Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:03, курсовая работа
Актуальность данной проблемы в нашем обществе ни у кого не вызывает сомнений. Привычными стали ежедневные известия об убийствах, грабежах и разбоях, угоне автотранспорта и бродяжничестве, росте алкоголизма и наркомании среди подростков. Страшные факты жизни криминального мира уже перестали шокировать и удивлять. Мы, взрослые, постепенно привыкаем жить в этом обществе.
В современном мире взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
2. ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ 8
3. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 12
3.1 Алкоголизм 12
3.2 Наркомания 16
3.3 Преступность 19
3.4 Суицидальное поведение 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 29
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
2. ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ 8
3. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 12
3.1 Алкоголизм 12
3.2 Наркомания 16
3.3 Преступность 19
3.4 Суицидальное поведение 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной проблемы в нашем обществе ни у кого не вызывает сомнений. Привычными стали ежедневные известия об убийствах, грабежах и разбоях, угоне автотранспорта и бродяжничестве, росте алкоголизма и наркомании среди подростков. Страшные факты жизни криминального мира уже перестали шокировать и удивлять. Мы, взрослые, постепенно привыкаем жить в этом обществе.
В современном мире взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед наукой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов девиантной личности и асоциальных объединений.
Наибольшие
трудности в приспособлении к
требованиям современной
Проблема девиантного
поведения широко освещена в зарубежной
и отечественной социологической литературе,
но важно отметить, что его конкретный
аспект подростковая девиация изучен
в меньшей степени. Девиантное поведение
в подростковом возрасте представляет
собой сложное явление, поэтому изучение
этой проблемы имеет междисциплинарный
и разноплановый характер.
Цель работы: изучить подростковые девиации.
Объект исследования: подростки с различными формами девиантного поведения.
Предмет исследования: девиантное поведение
Задачи:
Оценка любого поведения всегда предполагает его сравнение с какой-то нормой. Существует несколько аспектов в понимании понятия "норма". Норма - это а) оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования; б) исходное начало для сравнения (оценки) данных; в) отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий); г) норма как описательная характеристика (положительный логический критерий).
Норма —
это явление группового сознания
в виде разделяемых группой
Выделяются несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций:
Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Имеется в виду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию личности, являющиеся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант, в соответствии с данным подходом, осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки.
Социальная норма определяет исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.
В отличие
от естественных норм протекания физических
и биологических процессов, социальные
нормы складываются как результат
отражения (адекватного или искаженного)
в сознании и поступках людей
объективных закономерностей
Также, термин «девиация» употребляется в отечественной социологии в двух значениях - широком и узком. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным (т.е. соответственно юридическим и моральным), начиная с самых незначительных проступков, например, нарушения пропускного режима в учреждении или опоздания на службу и заканчивая самыми серьезными преступлениями, например, убийством. Традиция расширительного употребления данного термина берет начало из зарубежной социологии, которая, естественно, не использует наше словосочетание «отклоняющееся поведение». Когда американские социологи пишут о том, что девиантное поведение принимает такие формы, как криминал, героические поступки, самоубийство, бунт, гениальность, растрата чужих денег, сексуальные приставания, наркомания, воодушевляющее лидерство и т.д., то они, по существу, говорят о девиантности в широком смысле.
В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Сюда можно было бы отнести: мелкое хулиганство, мелкое хищение продуктов в магазине покупателем (хищение продавцом считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др. Поэтому делинквентное поведение — составная часть девиации. Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется еще и законом, - делинквентным. Однако неодобрение еще не означает наступление наказания. Возможность применения уголовного наказания проводит границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, состоящие на учете в комнате милиции, - делинквенты, но еще не преступники. Таковыми они будут считаться, если попадут в тюрьму.
Широкая область научного знания охватывает отклоняющееся, ненормативное, девиантное поведение человека. Существенным параметром такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и не отклоняющимся.
Отклоняющееся
поведение имеет сложную
Нужно начать с того, сто для полноценного существования подросток нуждается в постоянном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его стремлениям к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности для развития. С другой стороны, преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям.
Итак, основные причины возникновения девиаций в подростковой среде.
Экономические причины
Главным источником девиации является наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Известно - любые действия в конечном счете осуществляются ради удовлетворения потребностей. И, переходя к проблеме причин изучаемых процессов, можно предположить, что в иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих “причинный комплекс” девиантного поведения, наиболее значимо противоречие между относительно равномерно растущими потребностями и весьма неравными возможностями их удовлетворения, зависящими прежде всего от социальной позиции индивидов и общественных групп, их места в социальной структуре.
Так, когда
подростки стремятся к
Также материальное
положение семьи, жилищная обстановка.
Наличие этих проблем может толкнуть
подростка на кражу, что в свою
очередь может вызвать
Социально-педагогические причины
Выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта. Все аспекты поведения подростка как личностные, так и социальные зависят от семейной обстановки. На подростка оказывают влияние все семейные факторы, будь то уровня образования родителей или взаимоотношения между членами семьи. Подростки, с нарушением межличностных отношений с родителями находят утешение в потребление алкоголя, сигарет и других психоактивных веществ ведет к серьезным нарушениям психики.
С проблемами
девиантного характера
Морально-этические причины
Проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Это в основном исходит от средств массовой информации. Сейчас многие подростки, пытаясь найти собственный стиль, зачастую подражают различным звездам, либо черпают информацию из реклам и интернета.
Так, например, привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Употребление алкогольных напитков показывается как обыденное дело, которое просто помогает раскрепоститься, но последствия, конечно же, не упоминаются.
То же самое касается и курения. Если взглянуть на популярные ныне молодежные фильмы, то мы увидим, что каждый второй подросток держит в руках сигарету. Большинство старшеклассников пытаются подражать своим кумирам во всем, от стиля одежды до стиля жизни.
Биологические причины
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье: