Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» – преодолевать (реже – бороться, сражаться). Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ
1.Общая характеристика стратегий совладающего поведения субъекта
1.2. Сравнительные особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности
1.3. Основные стратегии совладающего поведения подростков
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ результатов исследования стратегий совладающего поведения подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.30 Кб (Скачать)

Необходимо  отметить, что в поисках средств  защиты от напряжения, дискомфорта, стресса  подростки часто прибегают к  стратегиям аддиктивного поведения.

Для подростков с аддиктивным поведением свойственна такая характерная особенность, как сниженная переносимость трудностей. Это обусловлено наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворения своих потребностей). Также у этих подростков зачастую наблюдается скрытый комплекс неполноценности, имеющий свое отражение в частой смене настроения, неуверенности, избегания ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными. У таких подростков имеет место обостренное стремление произвести на окружающих положительно впечатление.

Следует отметить, что возрастные различия в своей основе являются естественными  и природообусловленными, они четко сочетаются с половыми ролями и заставляют мальчиков и девочек разного возраста развиваться по жестко заданной природой генетической программе.

В исследовании Никольской И.М., Граносвкой Р.М. представлено сравнение, каким стратегиям совладания отдают предпочтение мальчики и каким – девочки. Так, выявлено, что мальчики чаще других используют стратегии: «мечтаю, представляю», «смотрю телевизор» (по 93%), «прошу прощения, говорю правду», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» (по 91%). У девочек наиболее частыми были четыре стратегии: «обнимаю, прижимаю, глажу» (92%), «плачу, грущу» (82%), «смотрю телевизор, слушаю музыку» (80%) и «стараюсь расслабиться, оставаться спокойной» (80%). При этом статистический анализ показал, что мальчики в два раза чаще, чем девочки, используют такую стратегию, как «борюсь, дерусь», и в полтора раза чаще – стратегию «дразню кого-нибудь». Замечена большая потребность мальчиков в физической или вербальной агрессии по отношению к другому лицу с целью аффективной разрядки [8, с. 160]. В неприятной для себя ситуации мальчики достоверно чаще девочек прибегают к стратегии совладания «сплю» как к необходимому и эффективному способу восстановления физических сил. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу», «плачу, грущу», «молюсь», «говорю сама с собой». Эти различия указывают на большую потребность девочек в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия. Для девочки очень важным является наличие мамы как своеобразной психологической защиты. Отрыв от матери изменяет все поведение ребенка, формируя реакцию пассивного протеста (отказ от еды, сна, пищи, игр) [8, c.161].

Мальчикам лучше всего помогают две стратегии: «прошу прощения, говорю правду» и  «смотрю телевизор, слушаю музыку» (по 70% положительных ответов); девочкам – «обнимаю, прижимаю, глажу» (78%). Чаще, чем девочкам, мальчикам на уровне тенденции помогает стратегия: «ем или пью». Достоверно чаще, чем мальчикам, девочкам помогают стратегии «молюсь», «обнимаю, прижимаю, глажу». И, на уровне тенденции, «говорю с кем-нибудь». Это убедительно показывает, что в трудную для себя минуту женщины больше нуждаются в ком-то, «реальном или воображаемом», с кем они могут вступить в разные формы вербального и невербального взаимодействия. В одиночестве им находиться значительно труднее, чем мужчинам. По данным психологов, во всех культурах девочки демонстрируют лучшие навыки общения, чем мальчики. Это социальная чувствительность, умение использовать речь как средство коммуникации, легкость невербального общения, способность сопереживать, выражать свои эмоции [10].

Существенное  влияние на выбор субъектом способов совладания оказывают социокультурные переменные. К ним относят социальное взаимодействие и межличностные отношения – детско-родительские, супружеские, дружеские, профессионально-деловые; культурный контекст как самостоятельную детерминанту успешного/неуспешного совладания [15, c. 90].

