Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» – преодолевать (реже – бороться, сражаться). Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ
1.Общая характеристика стратегий совладающего поведения субъекта
1.2. Сравнительные особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности
1.3. Основные стратегии совладающего поведения подростков
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ результатов исследования стратегий совладающего поведения подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.30 Кб (Скачать)

Существует немалое число  различных классификаций стратегий  копинг-поведения, но общепризнанной классификации нет. Вместе с тем, большинство стратегий совладания соотносятся с двумя модусами психологического преодоления, направленного 1) на решение проблемы и 2) изменение собственных установок в отношении ситуации.

Стратегии совладания раскрываются в различных формах адаптации. По существу они являются различными вариантами процесса адаптации. Стратегии могут сочетаться и дополнять друг друга, могут изменяться в зависимости от сферы жизни человека, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье. Со временем стратегии отдельного человека приобретают устойчивость и генерализованность, проявляясь в стиле совладания, т.е. в индивидуально очерченной системе внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на снятие конфликта в сфере самосознания для обеспечения позитивного самоотношения.

Способы взаимодействия человека с различными трудными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы (копинг-поведения). Основное отличие копинг-поведения от механизмов психологической защиты и их использования индивидом – это сознательность, выбор и изменение в зависимости от ситуации.

Развитие способности  к поиску и реализации оптимальных  решений в кризисных ситуациях  происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка. В этой связи целесообразно расширять и обогащать интеллектуальные ресурсы школьников.

Расширить репертуар способов совладания через обогащение интеллектуального ресурса подростка в целом должны помочь значимые взрослые и специалисты – психологи. В задачи школьного психолога входит психологическое сопровождение и поддержка в развитии личностных ресурсов подростка, помогающих ему научиться самостоятельно преодолевать как личностные девиации (низкую самооценку, неуверенность, пассивность и др.), так и эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, неуравновешенность и др.).

Наше  исследование показало, что наиболее часто при решении своих проблем  подростки обращаются за поддержкой взрослых или сверстников – одноклассников, приятелей, друзей. В меньшей степени  подросткам свойственно самостоятельное, конструктивное решение проблем  и трудностей. Часто дети используют и стратегию избегания. Эмпирический материал, полученный нами в ходе исследования, согласуется с теоретическими положениями, представленными в авторитетных исследованиях.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова. // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 // Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 82-90.
  2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова. // Психол. журнал, 1994. – № 1. – С. 3-18.
  3. Белорукова, Н.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи / Н.О. Белорукова. // Дисс. ... канд. психол. наук. – Кострома, 2005.
  4. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М., 1976. – 331 с.
  5. Вассерман, Л.И., Горьковая, И.А., Ромицына, Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицина. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.
  6. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. // Собр. Соч. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4.
  7. Гановская, Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.
  8. Головина, С.Г. Роль психологической защиты в социально-психологических процессах в детском возрасте / С.Г. Головина. // Прикладной психол., 2003. – № 6. – С. 44-48.
  9. Гущина, Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса. // Дисс. ... канд. психол. наук / Т.В. Гущина. – Кострома, 2005. – 228 с.
  10. Елдашыва, О.А. Психологическая защита и совладающее поведение как механизмы адаптации в процессе профессионального выгорания / О.А. Елдашыва. // Материалы международной научно-практической конференции: Психология XXI века Актуальные проблемы и тенденции развития. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. – С. 126-128.
  11. Козлов, Н.И. Формула успеха, или философия жизни эффективного человека. / Н.И. Козлов. – М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004. – 264 с.
  12. Корытова, Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания / Г.С. Корытова. – Улан-Удэ; Изд-во БГУ, 2006. – 292 с.
  13. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. НА. Некрасова, 2007.
  14. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. // Монография. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова – Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004.
  15. Крюкова, Т.Л. Роль когнитивного оценивания в психологическом совладании личности / Т.Л. Крюкова. // Творческое наследие А.В. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления (к 70-летию со дня рождения) / Отв.ред. В.В. Знаков, Т.В. Корнилова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2003. С. 86 – 89.
  16. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Новейший справочник / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003. – 928 с.
  17. Муздыбаев, К. Дилеммы распределения ресурсов / К. Муздыбаев. // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. 1992. – Сер.6. Вып. 1. – С. 62-69.
  18. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями / Л. Муздыбаев. // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. – Т.1. – Вып. 2. – С. 3.
  19. Нартова-Бочавер, С.К. «Сорing-behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психол. журнал, 1997. – № 5. – С. 20-30.
  20. Сотникова, Ю.Л. Защитные механизмы в личностей организации пациентов с расстройствами адаптации и суицидальными попытками. / Ю.Л. Сотникова. – Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2005. – 177 с.
  21. Стоиков, И.Д. Анализ защитных проявлений личности. / И.Д. Стоиков. – Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 1986. – 160 с.
  22. Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. / М. Тышкова // Вопросы психологии, 1987, – № 1. – С. 27-34.
  23. Хазова, С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников. / С.А. Хазова. – Дисс. ... канд. психол. наук. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002.
  24. Цыбенжапова, Е.В. Роль и механизмы формирования защитного поведения в регуляции личности. / Е.В. Цыбенжапова. // Материалы международной научно-практической конференции: Психология XXI века Актуальные проблемы и тенденции развития. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. – С. 138-140.
  25. Lazarus R.S. Folkman S. Stress, аappraisal and Coping. N.Y. Springer publishing Company, 1984.
  26. Lazarus R.S. Transactional theory and research on emotions and coping / Lazarus R.S. and Folkman S // European journal of personality, 1987. – № 1. – P. 141-169.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ  СТРЕСС-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ (КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ  В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ)

