Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2014 в 11:41, курсовая работа
Цель исследования: Выявление особенностей формирования оптико-пространственных функций у детей с нормальным речевым развитием.
Для реализации цели выдвинут ряд задач:
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных функций у детей с нормальным речевым развитием.
Подбор методик, направленных на исследование уровня сформированности оптико-пространственных функций у детей с нормальным речевым развитием.
Выявление состояния оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.
Разработка методических рекомендаций по развитию оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................стр3-5
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы изучения оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием старшего дошкольного возраста .
1.1Понятие оптико-пространственных функций.......................................стр6-10
1.2 Формирование оптико-пространственных функций в онтогенезе....................................................................................................стр11-17
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.
2.1 Цели и задачи исследования.................................................................стр18
2.2 Организация исследования..................................................................стр19
2.3 Методика констатирующего эксперимента.....................................стр19-24
ГЛАВА 3.Исследование оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.
3.1 Состояние оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием..............................................................стр25-40
ГЛАВА 4.Методические рекомендации по развитию оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием…………………………………................................................стр41-48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................стр49-50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................стр51-
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Институт специальной педагогики и психологии»
Кафедра общей и специальной педагогики
Особенности оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа
студентки V курса
заочного отделения группы 456/С
Голланд Анны Борисовны
Научный руководитель:
к. п. н., доцент Задумова Н.П.
Санкт-Петербург
2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы изучения оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием старшего дошкольного возраста .
1.1Понятие
оптико-пространственных
1.2 Формирование
оптико-пространственных
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.
2.1 Цели и
задачи исследования...........
2.2 Организация
исследования..................
2.3 Методика
констатирующего эксперимента..
ГЛАВА 3.Исследование оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.
3.1 Состояние оптико-
ГЛАВА 4.Методические рекомендации
по развитию оптико-пространственных
представлений у детей с нормальным речевым
развитием…………………………………........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы: При нормальном онтогенезе к 6 годам, то есть в старшем дошкольном возрасте, у детей оказываются достаточной сформированными оптико-пространственные функции: зрительный генезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления, зрительно-моторная координация и др.
Однако у старших дошкольников, как показывают исследования ряда авторов (Н.Г. Манелис [9] , Н.Я. Семаго [14] и др.), выявляются не только нарушения речи, но и отклонения в развитии неречевых психических функций, в том числе и зрительно-пространственных функций. Это обусловлено системным характером психического развития, тесной взаимосвязью в развитии речевых и неречевых психических процессов.
Речь является способом формирования и формулирования мысли и, вместе с тем, средством сообщения, социальной связи воздействия на окружающих (Л.С. Выготский). В связи с этим следует подчеркнуть, что нарушения речи оказывают отрицательное влияние на формирование не речевых психических функций, в том числе и на развитие оптико-пространственных представлений. Наличие детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (в том числе и оптико-пространственных представлений) создает дополнительные трудности в процессе формирования речи, в овладении знаниями в целом, в формировании готовности к школьному обучению.
Несформированность оптико-пространственных функций приводит к трудностям дифференциации зрительных образов букв и цифр, к оптическим дислексиям и дисграфиям, к дискалькулиям, что затрудняет школьную адаптацию детей, отрицательно влияет на формирование личности.
Таким образом, актуальность проблемы изучения оптико-пространственных представлений старших дошкольников обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера, сформированность зрительно-пространственных функций является значимой предпосылкой овладения грамотой.
Для оптимизации процесса обучения и воспитания детей с нормальным речевым развитием старшего дошкольного возраста, необходимо целенаправленное изучение психологических особенностей детей, выявление и определение качественного характера нарушений психического развития, в связи с этим заслуживают внимания вопросы, касающиеся выявления психологических механизмов нарушений, взаимосвязанных с недоразвитием оптико-пространственных функций.
Объект исследования: оптико-пространственные функции у детей с нормальным речевым развитием.
Предмет исследования: особенности формирования оптико-пространственных функций у детей с нормальным речевым развитием.
Цель исследования: Выявление особенностей формирования оптико-пространственных функций у детей с нормальным речевым развитием.
Для реализации цели выдвинут ряд задач:
Гипотеза исследования. Учитывая сохранность психо-физиологических механизмов речи можно предполагать наличие индивидуальных особенностей состояния оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.
Оптико-пространственные функции являются одними из наиболее сложных по строению психических процессов.
Зрение в жизни человека имеет огромное значение. Это основной сенсорный канал, который связывает его с внешним миром. Зрительная система человека устроена очень сложно. Благодаря зрению мы воспринимаем окружающий нас мир в объеме и красках, мы читаем и смотрим кино, телевизор.
В зрительной системе человека можно выделить следующие уровни обработки сигналов. На периферии находится сетчатка. В ходе развития нервной системы сетчатка закладывается на самых ранних этапах развития. Поэтому есть все основания считать сетчатку «частью мозга, вынесенного на периферию». Следующий уровень обработки зрительной информации находится в таламусе - это наружное коленчатое тело. Аксоны нейронов наружного коленчатого тела проецируются в кору затылочного полюса больших полушарий. Высший этап обработки зрительных сигналов происходит в ассоциативных полях коры больших полушарий.
Глазодвигательная система человека выполняет следующие задачи :
1) сохраняет неподвижным изображение внешнего мира на сетчатке во время движения относительно этого мира;
2) выделяет во внешнем мире некоторые объекты, помещает их в зоне сетчатки с высоким разрешением (зрительная ямка, fovea) и прослеживает их движениями глаз и головы;
3) скачкообразные (саккадические) перемещения взора для сканирования (рассматривания) внешнего мира. Краткие сведения об устройстве периферического звена окуломоторной системы были приведены выше. Саккады - это быстрые содружественные отклонения глаз в начальной фазе реакции прослеживания, когда скачком глаза «захватывается» движущаяся зрительная цель, а также при зрительном обследовании внешнего мира.
В одном случае оба глаза движутся в одном направлении по отношению к координатам головы, в другом случае, если человек попеременно смотрит на близкие и далекие предметы, каждое из глазных яблок совершает приблизительно симметричные движения относительно координат головы. При этом угол между зрительными осями обоих глаз меняется: при фиксации далекой точки зрительные оси почти параллельны, при фиксации близкой точки - сходятся. Эти движения называются конвергентными. При разглядывании разно удаленных предметов движения глаз конвергентные и дивергентные. Если нейронная система не может привести зрительные оси обоих глаз к одной точке пространства, возникает косоглазие.
При рассматривании различных объектов внешнего мира глаза совершают быстрые (саккады) и медленные следящие движения. Благодаря медленным следящим движениям изображение движущихся объектов удерживается на фовеа. При рассматривании хорошо структурированного изображения глаза совершают саккады, перемежающиеся с фиксацией взора. Если человек рассматривает изображение в течение некоторого времени, то запись перемещений глаза воспроизводит достаточно грубо контур и наиболее информативные детали рассматриваемого объекта. Например, при рассматривании лица особенно часто фиксируются рот и глаза.
Специальные эксперименты показали, что во время саккады зрительное восприятие блокируется. Можно предложить несколько механизмов этого феномена. Предполагают, что во время саккады по сильно структурированному фону флюктуации интенсивности в каждой точке превышают частоту слияния мельканий. Другой механизм, блокирующий зрительное восприятие во время саккады, - центральное торможение. Когда движущийся объект появляется на периферии зрительного поля, он вызывает рефлекторную саккаду, которая может сопровождаться движением головы. Основой нейрофизиологического механизма этого рефлекса являются детекторы движения в зрительной системе. Биологически рефлекс оправдан тем, что благодаря ему внимание переключается на новый объект, появившийся в поле зрения .
Высшие гностические зрительные функции обеспечиваются, прежде всего, работой вторичных полей зрительной системы (18-е и 19-е) и прилегающих к ним третичных полей коры больших полушарий. Вторичные 18-е и 19-е поля расположены как на наружной конвекситальной, так и на внутренней медиальной поверхностях больших полушарий. Они характеризуются хорошо развитым III слоем, в котором осуществляется переключение импульсов из одного участка коры в другой.
При электрическом раздражении 18-го и 19-го полей возникает не локальное, точечное возбуждение, как при раздражении 17-го поля, а активация широкой зоны, что свидетельствует о широких ассоциативных связях этих областей коры.
Из исследований, проведенных на человеке, известно, что при электрическом раздражении 18-го и 19-го полей появляются сложные зрительные образы. Это уже не отдельные вспышки света, а знакомые лица, картины, иногда какие-то неопределенные образы. Основные сведения о роли этих участков коры больших полушарий в зрительных функциях получены из клиники локальных поражений головного мозга.
Клинические наблюдения показывают, что поражение этих областей коры и прилегающих к ним подкорковых зон («ближайшей подкорки») приводит к различным нарушениям зрительного гнозиса. Эти нарушения получили название зрительные агнозии. Этим термином обозначаются расстройства зрительного восприятия, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения). При всех формах агностических зрительных расстройств элементарные сенсорные зрительные функции остаются относительно сохранными, т. е. больные достаточно хорошо видят, у них нормальное цветоощущение, часто сохранны и поля зрения; иными словами, у них как будто бы есть все предпосылки, чтобы воспринимать объекты правильно. Однако у них нарушен именно гностический уровень работы зрительной системы. В некоторых случаях у больных, помимо гностических, имеются нарушения и сенсорных функций. Но это, как правило, относительно тонкие дефекты, которые не могут объяснить выраженность и характер нарушений высших зрительных функций.
Основными видами оптико-пространственных нарушений являются: односторонняя пространственная агнозия, нарушение топографической ориентировки, а также некоторые проявления синдрома Балинта.
Формирование пространственных представлений начинается уже на ранних этапах онтогенеза; они являются базисными для развития многих других психических процессов.
Оценка сформированности пространственных представлений и пространственно-временных представлений производится в той последовательности, что эти уровни не просто «надстраиваются» друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, перекрывая и «встраиваясь» друг в друга, испытывают взаимовлияния и, вообще, теснейшим образом между собой взаимосвязаны. Как и в случае исследования произвольной регуляции психической активности необходимо оценить «зрелый», достаточно сформированный уровень пространственных представлений (в соответствии с нормативными или типологическими представлениями) и ближайшему к нему «дифицитарный» (несформированный полностью или частично) уровень или, соответственно, подуровень.
Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Такое восприятие складывается из сочетания пространственно-тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических (внутренностных) ощущений. Это комплексное восприятие человеком собственного тела носит название «схемы тела» (Б.Г.Ананьев). Процесс формирования схемы тела у ребенка связан с развитием дифференцирующей работы коры головного мозга. Сенсомоторная деятельность направлена на установление отношений между движением и соответствующими изменениями в различных сенсорных полях.
Пространственные представления являют собой сложную метричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека. Непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок, трансформации и перемещения мысленного образа требуют скрупулезной оценки, факторного анализа, экспериментального и теоретического осмысления. Это обусловлено тем, что пространственные представления играют определяющую роль в становлении рефлекторных структур сознания. Они дебютируют в онтогенезе одним из первых, то есть являются базовыми по происхождению. В структуре пространственных представлений А.В. Семенович [16] выделяет 4 основных уровня, каждый из которых, в свою очередь состоят из нескольких подуровней. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком.