Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 10:06, курсовая работа
Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» – преодолевать (реже – бороться, сражаться). Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ
1.Общая характеристика стратегий совладающего поведения субъекта
1.2. Сравнительные особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности
1.3. Основные стратегии совладающего поведения подростков
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ результатов исследования стратегий совладающего поведения подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Существует немалое число
различных классификаций
Стратегии совладания раскрываются в различных формах адаптации. По существу они являются различными вариантами процесса адаптации. Стратегии могут сочетаться и дополнять друг друга, могут изменяться в зависимости от сферы жизни человека, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье. Со временем стратегии отдельного человека приобретают устойчивость и генерализованность, проявляясь в стиле совладания, т.е. в индивидуально очерченной системе внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на снятие конфликта в сфере самосознания для обеспечения позитивного самоотношения.
Способы взаимодействия человека с различными трудными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы (копинг-поведения). Основное отличие копинг-поведения от механизмов психологической защиты и их использования индивидом – это сознательность, выбор и изменение в зависимости от ситуации.
Развитие способности
к поиску и реализации оптимальных
решений в кризисных ситуациях
происходит по мере взросления и приобретения
жизненного опыта. Важнейшим аспектом
в решении выработки
Расширить репертуар способов совладания через обогащение интеллектуального ресурса подростка в целом должны помочь значимые взрослые и специалисты – психологи. В задачи школьного психолога входит психологическое сопровождение и поддержка в развитии личностных ресурсов подростка, помогающих ему научиться самостоятельно преодолевать как личностные девиации (низкую самооценку, неуверенность, пассивность и др.), так и эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, неуравновешенность и др.).
Наше
исследование показало, что наиболее
часто при решении своих
ЛИТЕРАТУРА
Приложение
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТРЕСС-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ (КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ)
Методика исследования базисных копинг-стратегий - «Индикатор стратегий преодоления стресса» создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегий, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.
Экспериментальный материал
Бланк методики, содержащий инструкцию и текст опросника
Фамилия, имя
Возраст
Класс
Мы интересуемся, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, вы можете определить, какие из предложенных вариантов обычно вами используются. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили вас изрядно беспокоиться, и опишите эту проблему в нескольких словах. Теперь, читая нижеприведенные утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого.
Да |
Скорее да, чем нет |
Нет | |
1. Позволяю себе поделиться |
1 |
2 |
3 |
2. Стараюсь все сделать так, |
3 |
2 |
1 |
3. Осуществляю поиск всех |
3 |
2 |
1 |
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы |
3 |
2 |
1 |
5. Принимаю сочувствие и |
3 |
2 |
1 |
6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи |
3 |
2 |
1 |
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше |
3 |
2 |
1 |
8. Ставлю для себя ряд целей,
позволяющих постепенно |
3 |
2 |
1 |
9. Очень тщательно взвешиваю |
3 |
2 |
1 |
10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах |
3 |
2 |
1 |
11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий |
3 |
2 |
1 |
12. Доверяю свои страхи |
3 |
2 |
1 |
13. Больше времени, чем обычно, провожу один |
3 |
2 |
1 |
14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение приводит к ее разрешению |
3 |
2 |
1 |
15. Думаю о том, что нужно |
3 |
2 |
1 |
16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы |
3 |
2 |
1 |
17. Обдумываю про себя план |
3 |
2 |
1
|
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно |
3 |
2 |
1 |
19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше |
3 |
2 |
1 |
20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации |
3 |
2 |
1 |
21. Избегаю общения с людьми |
3 |
2 |
1 |
22. Переключаюсь на хобби или
занимаюсь спортом, чтобы |
3 |
2 |
1 |
23. Иду к другу за советом - как исправить ситуацию |
3 |
2 |
1 |
24. Иду к другу, чтобы он помог
мне лучше почувствовать |
3 |
2 |
1 |
25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей |
3 |
2 |
1 |
26. Сплю больше обычного |
3 |
2 |
1 |
27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе |
3 |
2 |
1 |
28. Представляю себя героем книги или кино |
3 |
2 |
1 |
29. Пытаюсь решить проблему |
3 |
2 |
1 |
30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного |
3 |
2 |
1 |
31. Принимаю помощь от друзей или родственников |
3 |
2 |
1 |
32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше |
3 |
2 |
1 |
33. Пытаюсь тщательно планировать
свои действия, а не действовать
импульсивно под влиянием |
3 |
2 |
1 |
Порядок проведения
Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После
Этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.
Обработка и интерпретация результатов
Ответы испытуемого
Таблица
Ключ
Базисная копинг-стратегия |
Пункты опросника, номер |
Разрешение проблем |
2,3,8,9, 11, 15, 16, 17,20,29,33 |
Поиск социальной поддержки |
1, 5, 7, 12, 14, 19, 24, 23, 25, 31, 32 |
Избегание |
4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30 |
Для получения общего балла по соответствующей стратегии подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.
Если пропущен 1 пункт из 11, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 10 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл - 24.)
При пропуске двух и более баллов обработка данных испытуемого не производится.
Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.
Информация о работе Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте