Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:39, курсовая работа
Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава I. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей..5
1.1. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения…...5
1.2. Различные подходы к классификации девиантного поведения………...13
1.3. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности…………..17
Вывод по главе I………………………………………………………………28
Глава II. Эмпирическое исследование общения у лиц с девиантным поведением ……………………………………………………………………..29
2.1. Задачи, методики исследования ……………………………………...….29
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..…30
Вывод по главе II……………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………
Приложение
«Опросник межличностных отношений» Шутца (ОМО).
Опросник межличностных отношений (ОМО) является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO (Fundamental Interpersonal Reiations Orientation), разработанного американским психологом В. Шутцем. Автор предлагаемой версии А. А. Рукавишников. Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности. Он может с успехом использоваться в консультативной и психотерапевтической работе.
Опросник ОМО основан
на основных постулатах трехмерной теории
межличностных отношений В.
Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: «включения» (I), контроля» (С) и «аффекта» (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него.
Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых, в сущности, содержит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опроснике содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы.
В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.
Опросник можно предъявлять как индивидуально, так и в группе. Письменная инструкция достаточно проста и обычно не нуждается в дополнительном объяснении. Время проведения опроса не ограничивается.
Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.
Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит.
Номер ответа напишите в скобках слева от каждой строчки.
Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.
Фамилия И.О. _____________________ Пол_________________________
Возраст ________
Дата обследования__________________
Дополнительные сведения
______________________________
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.
(1) Обычно |
(2) Часто |
(3) Иногда |
(4) По случаю |
(5) Редко |
(6) Никогда |
1. Стремлюсь быть вместе со всеми. | |
2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать. | |
3. Становлюсь членом различных групп. | |
4. Стремлюсь иметь
близкие отношения с | |
5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций. | |
6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. | |
7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь. | |
8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими. | |
9. Стремлюсь задействовать других в своих планах. | |
10. Позволяю другим судить о том, что я делаю. | |
11. Стараюсь быть среди людей. | |
12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения. | |
13. Имею склонность
присоединяться к остальным | |
14. Легко подчиняюсь другим. | |
15. Стараюсь избегать одиночества. | |
16. Стремлюсь принимать
участие в совместных |
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых ваше поведение может распространяться.
(1) Большинству людей |
(4) Нескольким людям |
(2) Многим |
(5) Одному двум людям |
(3) Некоторым людям |
(6) Никому |
17. Стремлюсь относиться к другим приятельски. | |
18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать. | |
19. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное. | |
20. Предоставляю другим,
чтобы руководили ходом | |
21. Стремлюсь иметь
близкие отношения с остальными | |
22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. | |
23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими. | |
24. Позволяю другим судить о том, что я делаю. | |
25. С другими веду себя холодно и безразлично. | |
26. Легко подчиняюсь другим. | |
27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими. |
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас, или на которых ваше поведение распространяется.
(1) Большинству людей |
(4) Нескольким людям |
(2) Многим |
(5) Одному двум людям |
(3) Некоторым людям |
(6) Никому |
28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь. | |
29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно. | |
30. Стремлюсь оказывать
сильное влияние на | |
31. Мне нравится, когда
другие приглашают меня | |
32. Мне нравится, когда
другие относятся ко мне | |
33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий. | |
34. Мне нравится, когда
другие подключают меня к | |
35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно. | |
36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу. | |
37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях). | |
38. Я люблю, когда
другие относятся ко мне по- | |
39. Мне нравится, когда
другие приглашают меня | |
40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно. |
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов.
(1) Обычно |
(4) Случайно |
(2) Часто |
(5) Редко |
(3) Иногда |
(6) Никогда |
41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль. | |
42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь. | |
43. Мне нравится, когда
другие относятся ко мне | |
44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу. | |
45. Мне нравится, когда
другие приглашают меня | |
46. Мне нравится, когда
другие относятся ко мне | |
47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других. | |
48. Мне нравится, когда
другие подключают меня к | |
49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно. | |
50. В обществе стараюсь руководить ходом событий. | |
51. Мне нравится, когда
другие приглашают принять | |
52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно. | |
53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу. | |
54. В обществе руковожу ходом событий. |
Слева приводятся пункты шкал, справа – номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом – он оценивается в один балл, при несовпадении – 0 баллов.
Iw |
Cw |
Aw |
1. 1,2,3,4 |
2. 1,2,3,4,5 |
4. 1, 2 |
3. 1, 2, 3, 4, 5 |
6.1,2,3 |
8. 1, 2 |
5. 1, 2, 3, 4, 5 |
10. 1, 2, 3, |
12. 1 |
7. 1,2,3 |
14. 1,2,3 |
17. 1,2,3 |
9.1,2,3 |
18.1,2,3,4 |
19. 3,4,5,6 |
11. 1, 2 |
20. 1, 2, 3, 4 |
21. 1 |
13.1 |
22. 1, 2, 3, 4 |
23. 1 |
15. 1 |
24. 2 |
25. 3, 4, 5, 6 |
16.1 |
26. 2 |
27. 1 |
Iw |
Cw |
Aw |
28. 2 |
30. 2,3,4 |
29. 1 |
31. 2 |
33. 2,3,4,5 |
32. 1,2 |
34. 2 |
36. 2,3 |
35. 5,6 |
37.1 |
41. 2,3,4,5 |
38. 1,2,3 |
39.1 |
44. 2,3,4 |
40. 5, 6 |
42. 2,3 |
47. 2345 |
43. 1 |
45. 2,3 |
50. 2 |
46. 4, 5, 6 |
48. 2,3,4 |
53. 1, 2, 3, 4 |
49. 1 |
51. 1,2,3 |
54. 1, 2, 3 |
52. 5,6. |
Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведения:
а) включением
Ie – низкое – означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать;
Ie – высокое – предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;
Iw – низкое – предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей;
Iw – высокое – предполагает,
что индивид имеет сильную
потребность быть принятым
б) контроль.
Се – низкое – означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;
Се – высокое – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;
Cw – низкое – предполагает,
что индивид не принимает
Cw – высокое – отражает
потребность в зависимости и
колебания при принятии
в) аффект.
Ае – низкое – означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;
Ае – высокое – предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;
Aw – низкое – означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;
Aw – высокое – типично
для лиц, которые требуют,
От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний: 0-1 и 8-9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, и поведение будет иметь компульсивный характер. 2-3 и 6-7 – низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении. 4-5 – пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого сырого счета. Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.
Информация о работе Особенности общения у лиц с девиантным поведением