Важнейшим аспектом, который помогает понять формирование основных стратегий совладающего поведения подростков, является изучение влияния семьи и системы детско-родительских отношений. Экман П. отмечает, что индивидуальный набор защитных и совладающих механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования.

 Негативное воздействие со стороны родителей заключается в недостаточном удовлетворении базовых потребностей ребенка, вызывающее болезненное состояние напряжения или психическую депривацию. На структуру психологических защит и совладаний ребенка влияют такие факторы как властность матери, подавляющая ребенка; сверхзабота, пресекающая потребность ребенка в свободе и автономии; жестокость и авторитарность родителей; эмоциональное отвержение; барьеры общения.

Специалистами в сфере совладающего поведения подробно рассматривается такое явление как социальное «наследование» совладания, в основе которого лежит межпоколенное взаимодействие. Т.Л. Крюкова пишет: «В одних случаях передача и усвоение социального опыта осуществляется в ходе обучения и воспитания, т.е. является специально организованным процессом. В других случаях – таковым не является и происходит путем подражания и идентификации при непосредственном общении ребенка со взрослым. Последнее позволяет говорить о возможности межпоколенного «наследования» способов совладающего поведения в семье и рассматривать этот процесс как передачу и присвоение семейных моделей копинга, усвоение опыта, знаний, умений, навыков и качеств совладающего (или несовладающего) с трудностями человека» [15, с. 91]. В зависимости от того, что лежит в основе этого процесса – обучение и воспитание или подражание и идентификация, социальное «наследование» копинга изучается в контексте экологического (социокультурного) или регулятивного факторов совладающего поведения субъекта.

Так, в  исследованиях Гущиной Т.В. выявлены особенности проблемно-ориентированного копинга девиантных матерей и их детей-подростков. Оказалось, что женщины достаточно много думают о случившемся, анализируют ситуацию, пытаются понять причины ее возникновения, но никогда не предпринимают реальных попыток изменить ситуацию, т.е. «застревают» на этапе размышления, что нередко приводит к кризису и распаду семьи. Подростки также используют стратегии проблемно-ориентированного копинга, размышляют над ситуацией и вырабатывают стратегии ее преодоления, но никогда не приступают к реальным действиям, т.е. знают, что нужно что-то делать, но не знают, как. Т.е. характеристиками копинга девиантных матерей и их детей-подростков является его неэффективность и деструктивность [10]. Еще более убедительные факты сходства совладающего поведения родителей и детей-подростков из благополучных семей были получены в исследовании Белоруковой Н.О. [4]. Она доказала, что совладающее поведение подростков в пубертатный период и их родителей имеет ярко выраженные общие характеристики. Оказалось, что матери и отцы используют активные, проблемно-ориентированные, конструктивные стили и стратегии совладающего поведения (проблемно-ориентированный копинг, планирование решения проблемы, самоконтроль, принятие ответственности). Подростки также предпочитают проблемно-ориентированный копинг в сочетании с социально-ориентированным: решение проблемы; работа, достижения; друзья; принадлежность группе. Данное сходство может быть следствием либо ранее усвоенных образцов совладания, либо присутствия в трудных ситуациях идентификационных отношений подростков с родителями, несмотря на первые признаки их отчуждения от семьи.

Необходимо  подчеркнуть, что в большинстве случаев в выработке адекватных совладающих стратегий, подросткам требуется профессиональная помощь. По большому счету именно в этом состоит одна из важных задач специалистов «помогающих профессий» – педагогов, психологов, социальных работников, врачей, психотерапевтов, сопровождающих адаптационные процессы личности.

Крюкова Т.Л. пишет: «Жизненно необходимые  навыки совладания могут направленно формироваться и развиваться в разнообразных сферах (здоровье, обучение, экстремальные ситуации и др.), что является залогом психологического благополучия и здоровья человека. Обобщенный алгоритм направленного обучения человека навыкам копинга включает следующие компоненты: нахождение способа снижения негативных эмоций, чтобы появилась возможность мыслить рационально; развитие навыка классификации различных стрессоров; обдумывание альтернативных действий при воздействии разных стрессоров и оценка кратко- и долговременных последствий этих действий; прояснение и рефлексия целей и намерений совладания; планирование и рефлексия выбранного курса действий, инициирование, контроль, завершение и их оценка [14].

