Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:02, курсовая работа
Актуальность темы
Актуальность данной темы заключается в том, что все чаще и чаще среди молодежи встречается девиантное поведение. С развитием информационной системы, произошло свержение раннее устоявшейся системы поведения, контролировать молодое поколение сейчас практический невозможно. Легкая доступность спиртной, табачной продукции просто вышла за пределы разумного. В наше время с легкостью можно достать алкогольную и сигаретную продукцию, да что говорить, сейчас уже и наркотики доступны даже школьникам! Это заставляет задуматься. Я выбрала эту тему для того чтобы понять и разобраться в причинах такого поведения среди моего поколения, а так же изучить возможные пути решения данной проблемы.
Актуальность темы
Актуальность данной темы заключается в том, что все чаще и чаще среди молодежи встречается девиантное поведение. С развитием информационной системы, произошло свержение раннее устоявшейся системы поведения, контролировать молодое поколение сейчас практический невозможно. Легкая доступность спиртной, табачной продукции просто вышла за пределы разумного. В наше время доступна алкогольная и сигаретная продукция, да что говорить, сейчас уже и наркотики доступны даже школьникам! Это заставляет задуматься. Я выбрала эту тему для того чтобы понять и разобраться в причинах такого поведения среди молодежи, а так же изучить возможные пути решения этой проблемы.
Цели:
1. Дать
определение понятию «
2. Изучить
причины, последствия такого
Девиантное поведение занимает среднюю позицию между нормой и патологией.
Отклоняющееся
поведение личности бессмысленно рассматривать
с точки зрения психопатологии, отклоняющееся
поведение отражает социально-психологический
статус личности на оси социализация—дезадаптация—
Девиантное поведение (deviatio – отклонение)- это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.
Одни ученые склонны считать, что девиация – это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р.Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Основные теоретические подходы изучения
Взаимосвязи
различных форм отклоняющегося поведения
сложны, противоречивы, часто не отвечают
обыденным представлениям. Для объяснения
причин существующих форм отклоняющегося
поведения разработано
Среди
разнообразных теорий девиантного
поведения важное место занимает психоаналитическая,
основоположником которой был Зигмунд
Фрейд. В работах его последователей (А.Адлер,
Э.Фромм, К.Хорни и др.) генезис преступности,
в частности, рассматривался наряду с
неврозами, психастенией, сексуальными
расстройствами, различными фобиями. Последователи
З.Фрейда включают нервно – психические
отклонения и социальную девиацию, уделяют
большое внимание природе агрессивности,
считая, что в основе агрессии лежат некоторые
нереализованные врожденные неосознаваемые
влечения. Проблема агрессивности, тревожности
привлекает внимание не только представителей
психоаналитической ориентации. Изучению
природы и проявлению этих свойств посвящены
работы А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковца;
эти проблемы получили отражение в работах
отечественных ученых (С.Н. Сенников, Т.Н.
Курбатова).
Можно
предполагать, что личность будет
больше тяготеть к тем группам, тенденции
поведения которых соответствуют собственным
представлениям о «плохом» или «хорошем».
Процесс вхождения в такую группу ускоряется,
если тот или иной индивид имеет определенные
проблемы и ожидания, характерные для
большинства членов группы. Чем сильнее
зависимость личности от группы, тем больше
влияния оказывает группа на личность.
Влияние определенной группы может стать
существенным фактором возникновения
или предотвращения различных форм отклоняющегося
поведения.
В
марксистских теориях поведения социальные
отклонения объяснялись спецификой отношений
в обществе. В этих теориях отмечается,
что отклонения, особенно преступные,
являются порождением прежде всего условий
жизни в капиталистическом обществе. Если
исчезнут классовые различия и отомрет
антагонистическое общество, то исчезнут
и такие отклонения, они – остаточное
явление, так как «социалистическое общество
приняло от старого общества в наследство
и его обыденное сознание» - неудовлетворенность,
озлобление и эгоизм, корысть и подобные
им мотивы поведения и способы осуществления.
По западным представлениям, марксистские
теории отклоняющегося поведения возникли
на основе концепции лабелинга – наклеивания
ярлыков, запятнанной репутации (Э. Гофман),
так как основываются на объединении и
«социальном равенстве» различных слоев
общества.
На
закате существования социалистических
стран в качестве причин возникновения
отклоняющегося поведения признавались
недостатки самой социалистической
системы: несовершенство распределения,
ухудшение экономической
В
числе разнообразных взаимосвязанных
факторов девиантного поведения можно
выделить:
1)
Индивидуальный, действующий на уровне
психобиологических предпосылок асоциального
поведения, которые затрудняют социальную
адаптацию индивида.
2)
Психологический, раскрывающий неблагоприятные
особенности взаимодействия человека
со своим ближайшим окружением в семье,
на улице, в молодежном коллективе.
3)
Личностный, проявляющийся в социально
активном избирательном отношении индивида
к предпочитаемой среде общения, нормам
и ценностям своего социального окружения.
4)
Социальный, определяющийся социально
– культурными и экономическими условиями.
5) Социально – педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.
Причины
девиантного поведения современной молодежи
лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия
человека с окружающим миром, социальной
средой и самим собой, оно является результатом
конкретного стечения необходимых и случайных
обстоятельств рождения и социализации
человека. Среди причин девиантного поведения
многие исследователи выделяют наследственность,
социальную среду, обучение, воспитание
и, наконец, социальную активность самого
человека. Все эти факторы оказывают воздействие
в прямой или косвенной форме, однако нет
прямой зависимости между их негативными
последствиями и характером поведения
человека. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова,
А.В. Мисько выделяют только три основных
фактора: биологический, психологический
и социальный.
Биологический
выражается в физиологических особенностях
молодого человека, т.е. в неустойчивости
жизненно важных систем организма (в первую
очередь нервной системы).
Психологический
заключается в особенностях темперамента
акцентуации характера, что влечет за
собой повышенную внушаемость, быстрое
усвоение асоциальных установок, склонность
к «уходам» от трудных ситуаций или полное
подчинение им.
Социальный
фактор отражает взаимодействие молодого
человека с социумом, т.е. большой
устойчивой общностью, которая характеризуется
единством условий
Особенности
семьи. Существуют разные точки зрения
на то, как и в какой семье
чаще вырастают дети, склонные к
девиации. Л.С.Алексеева различает такие
виды неблагополучных семей: конфликтная,
аморальная, педагогически некомпетентная
и асоциальная. Отношения матери и ребенка
с первых дней и месяцев его жизни существенным
образом влияют на будущий характер и
судьбу детей. Особенно опасны авторитарность,
жесткость, чрезмерное доминирование
матери. Если у ребенка слабый тип нервной
системы, это может привести к нервно –
психическим заболеваниям, если сильный
– к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной
сферы, проявлениями агрессивности, совершению
правонарушений.
Фактором,
влияющим на девиантное поведение молодого
человека, является система наказаний
и поощрений, практикуемая в семье. Порой
даже внешне благополучные семьи (материально
обеспеченные, с хорошими жилищными условиями,
высоким социальным статусом, уровнем
образования и культуры родителей), если
в них наблюдаются серьезные нарушения
в межличностных внутрисемейных отношениях,
по сути, являются неблагополучными. Так
бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения
родителей друг с другом. В результате
страдает не только воспитуемый ребенок,
но и все общество в целом.
Причины,
вызывающие семейное неблагополучие,
подразделяются на социально–экономические,
социально–политические, медико-психологические.
К
социально-экономическим
Социально-политические
причины связаны с общим
Медико-психологические
причины обусловлены
Психолого-педагогические
причины связаны с
Школа.
Наряду со своим прямым назначением
школа выступает институтом социализации
подрастающего поколения, на протяжении
всего взросления формирует личность.
Положительное и отрицательное
воздействие школы во многом определяется
профессионализмом, заинтересованностью
в результатах своей
Социальные
причины. Многочисленные статистические
исследования показывают, что дети
из низших социальных слоев более
подвержены неудачам в дальнейшем.
Бедность, плохие бытовые условия
мешают развивать интеллектуальные
возможности, сказывается разница
между ценностями, принятыми в
семье и близком окружении, и
теми, что приняты среди сверстников,
группой молодежи.
Психологические причины. Они включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки человека, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения. Часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада молодого человека в будущем.
Формы девиантного поведения:
- Гемблинг (игровая зависимость)
- пищевая зависимость
- анорексия
- булимия
- сексуальные девиации
- педофилия
- зоофилия
- некрофилия и др.
- алкогольная зависимость
- работоголизм
- клептомания
- суицидальное поведение и др.
Виды
и формы девиантного поведения проявляются
во вредных привычках, пагубность которых
молодые люди не осознают. Одна из распространенных
вредных привычек у современной молодежи
– курение. К нему они приобщаются еще
в подростковом возрасте из-за стремления
считать себя взрослым. По мере закрепления
привычки подростки уже не скрываются
от родителей, курят в их присутствии,
несмотря на запрет. В этом проявляется
их стремление освободиться от опеки и
контроля со стороны старших. Постепенно
вредная привычка превращается в пристрастие.
Скоро перерыв в курении вызывает психический
дискомфорт, внутреннюю неудовлетворенность,
может появляться чувство необоснованной
тревоги. Молодым людям с раннего возраста
«промывает мозги» гигантская рекламная
индустрия. Курение отождествляется с
мужественностью, независимостью, естественностью.
Красотой, сексуальностью, благополучием.
Одна из причин распространения курения
среди юношей и девушек заключается в
примере взрослых, которым они подражают.
Курильщики становятся не только психологически
зависимыми от самого процесса курения,
но приобретают и физическую зависимость
от содержащегося в табаке никотина. Человек
с никотиновой зависимостью выкуривает
по сигарете каждые полчаса. Только 2% курильщиков
способны курить от случая к случаю. Никотиновый
голод вызывает нервозность, беспокойство,
головокружение, головную боль, усталость,
запор или расстройство желудка, тошноту,
потовыделение, судороги, дрожание конечностей
и усиленное сердцебиение.