Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:54, реферат
Причины - отклонений в поведении ребёнка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления явления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Введение………………………………………………………… 3
Глава 1. Детерминация отклоняющегося поведения.
Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности. ………………………5
1.1.Введение в проблему. …………………………………………….. 5
1.2.Социальные факторы отклоняющегося поведения. ………….. 7
1.3 Социальная норма и социальные отклонения. …………………..11
1.3.1. . Понятие «социальная норма». …………………………………11
1.3.2. Виды социальных норм и механизмы их регулирования. …...13
1.3.3. Социальные отклонения. …………………………………………15
Заключение. …………………………………………………….17
Глава 2. Трудные дети и их проблемы. ………………………………..18
2.1. Что такое трудный ребёнок? .............................................................18
2.2. Причины появления детей с девиантным поведением. ………..19
Заключение. ……………………………………………………. 24
Глава 3 . Экспериментальное изучение причин
отклоняющегося поведения. …………………………………….....25
3.1 . Причина отклонений в поведении. (Мнение подростков)………25
3.2. Мнение родителей о трудном ребёнке. …………………………….27
Заключение. ……………………………………………………...28
Литература …………………………………………………………………32
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Детерминация отклоняющегося поведения.
Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности. ………………………5
1.1. Введение в проблему. …………………………………………….. 5
1.2.Социальные факторы отклоняющегося поведения. ………….. 7
1.3 Социальная норма и социальные отклонения. …………………..11
1.3.1. . Понятие «социальная норма». …………………………………11
1.3.2. Виды социальных норм и механизмы их регулирования. …...13
1.3.3. Социальные отклонения. …………………………………………15
Заключение.
…………………………………………………….17
Глава 2. Трудные дети и их проблемы. ………………………………..18
2.1.
Что такое трудный
ребёнок? ..............................
2.2. Причины появления детей с девиантным поведением. ………..19
Заключение.
…………………………………………………….
24
Глава 3 . Экспериментальное изучение причин
отклоняющегося поведения. …………………………………….....25
3.1 . Причина отклонений в поведении. (Мнение подростков)………25
3.2. Мнение родителей о трудном ребёнке. …………………………….27
Заключение.
……………………………………………………...28
Приложение 1………………………………………………………………29
Приложение 2 ……………………………………………………………..30
Приложение 3 ……………………………………………………………..31
Литература
…………………………………………………………………32
Методология
исследования
Тема
исследования: "Причины
появления девиантного
поведения и пути его
решения".
Цель
исследования: Обосновать
факторы, влияющие на
появление, развитие
и проявление различных
форм отклоняющегося
поведения.
Объект
исследования: Подросток,
родители.
Предмет исследования:
Девиантность, причины
возникновения девиантного
поведения у подростков.
Гипотеза исследования: Причины девиантного поведения обуславливаются следующими факторами:
1.Психическое и психофизиологическое расстройствами;
2.
Причина социального
и психологического
характера.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить причины девиантного поведения.
3.Проанализировать
и описать эффективный
метод анкетирование
в работе с подростками
и родителями.
Метод
исследования: Анкетирование.
База исследования:
1. Ученики 10"А" - 10 "Б" классов, 16-17 лет, учащиеся Кличевской средней школы №2 имени Ф.И. Ковалёва.
2.
Родители, 27-50 лет,
г. Кличева.
Введение.
Изменения, происходящее сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребёнка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины - отклонений в поведении ребёнка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления явления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.
Ошибка семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребёнка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.
Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений.
Социальный факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
Всё
это подрывает уверенность
Как помочь такому ребёнку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать работу с ним?
Не просто найти ответы на эти и ещё многие другие вопросы, связанные с воспитанием трудного ребёнка, организацией профилактической и коррекционной работы с группой таких детей. Трудность решения поставленных вопросов связано с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с девиантным поведением молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались главным образом предупредительно-карательные меры, в результате которых наказание, «урок», который молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.
В ходе организации воспитательной работы с трудным ребёнком на сегодняшний день педагоги должны сделать акцент на подавлении в молодом человеке стремления к негативному поведению и модифицировании условий среды, вызывающих девиантное поведение. Воспитательно-профилактическая работа педагога может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребёнка и сведении к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков. Лечебная терапия применяется в ответ на патологические формы отклоняющегося от норм поведения. Социальную терапию необходимо использовать в случаях непатологических форм отклоняющегося от норм поведения детей и подростков.
Глава
1.Детерминация отклоняющегося
поведения.
Единство
социального и
природного в детерминации
отклоняющегося поведения
личности.
1.1.
Введение в проблему.
Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в различных областях научного знания. Как замечает Я.И. Глинский: «Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не всем ясно, что же это такое» (2, с. 6).
Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности ещё не создана. В тоже время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные разделы, изучающие девиации. В социологии, например, это девиантология, предметом исследования которой являются социальные отклонения.
Отдельные подходы, уделяя внимания преимущественно какому-то аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Например, клинический подход изучает психопатологическую природу девиантности, социологические теории рассматривают её социальные детерминанты, психологические концепции делают основной акцент на внутриличностных механизмах данного явления.
Обзор различных теорий, даёт возможность получить относительно целостную картину изучаемого явления в свете современных знаний о нём. Таким образом, в данном разделе будут рассмотрены исторические и современные научные взгляды на природу отклоняющегося поведения: его детерминацию, закономерность формирования, механизмы функционирования.
Особого внимания заслуживает вопрос о детерминации отклоняющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющее поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных условиях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем. Система «общества - личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях: географическом, макрообщественном, социально-групповом, микросоциальном, индивидуально-личностном, психофизиологическом.
В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие группы фактов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:
-внешние условия физической среды;
-внешние социальные условия;
-внутренние
наследственно-биологические и
-внутриличностные
причины и механизмы
Проведём анализ факторов отклоняющегося поведения в соответствии принятой классификацией.
К внешним физическим условиям девиантного поведения можно отнести такие факторы, как климатические, геофизические, экологические и др. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого не желательного поведения.
Наоборот, благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиаций. Несмотря на существующую связь между физическими условиями и поведением личности, данный фактор выходит за рамки нашего изучения. Кроме того, он может быть призван недостаточно существенным, поскольку действует очень опосредствованно, и люди ведут себя по-разному при одних и тех же (обычных) физических условиях.
Гораздо более важным фактором, действующим на поведения личности, следует признать внешние социальные условия:
-общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации и др.);
-характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);
-микросоциальная
среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический
климат семье, личность родителей, характер
взаимоотношений в семье, стиль семейного
воспитания, друзья, другие значимые люди).
1.2.Социальные
факторы отклоняющегося
поведения.
Влияние общественных процессов и социальных групп на поведение людей рассматривается, прежде всего, в рамках социологического подхода.