Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:54, реферат

Краткое описание

Причины - отклонений в поведении ребёнка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления явления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Оглавление

Введение………………………………………………………… 3

Глава 1. Детерминация отклоняющегося поведения.
Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности. ………………………5

1.1.Введение в проблему. …………………………………………….. 5

1.2.Социальные факторы отклоняющегося поведения. ………….. 7

1.3 Социальная норма и социальные отклонения. …………………..11

1.3.1. . Понятие «социальная норма». …………………………………11

1.3.2. Виды социальных норм и механизмы их регулирования. …...13

1.3.3. Социальные отклонения. …………………………………………15

Заключение. …………………………………………………….17

Глава 2. Трудные дети и их проблемы. ………………………………..18

2.1. Что такое трудный ребёнок? .............................................................18

2.2. Причины появления детей с девиантным поведением. ………..19

Заключение. ……………………………………………………. 24

Глава 3 . Экспериментальное изучение причин
отклоняющегося поведения. …………………………………….....25

3.1 . Причина отклонений в поведении. (Мнение подростков)………25

3.2. Мнение родителей о трудном ребёнке. …………………………….27

Заключение. ……………………………………………………...28


Литература …………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД ПО СП И ПП.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

      Правовые  нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные номы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка – основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.

      Политические  нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных  соглашениях регулируют отношения между странами (народами).

      Организационно-профессиональные нормы регулируются  должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

      Как отмечалось выше, в настоящее время  можно говорить о появлении нового вида социальной нормы – индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом. Сегодня в ряде культур права личности, её самоценность уравнены с общественными интересами.

      Таким образом, под отклоняющимися понимают поведение, отклоняющегося не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение которой действительно угрожает благополучие человека или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачастую трудно оценить с точки зрения его нормативности. Следует также  заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы  большинства людей, но в ряде случаев они могут использоваться в узких интересах отдельных групп (например, через СМИ), что само по себе отражает внутреннее противоречие между объективной природой социальной нормы и её субъективностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.3. Социальные отклонения. 

      Термин  «девиантное поведение»  используется не только для обозначения действий конкретного человека, но и для  описания определённых социальных явлений. Если в первом случае речь идёт об «отклоняющемся поведении личности», то во втором – о «социальном отклонении». Данный термины нередко отождествляются, что вызывают необходимость их разграничения.

      Социальные  отклонения – это нарушения социальных норм, которые характеризуются определённой массовостью, устойчивостью  и распространённостью (13). Имеются в виду такие негативные  массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.

      Следует заметить, что между двумя полюсами – «социально-одобряемые явления»  и «социальные отклонения» - лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социальных норм. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и  явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В тоже время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.

      Вопрос  о последствиях социальных отклонений неоднозначен. Объективный вред явлений  и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают. Например, высказывается мнение, что преступления без жертвы вообще следует декриминализировать, т.е. исключить из уголовного права. Особенно трудно оценить степень ущерба от «пограничных» форм асоциального поведения лёгких форм зависимого поведения, проституция, сексуальных аддикций, употребление лёгких наркотиков. В каждом обществе есть сторонники, как легализации данных явлений, так и их запрета.

      Социальные  отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминированность; негативные последствия для общества; относительно массовый характер и относительно устойчивый  характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

      В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер. Примеры  преходящих социальных отклонений: вещевая  спекуляция, брак по расчёту.

      Несмотря  на определённое сходство, социальные отклонения  отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором – психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное деяние и т.п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена – геноцид, коррупция, бюрократизм.

            Таким образом, девиантное поведение выступает и как  индивидуальный акт, и как элемент  социального бытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      Таким образом, социологические и близкие  к ним социально-психологические  теории рассматривают девиантное поведение  как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между  обществом и 

конкретной  личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьёзные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности.

      Под отклоняющимися понимают поведение, отклоняющегося не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение которой  действительно угрожает благополучие человека или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачастую трудно оценить с точки зрения его нормативности. Следует также  заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы  большинства людей, но в ряде случаев они могут использоваться в узких интересах отдельных групп (например, через СМИ), что само по себе отражает внутреннее противоречие между объективной природой социальной нормы и её субъективностью.

      Таким образом, девиантное поведение выступает  и как индивидуальный акт, и как  элемент социального бытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Трудные дети и их проблемы. 

2.1. Что такое трудный ребёнок? 

      Трудные дети: что стоит за этим всем известным  и, к сожалению, давно привычным  термином? Для милиционера – это  хулиган, для учителя – «неформальный  лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя  детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребёнок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная нора жизни. Так кто же всё-таки трудные дети?

      Трудные дети – это те, чьё поведение  отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М.Раттер (1987) (12) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются  у большинства детей.  Это неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. де Винтер (1997) говорит о том, что с 1970-х до 1990-х гг. количество детей этой группы росло неуклонно, и сейчас они составляют 20%  от общего количества подростков и молодёжи в возрасте до 18 лет. Также тенденция проявляется и в других развитых странах. Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений.

      Учёные  и практики к группе трудных относят  детей разных категорий. Это и  дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребёнка тоже можно считать трудным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Причины появления детей с девиантным поведением. 

      Для того чтобы знать, как исправить, необходимо сначала понять, что исправить, т.е. причины девиантного поведения. Традиционно причины отклоняющегося поведения от норм поведения подразделяются на две группы:

      * причины, связанные с психическими  и психофизиологическими расстройствами;

      * причины социального и психологического характера.

      По  отношению к подросткам и молодёжи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.

      Причины, связанные с психическими и психофизиологическими  расстройствами. По данным М.Раттера (1987) (12), серьёзными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Если к этому количеству добавить  менее тяжёлые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, становится ясным размер и суть проблемы. Лишь малая часть этих детей попадает на приём к психиатру. Тот же М.Раттер указывает, что широта проблемы говорит о том, что в её решении должны принимать участие педиатры и специалисты, не связанные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники. Разумеется, они не могут поставить диагноз, но выделить симптомы и посоветовать, при необходимости, родителям обратиться к врачу – могут. Среди симптомов М.Раттер выделяет прежде всего следующие:

* адекватность  поведения ребёнка нормативам, соответствующим  его возрасту и половой принадлежности. Например, тревога при разлуке  с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редко и поэтому ненормально для подростков;

* длительность  сохранения расстройства. Кратковременные  страхи, припадки, нежелание что-то  делать могут испытывать большое  количество детей. Но если эти   и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от норм;

* то же относится и к колебаниям и эмоциональном состоянии детей;

* появление  изменений в поведении ребёнка  по сравнению с его обычным  поведением, особенно если их  трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;

* появление тяжёлых и часто повторяющихся симптомов. Например, родители считают, что у ребёнка появились ночные кошмары. Не следует обращать особого внимания, если они говорят это со слов ребёнка. Другое дело, если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто;

* как  правило, не следует обращать  особое внимание на один, существующий  изолированно, симптом. Иное дело, если целый ряд симптомов существует  одновременно, особенно если они  одновременно касаются разных сторон психической жизни.

      Разумеется, всё перечисленное следует оценить  в соответствии со средой,  в которой живёт и развивается ребёнок. Очень важно с пониманием 

относится к этическим, социальным и культурным различиям, существующим в обществе.

      Причины социального и  психологического характера.  Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами. Как ни парадоксально, чем больше внимания общество уделяло подростка и чем больше особых прав им предоставляло, тем острее становилась проблема трудного возраста. Среди причин  психологического и социального  характера традиционно выделяют: 1) дефекты правового и нравственного сознания; 2) содержание потребности личности; 3) особенности характера; 4) особенности эмоционально-волевой сферы. Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности  ряд учёных называют незавершённость процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющегося от норм поведение у подростков зачастую является, средством самоутверждения,  протестом против действительности или требований взрослых.

      Следует отметить, что агрессивное противостояние «взрослым» нормам и ценностям со стороны взрослых, а также следование норма и правилам своей группы – наиболее распространённые причины кратковременного трудного поведения. Они же находятся в числе наиболее легко преодолеваемых. Взрослым стоит лишь пересмотреть своё отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой.

Информация о работе Девиантное поведение