 

Методика исследования базисных копинг-стратегий - «Индикатор стратегий преодоления стресса» создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегий, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.

 

Экспериментальный материал

 

Бланк методики, содержащий инструкцию и текст опросника

Фамилия, имя 

Возраст 

Класс 

Мы интересуемся, как люди справляются  с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, вы можете определить, какие из предложенных вариантов обычно вами используются. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили вас изрядно беспокоиться, и опишите эту проблему в нескольких словах. Теперь, читая нижеприведенные утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого.

 

 

Да

Скорее да, чем нет

Нет

1. Позволяю себе поделиться чувством  с другом

1

2

3

2. Стараюсь все сделать так, чтобы  иметь возможность наилучшим  образом решить проблему

3

2

1

3. Осуществляю поиск всех возможных  решений, прежде чем что-то  предпринять

3

2

1

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы

3

2

1

5. Принимаю сочувствие и понимание  от кого-либо

3

2

1

6. Делаю все возможное, чтобы  не дать окружающим увидеть,  что мои дела плохи

3

2

1

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так  как обсуждение помогает мне  чувствовать себя лучше

3

2

1

8. Ставлю для себя ряд целей,  позволяющих постепенно справляться  с ситуацией

3

2

1

9. Очень тщательно взвешиваю возможности  выбора

3

2

1

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах

3

2

1

11. Пытаюсь различными способами  решать проблему, пока не найду  подходящий

3

2

1

12. Доверяю свои страхи родственнику  или другу

3

2

1

13. Больше времени, чем обычно, провожу  один

3

2

1

14. Рассказываю другим людям

о ситуации, так как только ее обсуждение приводит к ее разрешению

3

2

1

15. Думаю о том, что нужно сделать,  чтобы исправить положение

3

2

1

16. Сосредотачиваюсь полностью на  решении проблемы

3

2

1

17. Обдумываю про себя план действий

3

2

1

 

18. Смотрю телевизор дольше, чем  обычно

3

2

1

19. Иду к кому-нибудь (другу или  специалисту), чтобы он помог мне  чувствовать себя лучше

3

2

1

20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации

3

2

1

21. Избегаю общения с людьми

3

2

1

22. Переключаюсь на хобби или  занимаюсь спортом, чтобы избежать  проблем

3

2

1

23. Иду к другу за советом - как исправить ситуацию

3

2

1

24. Иду к другу, чтобы он помог  мне лучше почувствовать проблему

3

2

1

25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание  друзей

3

2

1

26. Сплю больше обычного

3

2

1

27. Фантазирую о том, что все  могло бы быть иначе

3

2

1

28. Представляю себя героем книги  или кино

3

2

1

29. Пытаюсь решить проблему

3

2

1

30. Хочу, чтобы люди оставили меня  одного

3

2

1

31. Принимаю помощь от друзей  или родственников

3

2

1

32. Ищу успокоения у тех, кто  знает меня лучше

3

2

1

33. Пытаюсь тщательно планировать  свои действия, а не действовать  импульсивно под влиянием внешнего  побуждения

3

2

1


 

Порядок проведения

 

Методика проводится фронтально - с целым классом или группой  учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После

Этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы  не отвечает.

 

Обработка и интерпретация  результатов 

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом (таблица).

Таблица

Ключ

 

Базисная копинг-стратегия

Пункты опросника, номер

Разрешение проблем

2,3,8,9, 11, 15, 16, 17,20,29,33

Поиск социальной поддержки

1, 5, 7, 12, 14, 19, 24, 23, 25, 31, 32

Избегание

4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30


 

Для получения общего балла по соответствующей  стратегии подсчитывается сумма  баллов по всем 11 пунктам, относящимся  к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.

Если пропущен 1 пункт из 11, можно  сделать следующее: подсчитать среднюю  оценку по тем 10 пунктам, на которые  испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале  будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл - 24.)

При пропуске двух и более баллов обработка данных испытуемого не производится.

Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.

 

 


Информация о работе Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте