Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:54, реферат

Краткое описание

Причины - отклонений в поведении ребёнка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления явления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Оглавление

Введение………………………………………………………… 3

Глава 1. Детерминация отклоняющегося поведения.
Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности. ………………………5

1.1.Введение в проблему. …………………………………………….. 5

1.2.Социальные факторы отклоняющегося поведения. ………….. 7

1.3 Социальная норма и социальные отклонения. …………………..11

1.3.1. . Понятие «социальная норма». …………………………………11

1.3.2. Виды социальных норм и механизмы их регулирования. …...13

1.3.3. Социальные отклонения. …………………………………………15

Заключение. …………………………………………………….17

Глава 2. Трудные дети и их проблемы. ………………………………..18

2.1. Что такое трудный ребёнок? .............................................................18

2.2. Причины появления детей с девиантным поведением. ………..19

Заключение. ……………………………………………………. 24

Глава 3 . Экспериментальное изучение причин
отклоняющегося поведения. …………………………………….....25

3.1 . Причина отклонений в поведении. (Мнение подростков)………25

3.2. Мнение родителей о трудном ребёнке. …………………………….27

Заключение. ……………………………………………………...28


Литература …………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД ПО СП И ПП.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

      Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, т.е. оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки, прежде всего зависит взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность  к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями человека и его возможностями ведут  к психологически срывам, повышенной конфликтности подростка, особенно со взрослыми, эмоциональными срывами и т.д. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.

      Среди причин социального характера одной  из самых распространённых является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается  ребёнок. Развиваясь в социально  неблагополучной среде, подросток усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребёнка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

      Причиной  может стать и социальное благополучия,  но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребёнка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушить закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации). Причиной может быть и социально и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонение в развитии, конфликтах со взрослыми ребёнок, воспитывающийся в благополучной  атмосфере, может пуститься на «поиск  приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать её законам.

      Причины, связанные с возрастными  кризисами. Развитие ребёнка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7-17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного  развития, на каждый из которых происходит значительные  изменения физического и психологического состояния, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами поступками. Часто ломка представлений и установок, изменений желаний и привычек происходит быстро. Ребёнок не успевает осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним, результатом чего становится появление неуверенности в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность или склонность к депрессиям.  Таким образом, дети и подростки в течение школьного периода несколько раз оказываются в кризисных ситуациях. Соответственно, многие из них в эти периоды оказываются  в ряде трудных детей.

      Процесс развития детей школьного возраста можно  условно подразделить на два  этапа: младший школьный возраст (от6-7 до 10-11 лет) и средний  и старший  школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет). Как правило, второй этап  подразделяется на подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет) и ранний юношеский возраст (13-14 до 16-17 лет). Общей причиной кризисов при переходе от одного этапа к другому является несоответствие уровня развития личности реальным возможностям ребёнка (деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере).

      Общеизвестно, что кризис при переходе от младшего школьного возраста к подростковому  связан с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающимися с взрослыми, и опережающим развитием интеллектуальной  сферы по сравнению с личностным развитием.

            Но и в подростковом, и в раннем юношеском возрасте  кризисные ситуации «поджидают»  школьников буквально каждый год. Подростковый возраст – возраст взросления, созревания, возмужания. Перемены, в том числе и перемены в общении, происходит в нём очень быстро. Американский психолог А.Гезелл (цит. по И.С.КОН, 1980) (7,8,9) составил классификацию и периодизацию подросткового возраста, описав наиболее важные и характерные особенности поведения.

      10 лет – это золотой возраст,  когда ребёнок уравновешен, легко  воспринимает жизнь, доверчив, ровен  с родителями, мало заботится  о внешности.

      В 11 лет начинается перестройка организма, ребёнок становится импульсивным, проявляет негативность, для него  характера частая смена настроений, ссора со сверстниками, бунты против родителей.

      В 12 лет такая взрывчатость частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, расчёт автономия  подростка от семьи и одновременно возрастает влияние сверстников. Главные черты этого возраста – разумность, чувство юмора, терпимость, подросток активно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и начинает интересоваться представителями противоположного пола.

      В 13 лет ведущим становится обращение  внутрь себя, интровертность. Дети становятся самокритичными  и чувствительными  к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относится к родителям, становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении очень часты, велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов.

      В 14 лет  интроверсия сменяется  экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным, возрастает его уверенность в себя, интерес к другим людям и различиям между ними.  Экспансивность часто проявляется в повышенной общительности, склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении. Подростки очарованы словом «личность», любят обсуждать вопросы психологии, обсуждать себя и сравнивать с другими, активно идентифицируются  с референтными персонами и группами, узнавая в них собственные черты.

      Сущность  пятнадцатилетних нельзя выразить в  единой формуле, так как быстро возникают  индивидуальные различия. Общим новообразованием в этом возрасте является возрастание духа независимости, который способствует тому, что отношения подростка в семье и школе становятся весьма напряжёнными. Позитивным является то, что жажда свободы сочетается  с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Возрастает потребность в групповой принадлежности  и групповой идентификации.

      В 16 лет снова наступает равновесие, возрастает жизнерадостность, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремлённость в будущее. Очень велик жизненный оптимизм.

      Разумеется, автор дал  приблизительное описание особенностей возраста. В реальных условиях велико значение скорости созревания подростка и культурно-социальных различий. Но значение этой классификации велико, так как она даёт возможность строить и корректировать общение с подростками с учётом возраста и прогнозировать развитие школьников и ученических коллективов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Учёные  и практики к группе трудных относят  детей разных категорий. Это и  дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребёнка тоже можно считать трудным.

. Знание  возрастной  классификации велико, так как она даёт возможность строить и корректировать общение с подростками с учётом возраста и прогнозировать развитие школьников и ученических коллективов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 3. Методический опыт, полученный в результате практической работы. 

3.1 . Причина отклонений  в поведении.  (Мнение подростков).

     Ответить  на вопрос "Почему появляются трудные  дети?" можно на основе комплексного анализа, который должен включать в себя "внутреннюю" часть – опрос самой молодёжи по проблемам отклоняющего от норм  поведения и тем мерам, которые необходимо использовать, чтобы свести к минимуму наличие таковых (Приложение 1, 2) , а также "внешнюю" часть, включающую в себя опрос родителей (Приложение 3).

      Участникам  опроса предложили самим ответить на вопросы о том, какое поведение  они считают отклоняющимся от нормы и какие формы данного  поведения распространены в молодёжной среде. Было опрошено 43 подростка в  средней школе №2 г.Кличева.

      В ходе исследования  выявлены различия в ответах представителей 10"А" (Приложение 1) и 10 "Б" (Приложение 2) классов.

Среди учащихся 10 "А" класса по распространённости видов девиантного поведения 1 место  заняли драки, воровство;

2 место  – приём алкоголя, употребление  наркотиков;

3место  – нарушение общественного порядка;

4 место  -   грубость,  сквернословие;

5 место  – побеги из дома.

     Оценка распространённости видов  девиантного поведения у 10 "Б"  класса представляет другую картину:

1 место  – употребление наркотиков;

2 место – драки;

3 место  – побеги из дома, нарушение  общественного порядка;

4 место  – унижение других;

5 место  – хулиганство. 

На вопрос о причинах девиантного поведения  ответы распределились  следующим  образом:

-желание  обратить на себя внимание  – 10% опрошенных;

-желание  завоевать авторитет – 5%;

-отсутствие  значительных материальных возможностей  родителей 30%;

-просто  так от скуки – 7%;

-масса  свободного времени  -42%.

Среди других ответов звучали довольно твёрдые мотивы,  характеризующие  низкий уровень нравственности и культуры детей и подростков,  наличие желания любой ценой иметь деньги, без разбора в средствах.

      Группа вопросов, касающаяся родителей, ещё раз подтвердила нерешённость на современном этапе развития общества проблемы отношений "отцов" и "детей", нежелание большей части родителей заниматься проблемами своих детей и большую самостоятельность и практически полную бесконтрольность, которую получают очень многие дети в своих семьях. 

      На  вопрос о том, к кому и куда подростки  обратятся за помощью, если у них возникнут проблемы, 80% опрошенных назвали друзей, 10% - родителей, практически никто не захотел обращаться к учителям, юристам и т. д.

      На  вопрос "На чем основывается высказываемое вами мнение?" ответы распределились следующим образом:

1 место – собственное мнение;

2 место  мнение друзей и знакомых,

3 место -  сообщения в средствах массовой информации.

      Таким образом, проведя анализ и изучив мнение подростков  по проблемам  отклоняющегося от норм поведения и  мер его социальной профилактики и реабилитации,  видим явную тенденцию к росту девиантного поведения. Обнаруживаются качественные изменения в устоявшихся формах отклоняющегося от норм  поведения  в ответ на социальную нестабильность и кризисное состояние нашего общества.

      Незанятость подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой стороны, - вот те основные причины, которые и провоцируют порой наших детей на девиацию  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Мнение родителей о трудном ребёнке. 

      Семья является естественной средой, созданной  для воспитания и формирования определённого  образа жизни детей.

      Микросреда  семьи  является индикатором поведения  ребёнка. Исследование отношений родителей  к проблемам трудного ребёнка  позволяет выявить основные направления воспитательно-профилактической работы с этими детьми (Приложение 3).

Информация о работе Девиантное поведение