Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Социальный работник по самому содержанию своей деятельности имеет дело с разными людьми, в том числе с теми, чье поведение не соответствует социальным нормам. Кроме того, многие социальные службы сориентированы на работу «групп социального риска»: бомжами, лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью. Социальная работа с людьми, чье поведение характеризуется как отклоняющееся (девиантное), имеет свою специфику, и требует определенных знаний в области социологии, медицины, психологии.
Актуальность курсовой работы: рассмотреть девиантное поведение молодёжи как социальную проблему и чтобы предотворить эту глобальную проблему мы предлагаем пути решения.

Оглавление

Введение 1
Девиации в структуре системы социальной работы 3
1.1 Основные подходы к объяснению девиантного поведения 3
1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения 9
2 Девиантное поведение молодежи как объект социальной работы 15
2.1 Распространенные виды девиантного поведение в современном обществе 15
2.2 Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения 20
2.3. Основные факторы социального контроля: 23
Заключения 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение молодёжи как объект социальной работы.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

 

Содержание 

 

 

Введение

 

 
Социальный работник по самому содержанию своей деятельности имеет  дело с разными людьми, в том числе с теми, чье поведение не соответствует социальным нормам. Кроме того, многие социальные службы сориентированы на работу «групп социального риска»: бомжами, лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью. Социальная работа с людьми, чье поведение характеризуется как отклоняющееся (девиантное), имеет свою специфику, и требует определенных знаний в области социологии, медицины, психологии.

 

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело  в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

 

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

 

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».

 

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и  не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и  применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?». Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Цель курсовой работы: определить  место молодёжи девиантного поведения  в современной обществе, дать определенное представление о девиантной поведение  и рассмотреть технологию социальной работы в прфилактике и коррекции девиантного поведения.

Актуальность  курсовой работы: рассмотреть  девиантное поведение молодёжи как  социальную проблему и чтобы предотворить эту глобальную проблему мы предлагаем пути решения.

Девиации в структуре системы  социальной работы

1.1  Основные подходы к объяснению девиантного поведения

 

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к  ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации,                 девиантного поведения. Под девиантным поведением (латин. – отклонение) понимаются поступки, действия человека, социальной группы, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Следовательно, исходным для понимания отклоняющегося поведения служит понятие социальной нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей,  социальных групп, социальных организаций. [1]

 

Социальные нормы выполняют  функции обеспечения общества эталонами (стандартами) поведения (взаимодействия) и функции стабилизации (упорядочения) отношений между группами и индивидами. Общество, принимая те или иные нормы в качестве образца поведения, создает механизмы их соответствующей общественной, моральной и правовой поддержки, что предполагает и наличие соответствущих санкций по линии общественного и государственного воздействия.

 

Социальные нормы исторически  обусловлены и подвижны. Но                  интенсивность и характер их изменений  в разных социальных условиях        различны. В реформируемом обществе, каковым является и современное        казахстанское общество, возникает сложная ситуация, когда разрушаются одни нормы и еще не созданы другие, что само по себе чревато ростом девиантных проявлений в самых различных формах.  Во все времена общество пыталось    подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

 

Социологи называют отклоняющееся  поведение девиантным. Оно подразумевает  любые поступки или действия, не соответствующие   писаным или  неписаным нормам. В некоторых  обществах малейшие  отступления  от традиции, не говоря уже о серьезных  проступках, сурово карались. Все  находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в XX в.

 

Борьба с девиациями часто перерождалась  в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.

 

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В  зависимости от того, позитивным или  негативным является отклонение, все  формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое  поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.

 

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся  обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» — люди с  несущественными отклонениями. Отклонение от нормы может быть   положительным (направленным на развитие общественной системы, преодоление устаревших,  консервативных или реакционных стандартов поведения) и негативным, отрицательным. Именно последнее представляет объект профессионального интереса социального педагога.

 

Негативное девиантное поведение  разделяется на аморальное (поступки противоречат принятым в обществе нормам морали), делинквентное (латин.- совершать проступки, правонарушитель), когда   поступки противоречат      нормам права, кроме уголовного, и преступное,  когда преступаются нормы уголовного законодательства. Существуют определенные подходы к классификации девиантного поведения. Одним из первых такую классификацию предложил в 60-е г. ХХ в. американский социолог Г.Беккер. Он разделил  отклонения на первичные и вторичные.  Первичные отклонения – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В этом случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. В этом случае давиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте).  Вторичные отклонения – наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно классифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.

 

Вторичные отклонения в свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:

 

а) отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т.е. правонарушения. Правонарушение – это виновное поведение дееспособного  лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Правонарушения разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления.  Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Правонарушающее поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение».

 

б) отклонение в сфере общественной морали:

 

1. Пьянство и алкоголизм. Пьянство  – злоупотребление алкоголем.  Алкоголизм (синдром алкогольной зависимости) – заболевание, которое развивается в результате пьянства, проявляется в виде психической и физической зависимости от алкоголя и приводит к деградации личности.

2. Наркомания (греч. nark  - отклонение;  mania – безумие). Наркоманию рассматривают как злоупотребление наркотическими веществами, а также заболевание, выражающееся в психической и физической зависимости от наркотических средств. Токсикомания – использование лекарственных и других средств, не являющихся наркотическими, но влекущих одурманивание.

3. Проституция (лат. – выставлять  публично) – вступление  в случайные,  внебрачные сексуальные отношения  за плату, не основанные на  личной симпатии.

4. Бродяжничество – систематическое  перемещение лица в течение  длительного времени из одной местности в другую в пределах одной местности без постоянного места жительства с существованием на нетрудовые доходы.

5. Попрошайничество или нищенство – систематическое выпрашивание у посторонних лиц денег и других материальных ценностей под каким-либо предлогом или без него (предлога).

6. Самоубийство (суицид) – сознательное  и добровольное лишение себя  жизни, когда смерть выступает  как самоцель, а не средство  для достижения чего-либо другого  кроме нее самой.

Следует заметить, что это не идеальная классификация, т.к., например, многие правонарушения могут быть отнесены и к аморальным поступкам (хулиганство). Поэтому применяется также классификация отклонений по целевой направленности: а) отклонения корыстной ориентации – корыстного преступления; б) отклонения агрессивной ориентации – насилие как   средство достижения какой-либо цели: выгода, ревность; насилие как самоцель: хулиганство; в) отклонения социально-пассивного типа: уход от общественной жизни (пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство).  

Иногда в особую категорию выделяют т.н. аддиктивные формы отклоняющегося поведения  (англ. addiction – пагубная привычка). Суть аддиктивного поведения  – уйти от реальности, достичь психологического комфорта с помощью приема психоактивных  веществ (в т.ч. алкоголя) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Например, алкоголя, наркомании, азартные игры. Здесь привязанность к предмету или действию сопровождается развитием сильных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять человеком), могут быть компьютерные игры, Интернет  и т.д.)

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций, и тогда одно явление усиливает другое: например, пьянство способствует хулиганству.

 

Существует 3 основных подхода для  объяснения девиантного поведения:

 

1. Биологический (антропологический) (Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Суть его: девиантное  поведение,  в частности, преступное,  обусловлено определенными физическими особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть,.. пониженная чувствительность к боли (Ломброзо) или мезоморфность, т.е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется  аномалиями половых хромосом.

2. Психологический подход (З. Фрейд,  А.Адлер): девиантность обусловлена  психологическими отклонениями  личности, наличием различных комплексов,  а также тем, что конфликт  личности и общественные задачи  изначально, как столкновение id («оно»)   и Super-Ego -     системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию.

Согласитесь, что с помощью биологических, психологических особенностей использования в полной мере объяснить сущность, уровень преступности или других видов девиации.

3. Социологический подход (Беккер, Селин, Маркс, Мертон, Парсонс  и др.): девиантное поведение объясняется  социальными причинами: несовершенством  общества, социальным неравенством и противоречиями  и т.д. Феномен девиантного поведения объясняется «тройным  несовладением»: требований нормы, требований жизни, интересов личности (Кудрявцев). Это вызвано противоречивостью развития общества, где основным является противоречие между стабильностью и мобильностью общества  как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой – объективно требует от него инициативности, т.е. выхода за рамки общепринятых стандартов. Поэтому социализация всегда включает как конформное, так и неконформное поведение. Некоторые исследователи (Гилинский): считают, что главной причиной всех социальных отклонений является социальное неравенство, которое порождает противоречие между равномерно растущими возможностями их удовлетворения.

Информация о работе Девиантное поведение