Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его «концепции травматического обусловливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приёмов для снятия тревожности старших дошкольников разработано у А.М. Прихожану К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, поэтому важно предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Оглавление

Введение........................................................................................................
Глава I Теоретико-методологические основы изучения страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….
1.1 Понятие страха и причины его возникновения в отечественных и зарубежных исследованиях.……………………………………………………
1.2 Отличительные особенности страха и тревожности………….................
1.3 Исследование возрастных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста ........................................................................
Глава II Диагностический мониторинг и условия устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………
1.1. Методы и методики исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста. ……………………………………………………………
1.2. Условия устранения страха у детей старшего дошкольного возраста.. ….
1.3. Практические рекомендации для родителей и педагогов по работе с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих чувство страха……

Заключение ……………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возратса.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного  возраста.

 

 

 

 

 

 

                                                     Выполнила:

                                                               студентка 2 курса

                                                         группы ПД2А

 

                                                                            Научный руководитель:

                                                                 ст. преподаватель

                                                                      кафедры психологии

 

                   

                                                                              Оценка «_____________»

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2007

Содержание

 

Введение........................................................................................................

Глава I Теоретико-методологические основы  изучения страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….

1.1  Понятие страха и причины его возникновения в отечественных  и зарубежных исследованиях.……………………………………………………

1.2 Отличительные особенности страха и тревожности………….................

1.3 Исследование возрастных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста ........................................................................

Глава II   Диагностический мониторинг и условия устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………

1.1. Методы и методики исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста. ……………………………………………………………

1.2. Условия устранения страха у детей старшего дошкольного возраста.. ….

1.3. Практические рекомендации для родителей и педагогов по работе с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих чувство страха……

 

Заключение ……………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………….

Приложения………………………………………………………………………. 
Введение

 

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают основания для дальнейшего его понимания. Литературы по данной проблеме разработано немного. Однако, следует отметить, что проблемой изучения страхов занимались такие ученые как: А.И. Захаров, А.М. Прихожан, Рэчмен, Черясворт и др.

Проблема страхов у старших дошкольников является достаточно актуальной и это в первую очередь связано с поступлением ребенка в школу. Раскрыть эту мысль полнее.

Боулби, в своих трудах, широко раскрыл причины детских  страхов.

 Много  времени  посвятил  проблеме  страхов Рэчмен. Согласно  его   «концепции травматического обусловливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приёмов для снятия тревожности старших дошкольников разработано у А.М. Прихожану К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей,  поэтому важно предупредить  возможность их  проявления  и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

А.И. Захаров впервые  в отечественной и мировой  практике рассмотрел причины возникновения  и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на их формирование. По мнению ряда авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других), ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.     В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).     Одним из условий, влияющих на проявление страхов у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.     Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.     По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.     Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова,  М.В.Быкова и другие).   Поэтому актуальность проблемы страхов у детей дошкольного возраста остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.   

 Цель исследования – изучить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и разработать практические рекомендации для родителей и педагогов по работе с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих чувство  страха.

Объект – детские страхи и причины их возникновения.   Предмет – особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.   

 

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза: знание особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста, то

что окажет положительное влияние развитие ребенка старшего дошкольного возраста в целом

для устранения страхов у детей старшего дошкольного  возраста необходимо усовершенствовать  детско-родительские отношения, устранения боязни неизвестного, а это возможно при условии:    а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического благополучия ребенка в семье;    б) изучения особенностей стилей детско-родительских отношений;    в) комплексного использования средств и методов психолого-педагогической коррекции.    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме страхов и причинах его возникновения в отечественных и зарубежных исследованиях.

2. Выделить отличительные особенности страха и тревожности.

3. Исследовать возрастные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

4. Подобрать методы и методики по изучению страхов у детей старшего дошкольного возраста.   

5. Изучить условия устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста.

6. Разработать практические рекомендации для родителей и педагогов по работе с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих чувство страха.   

Методы исследования: концептуальный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение передового психологического опыта.   

 

      ГЛАВА I Теоретико-методологические основы  изучения страхов у детей старшего дошкольного возраста

 

    1. Понятие страха и причины его возникновения в отечественных и зарубежных исследованиях.

 

«Страх» трактуется как  специфическая эмоция, выделяемая в  отдельную категорию. Страх переживают люди в любом возрасте, однако каждому  возрасту присущи так называемые «возрастные» страхи, которые были изучены и подробно описаны многими специалистами (П. П.Блонский, А. Гузел, К Гросс, У.Дарвич).

Напиши  начало как трактуют страх различные ученые в различные исторические эпохи, что они под ним понимают

Грэй разделил все причины страха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии.

Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных  стимулов, а незнакомые лица или  предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени как определенный вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности.

Боулби выделил врожденные детерминанты страха, которые он называет «природными стимулами и их производными». Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Как Боулби, так и другие авторы показали, что природные стимулы страха связанны с возрастом, т.е. зависят отпроцессов развития и созревания. Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребенка еще не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых.

Боулби считал одиночество  наиболее глубокой и важной причиной страха. Он также показал другие природные стимулы страха, например, незнакомость и внезапные изменения  стимуляции пугают значительно сильнее, если они появляются на фоне одиночества.

Культурные детерминанты страха почти исключительно являются результатом научения. Так, даже негромкий  сигнал воздушной тревоги может  вызвать страх. Боулби считает, что  многие культурные детерминанты страха могут при ближайшем рассмотрении оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии - рационализацией страха грома.

Рэчмен дает прекрасное описание процессов научения культурным детерминантам страха. Традиционной в объяснении этого процесса является концепция травматического обусловливания, согласно которой событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли.

Более тщательный анализ проблемы можно найти у Боулби. Он перечисляет ряд наблюдаемых  экспрессивных и моторных актов, которые, по его мнению, можно рассматривать, как индикаторы страха. «Они включают осторожное всматривание в сочетании с подавлением движений, испуганное выражение лица, а также поиском контакта с кем-либо». Боулби предложил

основания для объединения  различных форм поведения в поведенческий синдром страха:

а) многие, если не все, проявления страха имеют тенденцию возникать  одновременно или последовательно,

б) события, которые вызывают одну из них, обычно вызывают и другие,

в) большинство из них, если не все, выполняют единую биологическую функцию защиты, . -

г) при самоотчете испытуемые указывают на них, как на проявление страха.

Черясворт также предложил перечень индикаторов страха. Он добавил, что  страх может сопровождаться или  за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка, смех.

Работа Кагана, посвященная развитию негативного аффекта у детей, дает более дифференцированный анализ аффектов. Он утверждает, что существует 4 «состояния страдания», которые называются страхом. По Кагану причинами «состояния страдания» являются:

а) неассимилированное расхождение,

б) предвидение нежелаемого  события,

в) непредсказуемость,

г) признание несоответствия между взглядами и поведения,

д) признание диссонанса между взглядами.

Влечения и гомеостатические процессы как причины страха.

Влечение и сохранение гомеостазиса составляют менее важный класс причин страха. Влечение становится важным, когда оно возрастает до такой степени, что начинает свидетельствовать об определенном дефиците и вызывает эмоцию. В некоторых из таких случаев вызванной эмоцией является страх.Как указывалось выше, боль, вне зависимости от ее причин, может вызвать   страх.    Страх   может   усиливать   боль,    но   он    может   также активизировать реакции, связанные с избавлением от дальнейшей боли.                                                                                                                                           

В принципе любая эмоция может вызвать страх. Сходство нейрофизиологических механизмов с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются активаторами. Как утверждает Томкинс, «внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное к возбуждению». Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в ее работе, посвященной гипнотически внушенному страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпретирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом.

Информация о работе Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.