Особенности формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей становления гендерной и личностной идентичности детей дошкольного возраста.
Объект исследования - гендерная идентичность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста, факторы, влияющие на процесс ее становления.
Гипотеза исследования - особенности становления личностной идентичности детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту проявляются в увеличении ее осознанности, структурированности, дифференцированности и удлинении временной перспективы, при этом усиливается взаимосвязь между отдельными компонентами в ее содержании, прежде всего, между адекватностью и дифференцированностью в представлении и оценке себя. Существенную роль в развитии этих тенденций играют уровень развития мышления и социализированности детей.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести поиск и апробацию методик, направленных на диагностику уровня развития мышления, социализации, личностные качества детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать особенности содержания личностной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить возрастную динамику развития гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ влияния различных факторов на становление гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
I. Понятие и формирование гендерной идентичности……………………………………….5
1.1. Понятие, происхождение и формирование гендерной идентичности.………………....5
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.………………………………8
II. Гендерный вопрос: комплексный подход гендерной компетенции воспитателей, родителей и системы образования в целом…………………………………………………...12
2.1. Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на их
гендерную идентичность………………………………………………………………………12
2.2. Формирование у родителей гендерной компетентности………………………………..18
2.3. Гендерное образование детей старшего дошкольного возраста…………………………22
III. Методика формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………………………………. 30
Приложение………………………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

гендерная идентичность у детей 1.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Гендерный вопрос: комплексный подход  гендерной компетенции воспитателей, родителей и системы образования в целом.

 

2.1. Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на их гендерную идентичность.

 

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у воспитателей и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая позволит им нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации дошкольного образования.

Под гендерной компетентностью мы понимаем информированность педагога относительно того, что понятие гендер охватывает круг психосоциальных и социокультурных характеристик, ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определённой культуры. Гендерная принадлежность характеризуется «мужественностью» - формами поведения типичными для мужчин, или «женственностью» - формами поведения типичными для женщин.

Гендерная компетентность педагога предполагает овладение им организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность (психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или будущей женщиной).

В настоящее время в процессе профессиональной подготовки воспитатели не получают специальных знаний по проведению этой работы с детьми. Поэтому первоочередной задачей, является проведение с коллективом сотрудников работы по повышению их квалификации на тему: «Психолого-педагогические условия воспитания и развития мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на формирование у них гендерной идентичности».

Вместе с тем, опыт показывает, что для того, чтобы у воспитателей появляется гендерная компетентность, ограничиться проведением курсов нельзя. Сложная и многоплановая проблема воспитания детей с учетом их гендерных особенностей требует развернутой системы работы с коллективом. При проведении этой работы следует уделить особое внимание вопросам, связанным с развитием профессионального мышления воспитателей и добиваться видение ими проблемы в широком социально-педагогическом контексте. Поэтому для работы с коллективом необходимо использование широкого спектра социокультурных, социально-педагогических и педагогических средств.[12, с. 512 ]

Особый интерес в работе с педагогами по вопросам воспитания детей с учетом их гендерных особенностей представляет изучение данного направления в народной педагогике. С этой целью старший воспитатель осуществляет подборку специальной литературы, а также рекомендует воспитателям и специалистам подготовить сообщения по вопросам воспитания девочек и мальчиков, исходя из личного опыта, известным им национальным и религиозным традициям. Например, воспитание девочек и мальчиков в соответствии с христианскими и мусульманскими традициями и т.п.

Заслушав и обсудив выступления очень важно обратить внимание на то, что в педагогике разных народов при воспитании девочек и мальчиков дошкольного возраста много общего и полезного для современной семьи. Полученную информацию воспитатели могут представить на стендах для родителей и использовать при взаимодействии с ними.

При проведении работы с коллективом важно помнить, что работа по повышению квалификации сотрудников по данному направлению должна осуществляться постоянно и включать систематическую работу с научно-методической литературой.

Начать эту работу желательно с изучения данного пособия «Девочки и мальчики 5-6 лет в семье и детском саду». Результатом этой работы может быть коллективное обсуждение прочитанного, проведение деловых игр и семинаров-практикумов, что позволит педагогам лучше понять особенности нового направления работы с детьми и осознанно относится к другим публикациям по вопросам гендерного воспитания детей.

Эффективным средством вовлечения педагогического коллектива в работу по самообразованию и чтению научно-методической литературы, является проведение коллективных обсуждений прочитанного. С этой целью целесообразно не реже одного раза в месяц проводить обзор прочитанной литературы, ее обсуждение и побуждать педагогов к использованию полученной информации при определении содержания, форм и методов воспитания, обучения и развития мальчиков и девочек 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении и семье с акцентом на гендерную идентичность ребенка.

В результате проведения этой работы в методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения должна быть подготовлена картотека с краткой аннотацией, организована выставка литературы и оформлен стенд с аналитическими материалами по вопросам содержания, форм и методов работы с детьми 5-6 лет с учетом их гендерных особенностей.

Опираясь на аналитические материалы, полученных в результате изучения пособия «Девочки и мальчики 5-6 лет в семье и детском саду» и анализа литературы, воспитатели и специалисты разрабатывают свои планы воспитательно-образовательной работы с детьми и постепенно реализуют их на практике. Полученные практические результаты коллективно обсуждаются.[10, с. 152]

При проведении работы по повышению квалификации сотрудников, желательно особое внимание уделить вопросам использования в обучении девочек и мальчик трех типов мотивации: (личной заинтересованности, взаимодействия со взрослым и игровой)

Необходимость в этом обусловлена возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, у которых только недавно сформировалась произвольность психических процессов (воли, памяти, внимания, восприятия) и они учатся в «чистом» виде принимать учебную задачу. Кроме того, по уровню социально-личностного развития мальчики отстают от девочек на 1,5 - 2 года и в силу этого им трудно включаться в общую работу. Для того, чтобы предоставить девочкам и мальчикам равные возможности в обучении, педагоги могут использовать три типа мотивация.

К первому типу мотивации относится мотивация личной заинтересованности. Этот тип мотивации эффективно стимулирует детей к деятельности, потому что девочкам и мальчикам предлагается сделать что-нибудь для себя: для игры, в подарок родным и близким и т.п.

При использовании мотивация личной заинтересованности обязательным условием является абсолютное право ребенка на продукт его деятельности.

Ко второму типу мотивации относится мотивация общения детей со взрослым. Этот тип мотивации эффективно стимулирует детей к деятельности только в том случае, если педагог сумеет убедить девочек и мальчиков, что без их помощи он не сможет выполнить ту или иную работу: определить, какие виды транспорта изображены на картинке, рассортировать овощи, фрукты и грибы и т.п.

К третьему типу мотивации относится игровая мотивация. Этот тип мотивации эффективно стимулирует девочек и мальчиков к деятельности только в том случае, если в содержание игровой мотивации включены способы построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Рассмотрим методику работы с детьми с использованием игровой мотивации более подробно.

Обучение воспитателей методике работы с детьми с использованием игровой мотивации.

В результате специального изучения было установлено, что девочки 5-6 года жизни проявляют больший интерес к рисованию, чем мальчики. В настоящее время ученые не могут точно ответить на вопрос, с чем это связано. Возможно, это связано с тем, что кисть руки мальчиков развивается медленнее, чем у девочек и отстает в своем развитии на 1,5 года.

Вместе с тем, педагоги, психологи и физиологи считают, что дети старшего дошкольного возраста должны обязательно самостоятельно рисовать.

Во-первых, для детей этого возраста рисование является синкретичным видом деятельности, органично объединяющим в одно целое игру и речь и влияющим на общее развитие ребенка.

Во-вторых, именно в этом возрасте у детей закладываются основы рисования как художественной деятельности. Следовательно, от степени развития у детей самостоятельности в рисовании зависит своевременное развитие у них творчества и дальнейшее его совершенствование на других возрастных этапах.

В-третьих, педагоги и психологи считают, что сформированные именно в этом возрасте практические навыки, интерес к рисованию и привычка занимать себя полезной деятельностью оказываются очень прочными и при разумном подкреплении сохраняются на всю жизнь путем переноса на новые жизненные ситуации.

Но, как добиться того, чтобы не только девочки, но и мальчики старшего дошкольного возраста проявляли интерес к рисованию, ведь воспитание детей с учетом их гендерных особенностей предполагает создание равных возможностей для развития детей обоего пола?

В результате специального психолого-педагогического исследования (Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон) было установлено, что интерес к рисованию, независимо от пола ребенка, возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым. В основу данной технологии авторами положен следующий принцип: методы и приемы, которые будут использоваться при обучении детей 5-6 лет рисованию, должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Общеизвестно, что в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покатать машину, разгрузить или загрузить ее, покормить куклу, уложить ее спать и т.п.). Следовательно, при обучении девочек и мальчиков 5-6 лет игровая мотивация должна использоваться с учетом развития игровых действий детей, а также с прямым включением игровых действий в процесс обучения: нарисовал мальчик дорогу, а затем «проехал» по ней на маленькой игрушечной машине; «загрузил» машину, нарисовав в кузове то, что она перевозит; слепил из глины или пластилина печенье – «покормил» (понарошку) игрушку, которая находится рядом и т.п.

Если у ребенка возникает мотивированная взрослым потребность в осуществлении игровых действий и для этого созданы условия (есть изобразительные материалы, с помощью которых дети смогут реализовать эту потребность), то процесс рисования становится осмысленным и интересным. Например, взрослый говорит детям о том, что их игрушечные зайчата проголодались и просят покормить их. Но в группе травы нет и получить ее для зайчат возможно только в том случае, если дети сами нарисуют ее. В результате проведения этой работы у девочек и мальчиков появляется потребность в создании изображения, и они рисуют траву. При этом дети понимают, что выполняют очень важное дело — кормят голодных зайчат. Таким образом, объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением, воспитатели приобретают возможность сделать осмысленным и интересным для девочек и мальчиков 5-6 лет процесс рисования.

Сложность использования игровой мотивации состоит в том, что на каждом возрастном этапе вслед за изменениями способов сюжетно-ролевой игры должна меняться и игровая мотивация. В связи с этим в работе с детьми необходимо:

· одушевлять игрового персонажа, который на занятии будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре;

· использовать различные сюжеты для побуждения детей к более сложным способам построения игры по окончании занятий, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению;

· осуществлять «превращение» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями и т.п.

Информация о работе Особенности формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста