Особенности оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2014 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявление особенностей формирования оптико-пространственных функций у детей с нормальным речевым развитием.
Для реализации цели выдвинут ряд задач:
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных функций у детей с нормальным речевым развитием.
Подбор методик, направленных на исследование уровня сформированности оптико-пространственных функций у детей с нормальным речевым развитием.
Выявление состояния оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.
Разработка методических рекомендаций по развитию оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................стр3-5
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы изучения оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием старшего дошкольного возраста .
1.1Понятие оптико-пространственных функций.......................................стр6-10
1.2 Формирование оптико-пространственных функций в онтогенезе....................................................................................................стр11-17
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.
2.1 Цели и задачи исследования.................................................................стр18
2.2 Организация исследования..................................................................стр19
2.3 Методика констатирующего эксперимента.....................................стр19-24
ГЛАВА 3.Исследование оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.
3.1 Состояние оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием..............................................................стр25-40
ГЛАВА 4.Методические рекомендации по развитию оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием…………………………………................................................стр41-48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................стр49-50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................стр51-

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1 Ильина А. 456.docx

— 76.17 Кб (Скачать)

Первый уровень: Пространственные представления о собственном теле. Подуровнями являются:

ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство, по Сеченову), - напряжение – расслабление;

ощущения идущие от « внутреннего мира» тела (например, голод, сытость);

ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством (сырости – сухости, тактильные ощущения), а также взаимодействие со взрослыми.

Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Подуровнями являются:

представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. В свою очередь, эти представления подразделяются на следующие: топологические представления, координатные, метрические представления.

представления о пространстве взаимоотношений между двумя и более предметами, находящиеся в окружающем пространстве. При этом формирование представлений данного уровня происходит последовательно. Сначала формируется представление вертикали, затем горизонтали, затем – о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие « сзади». Итогами развития ребенка на этом уровне становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.

Третий уровень. Уровень вербализации пространственных представлений. У ребенка, вначале в импрессивном плане, а позже в экспрессивном появляется возможность вербализации представлений второго уровня. Существует определенная последовательность проявлений в речи обозначений топологического плана. Проявления пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко.

Четвертый уровень. Лингвистические представления (пространство языка). Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Понимание пространственно-временных и причинно-следственных отношений и связей тоже является важной составляющей психического развития.

Временной фактор (по А.В. Семенович) играет значительную роль, определяя стиль мышления и собственно когнитивного развития ребенка. Психологические исследования показывают, что к трем годам жизни складывается системный механизм пространственной ориентировки, включающий определенные взаимосвязи зрения, кинестезии и статико-динамических ощущений. В этих взаимосвязях видоизменяется и приобретает качественно новый характер функций каждого из анализаторов. Массы условных рефлексов – временных связей вырабатываемых именно с этих анализаторов, объединяются в сложно разветвленные ассоциации, то есть чувственное знание о пространстве, являющееся одновременно жизненным опытом ориентировки ребенка в пространстве окружающего мира. Существенной чертой системного механизма пространственной ориентировки маленького ребенка является постепенное определение слова второсигнальных связей с пространственными сигналами. Это явление, в свою очередь означает переход к более совершенным системам управления регулирования ориентировочных действий, поведения ребенка в пространстве окружающего мира. Пространственный фактор развивается на основе активных движений в реальном, многомерном и динамическом мире с опорой на схему собственного тела и взаимодействия органов чувств различной модальности.

Имеющиеся научные данные показывают, что становление высокоспециализированной системы компонентов зрительного восприятия - длительный процесс.

У новорожденных, по данным нейрофизиологов, ответ на вспышку света регистрируется строго локально в зрительной проекционной области. Незрелый зрительный аппарат может обеспечить восприятие движущихся объектов и биологически высоко значимого объекта - лица матери (даже сразу после рождения младенцы предпочитают лице подобные маски другим стимулам, не похожим на лицо). К трем месяцам созревание мозгового субстрата, идущее под влиянием зрительного опыта, ведет как к объединению структур зрительной коры в систему, так и к вовлечению в зрительную функцию не проекционных областей коры. Включение моторных отделов связано, прежде всего, с глазодвигательными процессами. Теменная кора становится структурной основой «скрытого внимания», которое возникает на фоне фиксации взора и направлено не на обнаружение объекта, а на его анализ и запечатление. С развитием задней ассоциативной зоны связывают возможность запоминания зрительной информации, выработку эталонов, идентификацию изображений.

Изучению особенностей развития зрительного восприятия пространства у детей дошкольного возраста посвящены работы З.А. Меликян , [10] Н.Г. Манелис[9]. Они отмечают, что в процессе накопления сенсомоторного опыта возрастает способность различения объектов пространстве, увеличивать дифференцированное расстояние. Так ребенок трех месяцев научится следить за предметами на расстоянии 4-7 метров, а в 9 месяцев уже следить за предметом движущимся по кругу. Такой процесс ведения движущегося предмета на разном расстоянии свидетельствует о том, что уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства. Таким образом, движение объекта становится источником сенсорного развития и перестройки сенсорных функций, прежде чем возникает движений самого ребенка к предмету.

Исследования Е.Ф.Рыбалко отмечает, что к трем годам у ребенка складывается системный механизм пространственной ориентировки, включающий определенные взаимосвязи.

У детей 3-4 лет зрительные ответы стабильно регистрируются также во всех областях коры. При этом конфигурации основного комплекса ответа в задних отделах идентичны — заднеассоциативные структуры дублируют сенсорные операции проекционной коры.

У детей 6 - 7 лет в отличие от детей 3 - 4 лет вызванные потенциалы проекционной и заднее ассоциативной областей уже различаются и зависят от характеристик стимула. Проекционная кора включается преимущественно в первичный анализ физических характеристик, таких, как яркость, цвет, наличие контраста, контур, тогда как заднеассоциативная — в анализ сложных признаков, которые формируются под влиянием зрительного опыта. В отдельные операции зрительного восприятия у детей 7 лет и в особенности 9-10 лет специализированно вовлекаются лобные доли, принимающие участие в оценке значимости стимула и его классификации.

У подростков 13 -14 лет на начальных стадиях полового созревания обнаруживается снижение произвольной регуляции зрительного восприятия. Взрослая картина механизмов зрительного опознания с четким вовлечением и задних и передних отделов обнаруживается с 16-17 лет.

Что касается латеральной организации зрительных процессов, то и нейропсихологические, и нейрофизиологические исследования одинаково указывают на большую роль правого полушария в раннем детском возрасте и усиление роли левого полушария в ходе формирования зрительных функций.

В период новорожденности именно в правом полушарии отмечено превалирование ВП на вспышку света и наличие реакции усвоения ритма. У детей-дошкольников 5-7 лет, по данным О.А. Красовской[6] , нарушения предметного гнозиса носят более выраженный характер и чаще встречаются при поражении правого полушария. Эти нарушения проявляются в трудностях узнавания реалистических изображений и сюжетных картин по типу фрагментарности восприятия и элементов игнорирования левой части зрительного поля. Особенно отчетливы данные нарушения при поражении задних отделов правого полушария, хотя и поражения лобно-височных областей приводят к грубым нарушениям зрительного восприятия.

У детей 5-7 лет с левосторонними поражениями мозга обычно не наблюдается выраженных гностических расстройств. Имеющиеся трудности обнаруживаются главным образом при предъявлении наложенных и перечеркнутых схематических изображений. Для детей типичны оптико-мнестические нарушения в виде забывания названий зрительно предъявляемых предметов и изображений. При этом не обнаруживается существенных различий при локализации очага в передних или задних отделах.

У детей 8-10 лет и 11 -13 лет возрастает значение левого полушария в зрительном восприятии, происходит четкое увеличение частоты и степени выраженности оптических нарушений при поражении теменно-затылочных отделов левого полушария. При поражениях правого полушария усиливается также роль задних отделов.

Итак, рассмотренные нами данные научной литературы отчетливо подтверждают представления о системной и динамической организации зрительно-предметного восприятия и латеральных различиях в механизмах переработки зрительной информации.

Выводы по первой главе.

По результатам изучения психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, можно сделать следующие выводы:

1.Важными предпосылками овладения грамотой являются умения выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.

Оптико-пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движения), они являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека, к которым относятся непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок трансформации и перемещения мысленного образа. Они включают диапазон представлений от наглядных до так называемых квазипространственных (конструкции, отражающие пространственные отношения).

2.Развитие пространственной ориентировки и представлений о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений.

Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ.

 

2.1 Цель и задачи исследования

Цель исследования: исследование развития оптико-пространственных функций у старших дошкольников 5-6 лет с нормальным развитием.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных функций у детей с нормальным речевым развитием.
  2. Подбор методик, направленных на исследование уровня сформированности оптико-пространственных функций у детей с нормальным речевым развитием.
  3. Выявление состояния оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.
  4. Разработка методических рекомендаций по развитию оптико-пространственных представлений у детей с нормальным речевым развитием.

2.2 Организация  исследования

 

Экспериментальное исследование проводилось в мае 2013 г. на базе ДОУ №31 Приморского района, адрес: Ланское шоссе д.22 корп.8  Заведующая: Голякова О. В. Воспитатель : Михайлова И. А.

В эксперименте приняло участие 20 детей 5,0-6,0 лет с нормальным речевым и психическим развитием, составляющие контрольную группу.

Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе проводился отбор детей в контрольную группу. Изучались анамнезы, истории развития детей, психолого-педагогические характеристики. Проводились консультации с педагогами и психологом ДОУ с целью уточнения клинических, психолого-педагогических особенностей детей.

На втором этапе осуществлялось экспериментальное исследование по разработанной методике. Обследование каждого ребёнка проводилось индивидуально. Результаты обследования фиксировались в индивидуальных протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.

На третьем этапе констатирующего исследования осуществлялся качественный и количественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методика  констатирующего эксперимента.

При подборе заданий, в модифицированном виде были использованы некоторые упражнения, описанные в работах А.Р. Лурия, О.С Бот, Р.И. Лалаевой, М.М. Кольцовой, Н.И. Озерецкого, Л.Г. Моисеевой.

1. Исследование  предметного гнозиса

1.1. Предъявление контура

Инструкция: Назови, что нарисовал художник.

Процедура: Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Если ребенок не может назвать изображение, то логопед предлагает показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки, и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Оценка результатов

3- полностью выполнил задание.

2 – выполнил задание  с единичными ошибками.

1 – выполнил задание  с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения  или не выполнил совсем.

1.2 Узнавание перечеркнутых  и наложенных друг на друга  изображений

Инструкция: “Посмотри, художник нарисовал предметы, а потом их зачеркнул. Что он нарисовал сначала?”

Процедура: Ребенку последовательно предъявляются изображения перечеркнутых предметов.

Оценка результатов

3- полностью выполнил задание.

2 – выполнил задание  с единичными ошибками.

1 – выполнил задание  с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения  или не выполнил совсем.

1.3 Предъявление неполного  рисунка

Информация о работе Особенности оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста