Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:43, курсовая работа
Социальный работник по самому содержанию своей деятельности имеет дело с разными людьми, в том числе с теми, чье поведение не соответствует социальным нормам. Кроме того, многие социальные службы сориентированы на работу «групп социального риска»: бомжами, лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью. Социальная работа с людьми, чье поведение характеризуется как отклоняющееся (девиантное), имеет свою специфику, и требует определенных знаний в области социологии, медицины, психологии.
Актуальность курсовой работы: рассмотреть девиантное поведение молодёжи как социальную проблему и чтобы предотворить эту глобальную проблему мы предлагаем пути решения.
Введение 1
Девиации в структуре системы социальной работы 3
1.1 Основные подходы к объяснению девиантного поведения 3
1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения 9
2 Девиантное поведение молодежи как объект социальной работы 15
2.1 Распространенные виды девиантного поведение в современном обществе 15
2.2 Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения 20
2.3. Основные факторы социального контроля: 23
Заключения 28
Список литературы 29
Все эти причины можно отнести к объективным причинам появления девиаций. Но есть и субъективные. Личность формируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций. Если общественные нормы относительно стабильны, то жизненные ситуации, опыт человека более изменчивы и разнообразны. Поэтому в сознании личности могут быть (содержаться) определенные «дефекты»: незнание некоторых норм из-за отсутствия информации, неправильное понимание правовых и нравственных принципов, пренебрежение социальными нормами.
Существуют и иные классификации отклоняющегося поведения подростков и юношества. Одни авторы подразделяют его на:
1) реактивно обусловленное (побеги, суициды), обычно имеющие в своей основе психотравмирующую ситуацию;
2) вызванное низким моральным
уровнем личности (употребление
наркотиков, алкоголизм, правонарушения),
являющееся следствием
3) обусловленное патологией
Другие рассматривают девиации в двух основных направлениях:
1) по форме проявления нарушения
– делинквентность, побеги
из дома, бродяжничество, ранняя
алкоголизация, сексуальные
2) в отношении причин, факторов,
мотивов, лежащих в их основе,
- биологические факторы, а
также социально-
Итак, всякое поведение, которое вызывает
неодобрение общественного
В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.
Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.
Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.
Теория аномалии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения американцев к такой цели, как достижение богатства.
Первый тип поведения — «
Второй тип девиантного
Третий тип — «ритуализм» — предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мнению Мертона, у представителей низшего слоя среднего класса. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.
Четвертый тип — «ретретизм» — предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.
Пятый тип — «бунт» — предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.
Известный социальный антрополог Я. Линтон
ввел понятия модальной и
Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они — основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».
Для практики социально-педагогической работы важно выявить причины девиантного поведения лиц, страдающих различными формами социальной патологии (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и др.).
Факторы девиантного поведения образуют сложную систему. При этом надо учитывать, что все факторы взаимосвязаны, взаимодействуют.
Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:
Одной из общих, макросоциальных причин, детерминирующих в настоящее время девиантное поведение, являются те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализации», т.е. его (общества) неустойчивость, «промежуточность», «переходность». Общая экономическая и социальная нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей объективно приводят к усилению социальной девиации.
Вторым актуальным источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство, весьма существенные различия в реальных возможностях удовлетворения потребностей, зависящие прежде всего от социальной позиции (положения) индивида и общественной группы, их места в социальной структуре. Разрыв в возможностях удовлетворения не только витальных (необходимых для поддержания жизненных сил), но, что для нашего предмета особенно важно, собственно социальных потребностей: в престиже, статусе, самоутверждении и др., не может не порождать протестных реакций, принимающих форму девиантного поведения. Причем, как показывают многочисленные исследования, главным в генезисе девиантного поведения является не сам по себе уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, а степень, масштаб различий, «разрыв» в возможностях их удовлетворения. Международный опыт свидетельствует, что социально приемлемым уровнем так называемого «децильного коэффициента» (разрыв в уровнях дохода 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) является отношение 4-6 к 1. В Казахстане разрыв в 1999 г. составил 11 раз, тогда как в дореформенные годы – 4 раза [3]. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
Существенное влияние на распространенность
девиантного поведения
Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Немаловажным фактором усиления девиантного поведения выступают правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к закону, правоохранительным органам и их представителям.
Ослабление воздействия
Для практики социально-педагогической работы не менее важно знание и микросоциальных факторов, которые могут способствовать появлению девиации в молодежной среде.
К микросоциальным факторам обычно относят три основные сферы жизнедеятельности подростка и юноши: семью, школу и референтную группу сверстников, к которым на определенном возрастном этапе прибавляются армия, место работы.
В сфере семейного воспитания неблагоприятным фактором могут быть такие стили воспитания как гиперопека и гипоопека, характерными признаками которых в первом случае выступает избыток, чрезмерность внимания к воспитуемому, во втором - его недостаточность. В семье могут формироваться два типа делинквентности - агрессивно - защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй - при воспитании по типу «кумира семьи».
Агрессивно - защитный тип делинквентности характеризует молодых людей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером: они драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации.
Оппозиционный тип делинквентности характерен наличием у ребенка превратных представлений о себе, о своих правах и обязанностях, упрямства, повышенной обидчивости, конфликтности в отношениях с окружающими, стремлении выделиться, показать себя, командовать, демонстративным отвержением общепринятых ценностей.
Фактор семьи сказывается не
только по стилю воспитания, но и
по линии «благополучная-