Резюмируя анализ основных стратегий совладающего поведения подростков можно отметить, что развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

2.1. Организация и методики исследования

 

Исследование  особенностей совладающего поведения проходило на базе средней общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие подростки 12-13 лет , 6 «Б» класса в количестве 27 человек.

В качестве методов исследования были выбраны  наблюдение, беседа с учителем (классным руководителем) и тестирование учащихся.

Наблюдение  относится к одному из основных эмпирических методов исследования, состоящее в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Нами проводилось наблюдение за подростками преимущественно на уроках и переменах.

Беседа с учителем, из которой мы выяснили особенности поведения подростков в ответ на встречающиеся в их жизнедеятельности трудности.

Тестирование подростков производилось с целью выявлении особенностей совладающего поведения. Для этого нами был предложен тест: «Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)»

Опишем  данную методику.

Методика  исследования базисных копинг-стратегий - «Индикатор стратегий преодоления стресса» создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегий, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.

Методика  проводится фронтально - с целым  классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Инструкция, вопросы и оценочные шкалы  по данной методике представлены в  Приложении.

 

2.2. Анализ результатов исследования  стратегий совладающего поведения подростков

 

Данные  проведенного нами исследования по методике диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях) подростков 12-13 лет показали результаты, которые отражены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Базисные копинг-статегии подростков 12-13 лет

 

Базисная копинг-статегия

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание

Учащиеся 6 «Б» класса

Абсол. / %

Абсол. / %

Абсол. / %

 

6 / 22,3%

12 / 44,4%

9 / 33,3%


 

 

 

 

Рис.1. Показатели базисных копинг-статегий подростков 12-13 лет

 

Исходя  из данных результатов видно, что  наименьшее число подростков используют стратегию «Решение проблем» - 6 человек (22,3%). Здесь наиболее часто учащиеся утвердительно отвечали на такие вопросы: Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение; Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения; Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией.

Это говорит  о том, что для детей данного  возраста пока еще мало приемлема  стратегия, отражающая определенную степень  ответственности за решение своих  проблем, стоящих на их жизненном  пути.

9 человек  (33,3%) учащихся используют стратегию  «Избегание». Наиболее часто утвердительно  были обозначены следующие вопросы: Смотрю телевизор дольше, чем обычно; Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблем; Сплю больше обычного; Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе. Данная стратегия отражает в большей степени инфантилизм подростков, их неумение конструктивно справляться с жизненными трудностями.

12 человек  (44,4%) используют стратегию «Поиск  социальной поддержки». При этом  наиболее часто подростки утвердительно  отвечали на следующие вопросы:  Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо; Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше; Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение и к ее разрешению; Иду к другу за советом - как исправить ситуацию; Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему и др.

Данные, полученные в нашем исследовании подтверждены и учителями. Исходя из беседы с классным руководителем, мы выяснили, что наиболее часто при решении своих проблем подростки данного класса обращаются за поддержкой взрослых или сверстников – одноклассников, приятелей, друзей. В меньшей степени подросткам свойственно самостоятельное, конструктивное решение проблем и трудностей. Часто, по мнению учителей,  дети используют и стратегию избегания.

Эмпирический  материал, полученный нами в ходе исследования, согласуется с теми теоретическими положениями, которые представлены в первой главе данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенный нами теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили сделать  следующие выводы:

Совладающее поведение надо рассматривать как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с жизненными трудностями (или стрессами) способами адекватными личностным особенностям и ситуациям через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком подходе стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которого человек справляется с жизненными трудностями.

Информация о работе Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте