Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его «концепции травматического обусловливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приёмов для снятия тревожности старших дошкольников разработано у А.М. Прихожану К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, поэтому важно предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Оглавление

Введение........................................................................................................
Глава I Теоретико-методологические основы изучения страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….
1.1 Понятие страха и причины его возникновения в отечественных и зарубежных исследованиях.……………………………………………………
1.2 Отличительные особенности страха и тревожности………….................
1.3 Исследование возрастных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста ........................................................................
Глава II Диагностический мониторинг и условия устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………
1.1. Методы и методики исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста. ……………………………………………………………
1.2. Условия устранения страха у детей старшего дошкольного возраста.. ….
1.3. Практические рекомендации для родителей и педагогов по работе с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих чувство страха……

Заключение ……………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возратса.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Нет необходимости детально описывать всестороннее изучение детских страхов, проведенное Джерсильдом. Из полученных им результатов рождаются две важные проблемы, о которых стоит поговорить, поскольку они помогают лучше понять взаимоотношения страхов и стоящей за ними тревоги.

Во-первых, работы Джерсильд показывают, что детские страхи имеют «иррациональную» природу. Можно было наблюдать огромное расхождение между объектами детских страхов и «самими плохими событиями» в их реальной жизни, о которых детей опрашивали позже. К «самым плохим событиям» относились болезни, травмы, неприятности и другие происшествия, которые действительно происходят в жизни ребенка. Но страхи «преимущественно касались каких-то неопределенных несчастий, которые могут случиться». Испуг при реальной встрече с животным отнесли к разряду «самых плохих событий» менее двух процентов опрошенных                                                                                                                                                                                                 

детей, зато страхи, связанные с животными, испытывали четырнадцать процентов. Животные, вызывающие страх, как правило, были достаточно экзотическими: львы, гориллы или волки. Страх остаться одному в темноте испытывали пятнадцать процентов детей, а в реальности этот опыт пережили только два процента. Страхи перед таинственными существами -призраками, ведьмами и т.п. - составили девятнадцать процентов от всех страхов (самая большая группа). Как заключает Джерсильд, «значительная часть страхов, описанных детьми, не имеет почти никакого отношения к тем неприятностям, которые дети переживают в реальности».

Эти выводы могут показаться загадочными. Следовало бы ожидать, что ребенок будет бояться  того, что действительно причиняет  ему неприятности. Обращая внимание на тот факт, что количество «воображаемых страхов» увеличивается с ростом ребенка, Джерсильд объясняет это развитием «способности воображения». Действительно, развитие соответствующей способности объясняет, почему дети используют воображаемый материал. Но, на мой взгляд, это не объясняет того, почему воображаемые вещи так часто становятся именно предметом страхов.

Вторая проблема, вытекающая из работы Джерсильд, касается непредсказуемости страхов. По словам Джерсильд, полученные им данные показывают, что предсказать, испугается ребенок или нет, крайне трудно:

«Ребенок может не испытывать страха в определенной ситуации, а

затем тот же ребенок  в такой же ситуации начинает бояться, при этом без

какой-либо видимой причины, повлиявшей на подобное изменение... Один

шум пугает ребенка, другой - нет; в одном незнакомом  месте ребенок

,  спокоен, в другом  незнакомом месте - испытывает  страх».

Стоит обратить внимание на тот факт, что «страх перед  незнакомым человеком» наиболее непредсказуем: в одних ситуациях он возникает, а в других отсутствует. Таким образом, непредсказуемость детских страхов говорит о том, что за ними стоят какие-то сложные процессы, не

укладывающиеся в привычные  представления о формировании условных рефлексов. Но вопрос о характере  этих процессов остается открытым.

 

Глава II. Диагностический мониторинг и условия устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста

 

2.1. Методы и  методики исследования страхов  у детей старшего дошкольного  возраста

 

Вначале необходимо описать методы,

Затем просто перечислить методики, а уже потом каждую из перечисленных описать. Текст опросника пойдет в приложение. игры для преодоления страха по А.И. Захарову.

 

Методика выявления  страхов у детей с помощью  рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка.

Детям предлагалось рисовать на темы: «В ДОУ», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или  чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».

Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью  активизации интереса к рисованию  дома, за месяц до этого, детей попросила  принести свои рисунки, чтобы некоторые  из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях было предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д.

После подготовительных занятий можно приступать к тематическому  рисованию. Такие занятия должны проводиться два раза в неделю и затрагивали одну или две темы.

В рисунках на тему самое  важное то, как ребёнок взаимно  располагает фигуры сверстников  и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими  чертами характера. Те дети, у которых  на рисунке оказалось мало сверстников  или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. То же самое относится к рисункам на тему «На улице, во

 дворе». Если в рисунке  ребёнка мало сверстников, то  это указывает на затруднения  в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опеку в семье.

Для коррекции страхов  у детей используются различные  методики, например, элементы методики А.И. Захарова. В своей методике он предлагает рисование и игру, как  средство устранения страхов. Обязательным условием он считает участие родителей в коррекционной работе, и веру психолога в результативность применяемого способа устранения страхов.

I этапом в его системе является диагностика, рисования страхов.

II этапом - предметно-ролевая психологически направленная игра.

III этапом - психологическая коррекция в виде ролевых игр-драматизаций.

Использование игры для преодоления страха по А.И. Захарову.

Предлагаемые предметно-ролевые  игры для устранения страхов давно  известны. Это игры, в которые  играют дети, играли их родители.

А.И. Захаров в своей  системе сгруппировал и отшлифовал их, как естественное средство активизации  жизненных сил ребенка.

Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности  и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция. Проводятся игры совместно с родителями.

Таблица 1

Игры для  преодоления страха

№ п/п

Название игры

Коррекционная направленность игры

I комплекс игр.

1

«Кто первый» С 4-х  лет

Снятие   страха   неожиданного   воздействия, тренировки процессов внимания и торможения.

2

«Быстрые ответы» с 5-и лет

Снять      торможение,      возникающие      при внезапных                вопросах,                развить сообразительность, смекалку, поверить в себя, стать более уверенным перед лицом опасности.

II комплекс из 4-х игр.

 

«Противоборство» для  мальчиков.

Подавление в себе страха, развитие уверенных и точных действий.

1

«Поединок»

Развитие  решимости   и   быстрого   действия, преодоление  болезненных ощущений,  страха боли уколов.

2

«Стрельба из лука»

Чувство          облегчения         -         разрядку эмоционального     напряжения     от     страха неожиданного     воздействия,     страхи     боли уколов.

3

«Сражение» Желательно с

Ослабить                напряженность                во взаимоотношениях .


неблагополучное нервно-психическое  состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь самим родителям. Только после этого имеет смысл проведение коррекционных занятий с детьми.

 

2.2. Условия устранения страха у детей старшего дошкольного возраста

 

Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей психического развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру. Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием помощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.

Понимание чувств и желаний  детей, их внутреннего мира, а также  положительный пример родителей  создают необходимые предпосылки  для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.

Решиться помочь детям  полностью избавиться от страха - это  значит принять активное участие  в их жизни. Для лучшего воздействия  на страхи, нужно прежде всего установить контакт с детьми, подразумевающий  доверительное отношение как условие развития творческих возможностей и веры в себя.

Отправная точка любого психотерапевтического воздействия - это принятие чувств и желаний  детей и их самих такими, какие  они есть, что

 позволяет индивидуализировать  воздействия на ребенка и сделать его более результативным.

Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов.

Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. (Добавить 2 листа)

         

2.3. Практические  рекомендации для родителей и  педагогов по работе с детьми  старшего дошкольного возраста, испытывающих чувство страха

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Рисунки на тему «Семья»

 

В этих рисунках имеет  большое значение порядок и близость расположения фигур, и особенно место  ребёнка. Если ребёнок рисует себя между  родителями - это говорит о привязанности  к обоим родителям, если вблизи к  одному из них - это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

 

Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».

 

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой  именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.

Некоторые дети не рисуют страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а  наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт воспитатель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого воспитателя

 

.

 

Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое»

 

Ребёнку предоставлена  возможность выбора событий, происходивших  с ним.

Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные  эпизоды из своей жизни. Тем не менее, в группе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может  послужить основой для последующей психотерапевтической ориентированной беседы с ними.

Преобладание в рисунке  серых тонов и доминирование  чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или ' большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

Информация о работе Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.