Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:15, курсовая работа
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ………………...5
1.1 ПОНЯТИЕ ВОБРАЖЕНИЯ………………………………………………………..5
1.2 ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ………8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….12
2.1 ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…12
2.2 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……...15
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….…………………….22
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………..22
3.2 АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..39
4
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Воображение и творческое мышление личности………………...5
1.1 Понятие вображения……………………………………………………
1.2 Понятие творческого мышления и творческих способностей………8
Глава 2. Особенности творческого мышления и воображения младших школьников……………………………………………………
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…12
2.2 Воображение и творческое мышление младших школьников……...15
Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей творческого мышления и воображения младших школьников….…………………….22
3.1 Организация, методы и методики исследования……………………..22
3.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………….25
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Актуальность данной курсовой работы состоит том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость.
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к начальному школьному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.
Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.
Объект исследования - воображение и творческое мышление личности.
Предмет исследования - особенности воображения и творческого мышления детей младшего школьного возраста и старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить особенности воображения и творческого мышления детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагаем, что у учащихся младших классов есть специфические особенности воображения и творческого мышления по сравнению с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Провести аналитический обзор литературы по теме исследования;
Раскрыть понятие воображения и творческого мышления;
Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческого мышления младших школьников;
Провести экспериментальное исследование особенностей развития воображения и творческого мышления младших школьников;
Провести анализ полученных результатов диагностики, сделать выводы.
Методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества).
База исследования. Урахчинская средняя общеобразовательная школа (РТ, Рыбно–Слободский район, с.Урахча, ул. Школьная), учащиеся 3-го класса в количестве 15-ти чел.; ДОУ « Березка» ( РТ, пгт. Рыбная Слобода, ул.З. Шайморданова, д.50), воспитанники старшей группы в количестве 15-ти чел.
Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения - построение и создание образов - была признана важнейшей человеческой способностью. Её роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения. В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта.
Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что "Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной науке"[1, с.64].
С.Л. Рубинштейн подчеркивал: "Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое"[22, с.90].
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. С.Л. Рубинштейн пишет: "Воображение - это отхождение от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов"[23, с.90].
О.М. Дьяченко считает, что "Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением"[8, с.67].
В учебнике "Общая психология" А.Г. Маклакова приводится следующее определение воображения: "Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений» [16, с.284].
Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с необходимостью имеет свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что "Предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может" [15, с.84].
Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.
Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Отсюда видно: "... круг замыкается... Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением" - пишет А.Д. Дудецкий [7, с.78].
Согласно Л.Д. Столяренко, можно выделить несколько видов воображения, основные среди которых - пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.
Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы [24].
Рубинштейн С. Л. отмечает, что создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте [22, с.146].
Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.
По мнению Столяренко Л. Д., продуктивное воображение отличается от репродуктивного тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается [24].
Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными характеристиками человека. Коршунова Л. С. в этом плане предлагает различать людей по:
яркости образов (от явлений четкого "видения" образов до бедности представлений);
по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала);
по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения) [11].
Творческие способности являются высшей психической функцией и отражают действительность. С помощью творческих способностей формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
В настоящее время существует много подходов к определению творчества, а также смежных с данным определением понятий: креативность, нестандартное мышление, продуктивное мышление, творческий акт, творческая деятельность, творческие способности и другие (В.М. Бехтерев, Н.А. Ветлугина, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А. Ребера и др.).
"Способность" - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения.
В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями "... сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются". Аналогичные по содержанию высказывания можно почерпнуть и у других авторов [23, с.134].
Способности - понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.
Б.М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:
1) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков [25, с.79].
А.Я. Дудецкий говорит о том, что творческие способности представляют собой сплав многих качеств и вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [7, с.436].
Как пишет Р.С. Немов, люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: