Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Социальный работник по самому содержанию своей деятельности имеет дело с разными людьми, в том числе с теми, чье поведение не соответствует социальным нормам. Кроме того, многие социальные службы сориентированы на работу «групп социального риска»: бомжами, лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью. Социальная работа с людьми, чье поведение характеризуется как отклоняющееся (девиантное), имеет свою специфику, и требует определенных знаний в области социологии, медицины, психологии.
Актуальность курсовой работы: рассмотреть девиантное поведение молодёжи как социальную проблему и чтобы предотворить эту глобальную проблему мы предлагаем пути решения.

Оглавление

Введение 1
Девиации в структуре системы социальной работы 3
1.1 Основные подходы к объяснению девиантного поведения 3
1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения 9
2 Девиантное поведение молодежи как объект социальной работы 15
2.1 Распространенные виды девиантного поведение в современном обществе 15
2.2 Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения 20
2.3. Основные факторы социального контроля: 23
Заключения 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение молодёжи как объект социальной работы.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

В докладе ВОЗ «Молодежь и  наркотики» отмечается, что основные этиологические гипотезы наркомании связывают  ее возникновение и развитие с 1)особенностями  характера наркомана; 2) психическими или физическими расстройствами у данного лица; 3) социально-культурным влиянием или социальными невзгодами.

Причинами обращения к наркотикам выступает неудовлетворенность  жизнью, обусловленная самыми разнообразными обстоятельствами: неустроенностью  быта; невозможностью в данных условиях реализовать себя (неудачи в работе, учебе, творчестве или личной жизни); социальной несправедливостью; разочарованием в людях.

Среди причин обращения к наркотикам, характерных именно для молодежи, в докладе ВОЗ приводятся следующие:  удовлетворение любопытства к действию наркотика; символика принадлежности к определенной социальной группе; выражение собственной независимости, а иногда и враждебного отношения к окружающим; познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта; достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»; достижение чувства полного расслабления; уход от чего-то гнетущего.

Анализируя факторы, детерминирующие  наркоманию, следует иметь ввиду, что:

- ни один из факторов не является основополагающим, решающим;

- даже некоторая совокупность  факторов ничего не предопределяет  однозначно, поскольку и в этом  случае злоупотребление психотропными  веществами может быть, а может  и не быть: сложные жизненные  обстоятельства, неправильное семейное воспитание, уровень окружающего микросоциума влияют на многих людей, однако далеко не все из них становятся наркоманами;

- неблагоприятные психофизиологические  предпосылки (акцентуации характера,  психопатологическое развитие личности, наследственная отягощенность) не являются фатальными, и сами по себе (т. е. без сочетания с социальными факторами) не могут стать основной детерминантой наркологической зависимости, поскольку факты свидетельствуют, что многие подростки, юноши, обладающие указанными предпосылками, в дальнейшем вполне нормально социализируются.

2.2     Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения

 

Общество всегда прилагало усилия в борьбе с нежелательными формами  поведения с целью сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие  с социальными нормами есть социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.

 

Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.

Наша исправительно-трудовая система  не, сколько исправляет, сколько  карает человека. Именно места лишения  свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.

К институтам социального контроля относят семью, государство и  его учреждения, общественное мнение. По форме различают формальный и  неформальный контроль. Формальный контроль (официальный) осуществляется компетентными организациями (полиция, суд), неформальный (неофициальный) – обществом, его мнением (общественным мнением). Методами контроля выступают профилактика и санкции.

Под предупреждением (профилактикой) различных форм девиантного  поведения понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. В современной зарубежной литературе различают 3 уровня превенции (профилактики): 1) т.н. «общесоциальная профилактика» - воздействие на среду, экологию, экономические, социальные условия жизни с целью их улучшения; 2) т.н. «специальная профилактика» - она рассчитана на обеспечение мер безопасности, воздействие на «группы риска», устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений; 3) т.н. «индивидуальная профилактика» в отечественной криминологии.

Такие девиации как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное  поведение в семье, бродяжничество требуют, прежде всего, организации  различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров, домов для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройство, «телефоны доверия». В то же время в отношении преступного поведения нужны запретительно-репрессивные меры.

Проблема социального контроля сегодня является актуальной проблемой во всем мире. Общая стратегия достаточно ясна: необходим перенос акцента с наказания на превенцию, т.е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, факторы, ему способствующие.

Выделяют два уровня мер (технологий) социального контроля: общесоциальный и специальный (индивидуальный). Борьба с социальными отклонениями на общесоциальном уровне – одно из направлений социальной политики государства. Из внедряемых в практику технологий общесоциального контроля можно назвать следующие: технологии, направленные на сокращение безработицы; технологии, направленные на расширение доступа и законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице; технологии, направленные на замещение или вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии полезной деятельностью. Так, например, если потребление алкоголя выполняет определенные социальные функции, то, надо искать альтернативные средства и способы реализации соответствующих функций (если алкоголь – для поднятия настроения – надо находить и предполагать что-то другое для поднятия настроения). Это же относится и употреблению наркотиков. В этой связи важное значение имеют программы поддержки семьи и детей, программы поддержки и помощи тем, кто злоупотребляет наркотиками и алкоголем, кто освободился из мест лишения свободы (это система мер превентивного характера). В числе технологий общесоциального контроля – система мер по оказанию помощи лицам девиантного поведения (т.е. это уже не профилактика, а состоявшиеся девианты). Это – создание домов-приютов временного содержания для тех, у кого возникли конфликты в семье; увеличение числа обществ и групп взаимопомощи, содействующих избавлению от алкогольной или наркотической зависимости («Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы» и т.д.); создание организаций и служб социальной помощи (наркологической, суицидологической), служб реабилитации лиц, оказавшихся на обочине общества; развитие сети негосударственных лечебно-профилактических учреждений по профилям основных видов девиантности; умеющие уменьшение практических возможностей для совершения преступления (патрулирование, охрана, освещение улиц); оказание помощи жертвам преступлений (государственная помощь, моральная и материальная поддержка); развитие системы психологической помощи преступникам, которая должна включать в себя семейное консультирование, использование механизмов психотерапии.

 

Специальные технологии (меры) или  технологии специального (индивидуального) контроля – это меры индивидуального воздействия. Они, в первую очередь, опираются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках; психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу «групп риска», анализу работы «телефонов доверия» и т.д. Это уже работа психологов, социальных педагогов, социальных работников.

Как правило, вначале девиантное поведение  немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать  требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно  определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.

2. 3. Основные факторы социального контроля:

 

· Методы и средства  социального  контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального  контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

 

· Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит  личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

 

· Создание гибкой и разветвленной  системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные  и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации  по принципу “самопомощи” (группы анонимных  алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).

 

· Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения). Создание ”институтов согласия” и “институтов посредничества”, которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на “изделия” черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.

Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями “социального дна”: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.

Наркомания и алкоголизм  как  виды девиантного поведения. В Казахстане проводят ряд мер для профилактике юных наркоманов и алкоголиков. Процесс  наркотизации подрастающего поколения  требует адекватной его масштабам реакции со стороны общества и государства, в том числе социальных служб. Антинаркотические меры можно подразделить на:

 

1) профилактические, предупредительные;

2) лечебно-реабилитационные;

3) организационно - управленческие;

4) законодательные.

Существует несколько концептуальных моделей профилактической, пропагандистской и просветительско-воспитательной, антинаркотической деятельности. Модель морализирования основана на утверждении  греховности и безнравственности  одурманивания, противоречащего религиозным постулатам. Модель запугивания построена на эксплуатации идеи опасности потребления наркотиков. Познавательная (информационная) модель предлагает взвешенную информацию о риске, с которым связано их потребление. В поведенческой модели много внимания уделяется выработке с помощью специального тренинга навыков принятия решений, направленных на преодоление трудных ситуаций, проблем общения и проблемы отказа от потребления наркотиков, несмотря на давление своего окружения. В рамках аффективно-просветительской модели помимо знаний формируются убеждения, оценки, эмоциональные отношения к потреблению наркотиков, с потенциальными потребителями проводится работа по формированию у них чувства самоуважения, системы личностных ценностей, в которой нет места наркотикам. Модель укрепления здоровья поощряет развитие альтернативных привычек (спорт, активный досуг, здоровый образ жизни, режим труда и т.п.), которые могут служить хорошей «заменой» наркотикам [2].

Каждая из этих моделей имеет  свои преимущества и недостатки, в зависимости от условий их применения и характера решаемых проблем. Все они важны и эффективны лишь тогда, когда применяются адекватно и в комплексе.

 

В целом же профилактические меры предполагают:

формирование у подростков и  юношей адекватного отношения к наркомании (наркоман - это неприятно, тягостно для окружающих; это опасно для самого человека, для общества и т. п.);

- тренировку навыков преодоления  внешнего давления, имеющего целью  вовлечение, приобщение к употреблению  наркотиков (умей противостоять чужому нажиму, сказать «нет», быть независимым и т.д.);

-  развитие у ребенка, подростка,  юноши определенных, личностных  качеств (уважение к себе, осознание  своей уникальности, умение говорить  о своих трудностях и просить  помощи  и т. д.);

-  формирование навыков ведения  здорового образа жизни. 

 

Введение профилактической антинаркотической  работы, базируется на следующих принципах:

 

- системность - учет в профилактической  работе всей совокупности личностных  и социальных факторов, определяющих готовность молодых людей как к реализации безопасного поведения, так и поведения рискованного, девиантного в их взаимосвязи и взаимодействии;

- парциальность (лат.—часть) - представление  о воспитании антинаркотической  устойчивости как о части общего воспитательного  процесса,  направленного  на  формирование психологических основ поведения, обеспечивающего устойчивость в отношении всей суммы факторов риска;

- проблемная адекватность - максимальное  отражение в содержании профилактических  мер реальных жизненных проблем, актуальных для данной, конкретной возрастной группы и имеющих непосредственное отношение к возможному приобщению представителей этой группы к наркотикам (в данном городе, районе, микрорайоне, школе, дворе и т.п.);

- когнитивная адекватность (лат.-познаю) – обязательное соответствие  содержания  просветительских,  пропагандистских материалов и методических приемов, языка общения с объектом профилактики его интеллектуальному развитию, особенностям возрастной психологии восприятия и усвоения материала;

- наркологическая  адекватность - учет  местной, «родной» наркологической  «культуры», т. е. типичных для  региона форм потребления различных  наркотиков, видов «любимых», распространенных  веществ, действующих механизмов  вовлечения подростков, юношей в их потребление, особенностей общественного мнения в отношении к наркотизации и наркоманам;

Информация о работе Девиантное поведение