Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:54, реферат
Причины - отклонений в поведении ребёнка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления явления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Введение………………………………………………………… 3
Глава 1. Детерминация отклоняющегося поведения.
Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности. ………………………5
1.1.Введение в проблему. …………………………………………….. 5
1.2.Социальные факторы отклоняющегося поведения. ………….. 7
1.3 Социальная норма и социальные отклонения. …………………..11
1.3.1. . Понятие «социальная норма». …………………………………11
1.3.2. Виды социальных норм и механизмы их регулирования. …...13
1.3.3. Социальные отклонения. …………………………………………15
Заключение. …………………………………………………….17
Глава 2. Трудные дети и их проблемы. ………………………………..18
2.1. Что такое трудный ребёнок? .............................................................18
2.2. Причины появления детей с девиантным поведением. ………..19
Заключение. ……………………………………………………. 24
Глава 3 . Экспериментальное изучение причин
отклоняющегося поведения. …………………………………….....25
3.1 . Причина отклонений в поведении. (Мнение подростков)………25
3.2. Мнение родителей о трудном ребёнке. …………………………….27
Заключение. ……………………………………………………...28
Литература …………………………………………………………………32
Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, т.е. оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки, прежде всего зависит взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями человека и его возможностями ведут к психологически срывам, повышенной конфликтности подростка, особенно со взрослыми, эмоциональными срывами и т.д. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.
Среди причин социального характера одной из самых распространённых является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается ребёнок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребёнка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
Причиной может стать и социальное благополучия, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребёнка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушить закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации). Причиной может быть и социально и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонение в развитии, конфликтах со взрослыми ребёнок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиск приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать её законам.
Причины, связанные с возрастными кризисами. Развитие ребёнка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7-17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждый из которых происходит значительные изменения физического и психологического состояния, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами поступками. Часто ломка представлений и установок, изменений желаний и привычек происходит быстро. Ребёнок не успевает осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним, результатом чего становится появление неуверенности в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность или склонность к депрессиям. Таким образом, дети и подростки в течение школьного периода несколько раз оказываются в кризисных ситуациях. Соответственно, многие из них в эти периоды оказываются в ряде трудных детей.
Процесс развития детей школьного возраста можно условно подразделить на два этапа: младший школьный возраст (от6-7 до 10-11 лет) и средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет). Как правило, второй этап подразделяется на подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет) и ранний юношеский возраст (13-14 до 16-17 лет). Общей причиной кризисов при переходе от одного этапа к другому является несоответствие уровня развития личности реальным возможностям ребёнка (деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере).
Общеизвестно, что кризис при переходе от младшего школьного возраста к подростковому связан с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающимися с взрослыми, и опережающим развитием интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием.
Но и в
10
лет – это золотой возраст,
когда ребёнок уравновешен,
В 11 лет начинается перестройка организма, ребёнок становится импульсивным, проявляет негативность, для него характера частая смена настроений, ссора со сверстниками, бунты против родителей.
В 12 лет такая взрывчатость частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, расчёт автономия подростка от семьи и одновременно возрастает влияние сверстников. Главные черты этого возраста – разумность, чувство юмора, терпимость, подросток активно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и начинает интересоваться представителями противоположного пола.
В 13 лет ведущим становится обращение внутрь себя, интровертность. Дети становятся самокритичными и чувствительными к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относится к родителям, становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении очень часты, велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов.
В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным, возрастает его уверенность в себя, интерес к другим людям и различиям между ними. Экспансивность часто проявляется в повышенной общительности, склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении. Подростки очарованы словом «личность», любят обсуждать вопросы психологии, обсуждать себя и сравнивать с другими, активно идентифицируются с референтными персонами и группами, узнавая в них собственные черты.
Сущность пятнадцатилетних нельзя выразить в единой формуле, так как быстро возникают индивидуальные различия. Общим новообразованием в этом возрасте является возрастание духа независимости, который способствует тому, что отношения подростка в семье и школе становятся весьма напряжёнными. Позитивным является то, что жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Возрастает потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации.
В
16 лет снова наступает
Разумеется,
автор дал приблизительное описание
особенностей возраста. В реальных условиях
велико значение скорости созревания
подростка и культурно-социальных различий.
Но значение этой классификации велико,
так как она даёт возможность строить
и корректировать общение с подростками
с учётом возраста и прогнозировать развитие
школьников и ученических коллективов.
Заключение
Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребёнка тоже можно считать трудным.
. Знание
возрастной классификации велико,
так как она даёт возможность строить
и корректировать общение с подростками
с учётом возраста и прогнозировать развитие
школьников и ученических коллективов.
Глава 3. Методический опыт,
полученный в результате
практической работы.
3.1 . Причина отклонений в поведении. (Мнение подростков).
Ответить на вопрос "Почему появляются трудные дети?" можно на основе комплексного анализа, который должен включать в себя "внутреннюю" часть – опрос самой молодёжи по проблемам отклоняющего от норм поведения и тем мерам, которые необходимо использовать, чтобы свести к минимуму наличие таковых (Приложение 1, 2) , а также "внешнюю" часть, включающую в себя опрос родителей (Приложение 3).
Участникам опроса предложили самим ответить на вопросы о том, какое поведение они считают отклоняющимся от нормы и какие формы данного поведения распространены в молодёжной среде. Было опрошено 43 подростка в средней школе №2 г.Кличева.
В ходе исследования выявлены различия в ответах представителей 10"А" (Приложение 1) и 10 "Б" (Приложение 2) классов.
Среди учащихся 10 "А" класса по распространённости видов девиантного поведения 1 место заняли драки, воровство;
2 место – приём алкоголя, употребление наркотиков;
3место
– нарушение общественного
4 место - грубость, сквернословие;
5 место – побеги из дома.
Оценка распространённости
1 место – употребление наркотиков;
2 место – драки;
3 место – побеги из дома, нарушение общественного порядка;
4 место – унижение других;
5 место – хулиганство.
На вопрос о причинах девиантного поведения ответы распределились следующим образом:
-желание обратить на себя внимание – 10% опрошенных;
-желание завоевать авторитет – 5%;
-отсутствие
значительных материальных
-просто так от скуки – 7%;
-масса свободного времени -42%.
Среди других ответов звучали довольно твёрдые мотивы, характеризующие низкий уровень нравственности и культуры детей и подростков, наличие желания любой ценой иметь деньги, без разбора в средствах.
Группа вопросов, касающаяся родителей, ещё раз подтвердила нерешённость на современном этапе развития общества проблемы отношений "отцов" и "детей", нежелание большей части родителей заниматься проблемами своих детей и большую самостоятельность и практически полную бесконтрольность, которую получают очень многие дети в своих семьях.
На вопрос о том, к кому и куда подростки обратятся за помощью, если у них возникнут проблемы, 80% опрошенных назвали друзей, 10% - родителей, практически никто не захотел обращаться к учителям, юристам и т. д.
На вопрос "На чем основывается высказываемое вами мнение?" ответы распределились следующим образом:
1 место – собственное мнение;
2 место мнение друзей и знакомых,
3 место - сообщения в средствах массовой информации.
Таким образом, проведя анализ и изучив мнение подростков по проблемам отклоняющегося от норм поведения и мер его социальной профилактики и реабилитации, видим явную тенденцию к росту девиантного поведения. Обнаруживаются качественные изменения в устоявшихся формах отклоняющегося от норм поведения в ответ на социальную нестабильность и кризисное состояние нашего общества.
Незанятость
подростков, наличие у них массы свободного
времени, с одной стороны, и материальные
проблемы родителей, с другой стороны,
- вот те основные причины, которые и провоцируют
порой наших детей на девиацию
3.2.
Мнение родителей о
трудном ребёнке.
Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определённого образа жизни детей.
Микросреда семьи является индикатором поведения ребёнка. Исследование отношений родителей к проблемам трудного ребёнка позволяет выявить основные направления воспитательно-профилактической работы с этими детьми (Приложение 3).