Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы в нашем обществе ни у кого не вызывает сомнений. Привычными стали ежедневные известия об убийствах, грабежах и разбоях, угоне автотранспорта и бродяжничестве, росте алкоголизма и наркомании среди подростков. Страшные факты жизни криминального мира уже перестали шокировать и удивлять. Мы, взрослые, постепенно привыкаем жить в этом обществе.
В современном мире взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
2. ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ 8
3. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 12
3.1 Алкоголизм 12
3.2 Наркомания 16
3.3 Преступность 19
3.4 Суицидальное поведение 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 29

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 114.10 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5

2. ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ 8

3. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 12

3.1 Алкоголизм 12

3.2 Наркомания 16

3.3 Преступность 19

3.4 Суицидальное  поведение 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  данной проблемы в нашем обществе ни у кого не вызывает сомнений. Привычными стали ежедневные известия об убийствах, грабежах и разбоях, угоне автотранспорта и бродяжничестве, росте алкоголизма  и наркомании среди подростков. Страшные факты жизни криминального мира уже перестали шокировать и удивлять. Мы, взрослые, постепенно привыкаем  жить в этом обществе.

В современном  мире взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед наукой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов девиантной личности и асоциальных объединений.

Наибольшие  трудности в приспособлении к  требованиям современной сложной  экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с  одной стороны, результатом разнонаправленных  по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех  изменений, которые происходят в  среде ближайшего окружения: в семье, школе. Изучение влияния внешних  и внутренних факторов на проявление подростковых девиаций позволяет нам  лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции  функционирования и развития девиантного  поведения как социального феномена.  
       Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект подростковая девиация изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

Цель  работы: изучить подростковые девиации.

Объект  исследования: подростки с различными формами девиантного поведения.

Предмет исследования: девиантное поведение

Задачи:

  • Ознакомиться с понятием девиантного поведения;
  • Выявить причины девиации;
  • Рассмотреть несколько форм девиантного поведения.
  •  
  1. ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Оценка  любого поведения всегда предполагает его сравнение с какой-то нормой. Существует несколько аспектов в  понимании понятия "норма". Норма - это а) оптимальное состояние  объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего  соответствующее определенным условиям и задачам функционирования; б) исходное начало для сравнения (оценки) данных; в) отсутствие отклонений (отрицательный  логический критерий); г) норма как  описательная характеристика (положительный  логический критерий).

Норма —  это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений  и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению  с учетом их социальных ролей, создающих  оптимальные условия бытия, с  которыми эти нормы взаимодействуют  и, отражая, формируют его (К. К. Платонов).1

Выделяются  несколько подходов к оценке поведенческой  нормы, патологии и девиаций:

    • психологический;
    • социальный;

Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Имеется в виду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию личности, являющиеся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант, в соответствии с данным подходом, осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки.

Социальная  норма определяет исторически сложившийся  в данном конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

В отличие  от естественных норм протекания физических и биологических процессов, социальные нормы складываются как результат  отражения (адекватного или искаженного) в сознании и  поступках людей  объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому социальная норма  может либо соответствовать законам  общественного развития (и тогда  она является «естественной»), либо отражать их недостаточно адекватно, а  то и находиться с ними в противоречии, будучи продуктом искаженного отражения  объективных закономерностей. И  тогда оказывается анормальной  сама такая «норма», нормальны же отклонения от нее.

Также, термин «девиация» употребляется в отечественной социологии в двух значениях - широком и узком. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным (т.е. соответственно юридическим и моральным), начиная с самых незначительных проступков, например, нарушения пропускного режима в учреждении или опоздания на службу и заканчивая самыми серьезными преступлениями, например, убийством. Традиция расширительного употребления данного термина берет начало из зарубежной социологии, которая, естественно, не использует наше словосочетание «отклоняющееся поведение». Когда американские социологи пишут о том, что девиантное поведение принимает такие формы, как криминал, героические поступки, самоубийство, бунт, гениальность, растрата чужих денег, сексуальные приставания, наркомания, воодушевляющее лидерство и т.д., то они, по существу, говорят о девиантности в широком смысле.

  В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Сюда можно было бы отнести: мелкое хулиганство, мелкое хищение продуктов в магазине покупателем (хищение продавцом считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др. Поэтому делинквентное поведение — составная часть девиации. Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется еще и законом, - делинквентным. Однако неодобрение еще не означает наступление наказания. Возможность применения уголовного наказания проводит границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, состоящие на учете в комнате милиции, - делинквенты, но еще не преступники. Таковыми они будут считаться, если попадут в тюрьму.

Широкая область научного знания охватывает отклоняющееся, ненормативное, девиантное поведение человека. Существенным параметром такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различной  интенсивностью и в силу разнообразных  причин от поведения, которое признается нормальным и не отклоняющимся.

 

 

 

  1. ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. 

Нужно начать с того, сто для полноценного существования подросток нуждается в постоянном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его стремлениям к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности для развития. С другой стороны, преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям.

Итак, основные причины возникновения девиаций в подростковой среде.

Экономические причины

Главным источником девиации является наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Известно - любые действия в конечном счете осуществляются ради удовлетворения потребностей. И, переходя к проблеме причин изучаемых процессов, можно предположить, что в иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих “причинный комплекс” девиантного поведения, наиболее значимо противоречие между относительно равномерно растущими потребностями и весьма неравными возможностями их удовлетворения, зависящими прежде всего от социальной позиции индивидов и общественных групп, их места в социальной структуре.

Так, когда  подростки стремятся к финансовому  успеху, но убеждаются в том, что  его нельзя достичь с помощью  социально одобряемых средств, они  могут прибегать к незаконным способам - рэкету, спекуляции или торговле наркотиками.

Также материальное положение семьи, жилищная обстановка. Наличие этих проблем может толкнуть подростка на кражу, что в свою очередь может вызвать несколько  вариантов развития событий:

  1. Подросток будет пойман, и окажется на скамье подсудимых;
  2. Подросток не будет пойман, а это даст ему осознание безнаказанности, и подтолкнет его на совершение другого преступления.

Социально-педагогические причины

Выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта. Все аспекты поведения подростка как личностные, так и социальные зависят от семейной обстановки. На подростка оказывают влияние все семейные факторы, будь то уровня образования родителей или взаимоотношения между членами семьи.  Подростки, с нарушением межличностных отношений с родителями находят утешение в потребление алкоголя, сигарет и других психоактивных веществ ведет к серьезным нарушениям психики.

С проблемами девиантного характера сталкиваются почти 90% подростков: это алкоголизм родителей, других родных, потребление  ими наркотических средств, судимость. Родители, имеющие алкогольную или  наркотическую зависимость, не способны обеспечить своему ребенку даже минимальное  материальное благополучие, оказать  ему моральную поддержку, побудить интерес к получению школьных знаний. Среда общения и обитания, девиантный образ жизни делают частое употребление детьми из неблагополучных  семей спиртных напитков и, что не исключено, наркотических средств, почти неизбежным.

 

Морально-этические  причины

Проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Это в  основном исходит от средств массовой информации. Сейчас многие подростки, пытаясь найти собственный стиль, зачастую подражают различным звездам, либо черпают информацию из реклам и интернета.

Так, например, привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Употребление алкогольных напитков показывается как обыденное дело, которое просто помогает раскрепоститься, но последствия, конечно же, не упоминаются.

То же самое касается и курения. Если взглянуть  на популярные ныне молодежные фильмы, то мы увидим, что каждый второй подросток  держит в руках сигарету.  Большинство  старшеклассников пытаются подражать  своим кумирам во всем, от стиля  одежды до стиля жизни.

Биологические причины

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в  семье:

  • генетические факторы, передающиеся по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
  • психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, приводящих к различным соматическим заболеваниям;
  • физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих.

Информация о работе Девиантное поведение