Особенности общения у лиц с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава I. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей..5
1.1. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения…...5
1.2. Различные подходы к классификации девиантного поведения………...13
1.3. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности…………..17
Вывод по главе I………………………………………………………………28
Глава II. Эмпирическое исследование общения у лиц с девиантным поведением ……………………………………………………………………..29
2.1. Задачи, методики исследования ……………………………………...….29
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..…30
Вывод по главе II……………………………………………………………...38

Заключение……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

Последователи Фрейда видят причины отклонений в дефиците эмоциональных контактов, теплого общения с матерью  в первые годы жизни, в качестве важнейшего фактора формирования личности выделяют структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают часто решающее влияние на возникновение отклонений. Например, гиперопека ведет к развитию мнительности, инфантильности и комплекса неполноценности. Таким образом, в исследованиях ученых психоаналитической ориентации большая роль отводится социальным, прижизненно действующим факторам.

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания, агрессия есть результат искаженного процесса социализации, в частности, злоупотреблений родителей наказаниями, жестоким отношением к детям.

Представители бихевиоризма и необихевиоризма  доказывают, что окружающая среда полностью определяет поведение человека: через научение человек овладевает опытом, последствия поведения определяют вероятность его повторения. [51-79]

В последние  десятилетия на Западе получил широкое  распространение эмпирический, феноменологический подход к определению отклонений, использующий для их описания понятие синдрома - устойчивого образования в структуре личности - как одного из четырех типов аномалий. Так, первый тип (синдром нарушений поведения), включает следующие симптомы: непослушание, вспыльчивость, деструктивность, безответственность, наглость и др. Второй тип (нарушения личности) - тревожность, избегание общения, неразвитое самосознание, чувство неполноценности и пр. Третий тип - незрелость - характеризуется следующими проявлениями: неуклюжесть, пассивность, мастурбация; а четвертый (асоциальные тенденции) - прогулами, наличием плохих товарищей, преданностью асоциальным группам.

Некоторые ученые отклоняющееся поведение считают  следствием отклонений в формировании личности или патологии формирования личности как искажение нормы, представленное в психических заболеваниях. Они, являясь проявлением индивидуальности ребенка, при определенных условиях могут привести к девиациям поведения. В то же время они могут служить необходимым для ребенка этапом индивидуального развития и способствовать формированию здоровой личности.

Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей организма на свойства личности, стоит на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь (Выготский Л.С.). Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. Следовательно, личность и ее аномалии рассматриваются в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей действительности. Ситуативное поведение индивида становится зависимым от личностных структур, либо облегчающих проявление девиантных качеств, либо обладающих по отношению к ним преградным смыслом.

Причиной противоправных поступков  могут выступать такие качества личности человека, как жадность, жестокость, хитрость, завистливость, лживость. Причем, эти опасные качества, когда они становятся синергетиками, могут свидетельствовать о "преднастройке" к непредсказуемым ситуациям с демонстрацией негативных качеств, провоцировать девиантное и делинквентное поведения.

Устоявшимся в  психологической и медицинской литературе являются понятия «акцентуации характера» (Леонгард К., Личко А.Е.), которые обозначают поступки и реакции личности неболезненной природы. Как правило, эти аномалии характера происходят по причине негативных воспитательных воздействий, когда родителями или лицами, их заменяющими, создаются ситуации, в которых выкристаллизовываются и закрепляются негативные, отрицательные черты характера. Специфические сочетания черт характера указывают на преобладающий характерологический радикал или тип характера - истерический, шизоидный, эпилептоидный, психастенический, астенический, паранойяльный, - который может определять те или иные отклонения в поведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе I.

Девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансировнности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Поскольку критерии определения девиантного поведения  неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными. Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения не наблюдается. Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, поскольку любые его проявления можно считать как девиантным, так и недевиантным: все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются.

 

 

Глава II. Эмпирическое  исследование общения у лиц с девиантным поведением

2.1. Задачи, методики исследования.

 

Задачами являются:

    1. Выявление подростков с девиантным поведением;
    2. Анализ тенденции находиться в обществе других людей;
    3. Анализ тенденции контролировать отношения с другими;
    4. Анализ тенденции устанавливать глубокие эмоциональные отношения;
    5. Сравнение особенностей отношений подростков с девиантным поведением и подростков с нормальным психическим развитием.

 

Для проведения экспериментального исследования и выполнения данных задач  были использованы беседа и опросник межличностных отношений.

Опросник межличностных  отношений Шутца (ОМО) состоит из шести шкал. Каждая шкала выявляет определенную тенденцию:

Ie – тенденция находиться  в обществе других людей;

Iw – желание, чтобы  другие проявляли интерес к  индивиду и принимали его в свое общество;

Ce – тенденция контролировать  отношения с другими;

Cw – тенденция подчиняться  другим в отношении;

Ae – тенденция устанавливать  близкие отношения с другими;

Aw – желание, чтобы  другие устанавливали глубокие  эмоциональные отношения.

Для выполнения этого  опросника необходимо внимательно  прочитать 54 суждения  (Приложение 1). Если испытуемый  считает, что суждение верно и соответствует его представлению о себе и других людях,  то в бланке ответов напротив номера суждения необходимо отметить степень согласия с ним, используя предложенную шкалу:

 

1 – обычно;

2 – часто;

3 – иногда;

4 – случайно;

5 – редко;

6 – никогда.

 

Слева приводятся номера в шкале, справа – номера ответов. При совпадении ответа испытуемого  с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении – в 0 баллов. Набранное  количество баллов имеет свое значение:

0 – 1 -  экстремально  низкие баллы;

2 – 3 - низкие баллы;

4 – 5 -  пограничные  баллы;

6 – 7 - высокие баллы;

8 – 9 - экстремально  высокие баллы. 

Для уточнения  непонятных нюансов была использована беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ результатов исследования

В проведении психологического исследования особенностей межличностных отношений  подростков с девиантным поведением участвовали 20 испытуемых – 12 подростка с девиантным поведением учащиеся МОУ СОШ №26.Рассмотрим приведенные ниже таблицы, характеризующие полученные данные.

 

Результаты, полученные при исследовании подростков с девиантным поведением:

 

Таблица 1

 

Ф.И.О.

Возраст

Ie

Iw

Cw

Ce

Ae

Aw

1

Кузнецова А.

11

6

4

1

1

2

4

2

Ладыгина К.

12

5

5

4

3

5

2

3

Лопаткин А.

12

5

4

2

9

6

3

4

Куртова А.

12

5

5

1

8

2

3

5

Куклин С.

12

6

7

3

2

5

2

6

Кенжаев М.

12

5

7

1

9

4

1

7

Брага Е.

12

6

8

0

5

3

3

8

Сунцов Е.

12

8

9

7

5

7

6

9

Лалетин П.

13

6

5

6

9

3

2

10

Зайцев А.

13

8

5

3

7

7

1

11

Макаров М.

13

6

3

7

5

4

3

12

Самсонов Д.

13

5

4

3

8

4

2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты, полученные при исследовании подростков с нормальным психическим развитием:

 

Таблица 2

 

Ф.И.О.

Возраст

Ie

Iw

Cw

Ce

Ae

Aw

1

Царенко М.

11

4

8

4

5

5

4

2

Симаков А.

11

8

9

3

9

6

4

3

Копылов А.

11

6

7

3

8

4

2

4

Марандич Л.

11

7

7

1

9

6

2

5

Мухамединов Х.

11

6

5

7

7

3

4

6

Перминова Е.

11

6

7

5

8

3

4

7

Турунцев А.

11

8

4

7

8

4

5

8

Асташова О.

12

5

8

7

4

6

4


 

 

 

На шкале интервалов отметим, каково количество подростков с девиантным поведением (А), набравшие определенные значения баллов, и каково количество человек с нормальным психическим развитием (В):

 

Шкала интервалов Ie – тенденции находиться в обществе других людей:

 

А            экстремально              низкое             среднее         высокое             экстремально

              низкое значение         значение          значение       значение          высокое значение        



    0                    1                    17                  17                     7

 

В            экстремально              низкое             среднее         высокое             экстремально

              низкое значение         значение          значение       значение          высокое значение        



     0                    2                    10                  11                    7

 

Шкала интервалов  Iw – желания, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принимали его в свое общество:

 

  А          экстремально              низкие          пограничные       высокие             экстремально

                низкие баллы             баллы            баллы                  баллы                высокие баллы        



    4                    8                    11                   9                     10

 

 

В             экстремально              низкое             среднее         высокое             экстремально

              низкое значение         значение          значение       значение          высокое значение        



    1                    2                    6                    8                      13

 

 

Шкала интервалов Ce – тенденции контролировать отношения с другими:

 

А           экстремально              низкие          пограничные       высокие             экстремально

                низкие баллы             баллы            баллы                  баллы                высокие баллы        



    1                     8                    9                   11                     13

 

В         экстремально              низкое             среднее         высокое             экстремально

              низкое значение         значение          значение       значение          высокое значение        



    2                    5                    12                  10                    1

Информация о работе Особенности общения у лиц с девиантным поведением