Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:39, доклад
Познавательные процессы: воображение и мышление — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.
Консервативный стиль включает аналитическое обоснование выполнения целей и задач, но может опираться и на интуицию руководителя. Привычный установленный порядок, предсказуемое поведение руководителя, тщательное обдумывание любого начинания, допущение риска только в исключительных, зачастую просчитанных вариантах деятельности, поощрение обдуманных, подтвержденных точными расчетами действий, осуждение предложения новых интересных идей, оценка деятельности, опирающаяся на опыт руководителя, его решения, препятствуют проявлению инициативы подчиненными.
Психологические и нравственные последствия конфликтов в коллективе.
«Конфликт»
означает противоборство между людьми,
которые защищают свои интересы, отстаивают
свои взгляды, привычки поведения, доказывают
свою правоту, пытаются самоутвердиться
в коллективе. Он затрагивает положение
человека в обществе, коллективе, его авторитет
и личное достоинство. Конфликт может
возникнуть в результате препятствий
в достижении личных или коллективных
целей. Если в основе конфликта лежит,
как принято считать, противоречие, то
к чему, спрашивается, оно ведет, к каким
последствиям? Ответ дается двоякий: и
к конструктивным (например, к усилению
групповой динамики, развитию коллектива,
личности), и к деструктивным (например,
к стагнации, развалу коллектива, личности)
последствиям. Таким образом, конфликты
в самом общем виде могут квалифицироваться
как конструктивные — с позитивным знаком
и деструктивные — с негативным знаком.
С учетом количества человек, участвующих
в конфликте, можно различать парные конфликты,
в которых действуют два человека (начальник
— подчиненный, два сослуживца, и.т.д.),
групповые, охватывающие несколько человек,
межгрупповые конфликты и всеобщие конфликты,
вовлекающие почти весь коллектив.
В зависимости от психологического состояния конфликтующих сторон конфликты бывают с высоким, умеренным эмоциональным напряжением и без эмоционального напряжения. Психология человека такова, что к борьбе он относится далеко не спокойно. Такие эмоции, как обида и злость, страх и гнев, возмущение и презрение, в значительной степени возбуждают человека и заставляют его вести противоборство с эмоциональным накалом и страстью. Эмоционально неуправляемые конфликты протекают в виде резкого и грубого разговора, пререканий и ссор. Под влиянием эмоций человек может допустить опрометчивый поступок, о котором впоследствии будет жалеть.
Наблюдаемые в коллективах конфликты носят служебный и неслужебный характер.
Служебные конфликты — это конфликты между начальником и подчиненным.
Неслужебные конфликты касаются самых различных сторон деятельности коллектива. Это в основном межличностные конфликты, в проявлении которых ведущее значение имеют неумение людей взаимодействовать и общаться друг с другом, эмоциональная и интеллектуальная несовместимость, недостатки характера.
Любой конфликт, будучи динамическим явлением, проходит следующие стадии: возникновение, существование конфликта, поиск средств устранения конфликта и его затухание.
Конфликт может возникнуть либо стихийно, либо по чьей-то инициативе. Возникнув, он может сразу же угаснуть (кратковременный конфликт), продолжаться определенное время (длительный конфликт) или же зайти в тупик (затяжной конфликт). Длительность конфликта обусловлена неумением противоборствующих сторон разрешить его, недостаточным взаимопониманием или чрезмерной эмоциональностью партнеров. Особенно важно вовремя найти средства устранения конфликта, подсказать противоборствующим сторонам верное решение и сделать конфликт управляемым. Затухание конфликта проходит по-разному. Он может прекращаться либо без вмешательства посторонних, при полной пассивности самих участников, либо с помощью посредника.
Конфликт, как правило, нарушает нормальное течение жизни коллектива. Вот почему весьма важно уметь предотвращать их, а если они все же возникли, то быстро и эффективно разрешать, стараясь при этом превращать их в мобилизующую, сплачивающую коллектив силу.
Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.
Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества.
Конфликт может содействовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.
Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и пренебрежением обычаев.
Конфликт может вызвать новые, более деструктивные конфликты.
Конфликт часто приводит к снижению уровня организации системы, снижение дисциплины и, как следствие, к снижению эффективности деятельности. Деструктивное влияние конфликта на личностном уровне выражается в следующих последствиях:
- негативное влияние на социально-психологический климат в группе: появляются признаки негативного психического состояния (чувство подавленности, пессимизма и тревоги), приводящие человека в состояние стресса;
- разочарование в своих возможностях и способностях; возникновению чувства неуверенности в себе, потеря прежней мотивации, разрушение существующих ценностных ориентаций и образов поведения. В худшем случае последствием конфликта может стать и разочарование, потеря веры в бывшие идеалы, что порождает иногда крайние меры - суицид;
- отрицательная оценка человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарование в своих коллегах и друзьях недавних;
- реакция человека на конфликт через защитные механизмы, которые проявляются в различных формах плохого поведения:
* отступ - молчание, отделение индивида от группы; информация, что пугает - критиканством, брани, демонстрация своего превосходства над другими членами группы;
*твердый формализм - формальная вежливость, буквоидство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, наблюдение за другими;
*превращение всего на шутку;
*разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;
*постоянный поиск виновных, самообвинения или обвинения во всех бедах членов коллектива.
Таковы
основные последствия
конфликта, которые
взаимосвязаны между
собой и носят
конкретный и относительный
характер.
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Ногинский
торгово-экономический
техникум»
По курсу: «Социальная психология»
На тему: «Мышление и воображение. Стили руководства и их классификация. Психологические и нравственные последствия конфликтов в коллективе.»
Студента очного отделения II курса 21 группы
Специальности 080110.51
«Экономика и бухгалтерский
учёт»
Максимовой
Виктории Игоревны
Ногинск, 2011