Целью познания, как известно, является практика, живая конкретная действительность, поэтому на высшем этапе познания происходит восхождение от абстрактного к конкретному.

     Конкретизация - познание целостного объекта во всех существенных взаимосвязях. Это теоретическое воспроизведение целостного объекта. Мышление исходя из живого созерцания от конкретного, данного нам в чувственном опыте, переходит к абстрактному, образуются понятия и только затем осуществляется восхождение к конкретному, когда отдельные стороны объекта осмысливаются на основе знаний.

     Классификация - объединение предметов и явлений  в группы на основе их общих признаков (виды, роды, классы). Она основывается на сравнении и обобщении.

     Систематизация - группировка предметов с выделением более мелких групп, видов и разрядов, выделение частей в целом, установление взаимоотношений между отдельными частями.

     Рассмотрим  основные формы мышления - понятие, суждение и умозаключение. Отдельные предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию, - как определенная связь их существенных признаков (то есть в форме понятий). Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные свойства одной группы предметов и явлений. В каждом понятии различаются объем и содержание. Где объем - это совокупность всех объектов, входящих в данное понятие, а содержание - это знание об этих предметах. Наши знания это система понятий. Понятие как обобщение формируется на определенной чувствительной базе, но само оно является результатом абстрагирования, не имеет наглядной формы, в то же время многие понятия поддаются образной конкретизации, они связанны с представлениями. Понятие никогда не остается неизменным, оно углубляется и расширяется.

     В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение - форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между ними. Суждение представляет собой связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. В суждении различаются субъект (предмет, о котором что - либо утверждается или отрицается) и предикат (то, что утверждается или отрицается). Так, в суждении "закон не имеет обратной силы" предикатом является "не имеет обратной силы". В суждении выражаются не только знание о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа "возможно обвиняемый Сидоров не совершал преступления"). Если истинность суждения вызывает сомнение, мышление приобретает форму рассуждения.

     Умозаключение - вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Подобным же образом, то есть благодаря связи суждений, можно получить вывод, имеющий любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и тому подобному.

Информация о работе Мышление и воображение. Интеллектуальные особенности личности