Особенности формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей становления гендерной и личностной идентичности детей дошкольного возраста.
Объект исследования - гендерная идентичность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста, факторы, влияющие на процесс ее становления.
Гипотеза исследования - особенности становления личностной идентичности детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту проявляются в увеличении ее осознанности, структурированности, дифференцированности и удлинении временной перспективы, при этом усиливается взаимосвязь между отдельными компонентами в ее содержании, прежде всего, между адекватностью и дифференцированностью в представлении и оценке себя. Существенную роль в развитии этих тенденций играют уровень развития мышления и социализированности детей.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести поиск и апробацию методик, направленных на диагностику уровня развития мышления, социализации, личностные качества детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать особенности содержания личностной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить возрастную динамику развития гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ влияния различных факторов на становление гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
I. Понятие и формирование гендерной идентичности……………………………………….5
1.1. Понятие, происхождение и формирование гендерной идентичности.………………....5
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.………………………………8
II. Гендерный вопрос: комплексный подход гендерной компетенции воспитателей, родителей и системы образования в целом…………………………………………………...12
2.1. Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на их
гендерную идентичность………………………………………………………………………12
2.2. Формирование у родителей гендерной компетентности………………………………..18
2.3. Гендерное образование детей старшего дошкольного возраста…………………………22
III. Методика формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………………………………. 30
Приложение………………………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

гендерная идентичность у детей 1.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

                                                                                                            

                                                                                                                                   (Табл. 1)

 

    Результаты исследования показали, что у 80% испытуемых детей старшего дошкольного возраста, гендерная идентичность развита и сформирована, а у 20% дошкольников, к сожалению, не до конца.

    Из 14 человек достигших 6 лет участвовало 8 (40%) девочек и 6 (30%) мальчиков. Из них 7 девочек (35%) и 5 мальчиков (25%) ответили на вопросы теста-опросника таким образом, что можно заключить, что у 12 ребят (60%) гендерная идентичность полностью сформирована и они отчётливо понимают половые и гендерные отличия мальчика от девочки. Но у 2-ух ребят всё же не до конца сформирована гендерная идентичность 1 (5%) девочка и 1 (5%) мальчик, что составляет 2 человека (10%).

    Из 8 дошкольников достигших 5 лет участвовало 4 (20%) девочек и 2 (10%) мальчика. Из них 3 девочки (15%) и 1 мальчик (5%) в своих ответах показали, что гендерная идентичность у них несмотря на свой возраст (5 лет) уже сформирована, а у 1-го мальчика (5%) и у 1-ой девочки (5%) всё же пока нет (табл. № 2).

 

 

Возраст детей старшего дошкольного возраста

Гендерная идентичность сформирована

Гендерная идентичность не сформирована

 

Итого:

девочки

мальчики

мальчики

девочки

сформир.

не сформир.

Дети 5-ти лет

3 чел.

(15%)

1 чел.

(5%)

1 чел.

(5%)

1 чел.

(5%)

4 чел.

(20%)

2 чел.

(10%)

Дети 6-ти лет

7 чел.

(35%)

5 чел.

(25%)

1 чел.

(5%)

1 чел.

(5%)

12 чел.

(60%)

2 чел.

(10%)

Итого:

10 чел. (50%)

6 чел.

(30%)

2 чел.

(10%)

2 чел.

(10%)

16 чел.

(80%)

4 чел.

(20%)

 

                                               (Табл. 2)

    Гендерная идентичность у детей дошкольников 6-ти лет развита и сформирована гораздо лучше, чем у детей достигших 5-ти лет. В принципе, это нормальная тенденция развития дошольников.   

    Полученные результаты позволили установить, что у 80% испытуемых (60% в возрасте 6 лет и 20% в возрасте 5 лет) гендерная идентичность развита и сформирована очень не плохо, а у 20% ребят (10% в возрасте 6 лет и 10% в возрасте 5 лет) не развита и не сформирована.

    Я считаю, что 20% дошкольников, у которых не сформирована гендерная идентичность, это только заслуга педагогов-воспитателей и родителей, так как ребёнку с самого детства необходимо объяснить особенности половых отличий между мужчиной и женщиной.  Ещё, я думаю, статистика такова, что дети в этом возрасте (5-6 лет) путают качества, присущие женщине и мужчине. Структура индивидуальности мальчиков и девочек концептуально схожа, но содержательное «наполнение» ее компонентов всё же различно.

    В результате этого можно сделать следующие выводы:

    1. Уникальность гендерных структур индивидуальности детей старшего дошкольного возраста зависит от многих факторов и условий функционирования индивидуальности, условий, способов, средств и механизмов ее формирования.

    2. Гендерные структуры индивидуальности детей старшего дошкольного возраста вариативны и зависят от условий и характера взаимодействия внутренних и внешних условий, от диалектического единства объективного и субъективного, от соотношения основных тенденций развития индивидуальности.

    Я думаю, что вопрос о формировании гендерной идентичности на сегодняшний день является одним из самых важных во всей педагогической системе. И на его обсуждение должно быть выделено время в каждом образовательном учреждении, в детском саду, школе, ВУЗе и т.д., так как эта тема является очень важной и доминирующей для нового поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

    Процесс формирования и развития гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста представляется в виде занятий с определенными целями, направленными на достижение задач конкретной образовательной ситуации.  Основная стратегия психолого-педагогического воздействия на детей определена как проживание заданной темы в игровой форме, что согласуется с принципом ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Следующим принципиальным моментом в организации процесса гендерного образования и развития детей старшего дошкольного возраста является предъявление ситуаций для «проживания». Опорным материалом для этого могут служить неотструктурированные,  неотдифференцированные или диффузные детские впечатления и их микроопыт еждневного общения со взрослыми и сверстниками. Мастерство педагога заключается в методически грамотном использовании опыта детей обоих полов и гармоничное включение его в контекст обучения.

    Гендерная идентичность – осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности; принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака.

    В научной литературе есть очень много примеров исследований динамики гендерной идентичности детей-дошкольников. По сути, это поиск ответа на вопрос о том, как дошкольники становятся взрослыми – юношами и девушками, мужчинами и женщинами, как меняется их индивидуальность, обретая черты соответствующей социальной группы.

С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

    Педагогический коллектив играет важную роль в процессе создания условий для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. Эта мысль должна быть дополнена формулировкой “вне зависимости от пола”. Общество перешагнуло этап советской системы равного “бесполого” образования. Не умоляя ценности того исторического периода, стремительные изменения требуют активного решения социокультурных вопросов, в том числе гендерного образования детей.

    Таким образом, гендерная идентичность – это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Гендерная идентичность – осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности; принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака.[5, с.122]

    Ведущие отечественные исследователи в области психологии детства, анализируя социальные и культурные факторы, определяющие развитие личности наших современников, пришли к выводу, что на этот процесс оказывает существенное влияние гендерная социализация личности. Дошкольный возраст – наиболее сложный и динамичный период становления гендерной идентичности личности. В этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию в результате отказа от одних и принятия других. Изменяются интересы, привязанности, идентификационные образцы, тематика проблемных ситуаций, значимость различных сфер жизни, способы преодоления трудностей.

    Исходя из всего вышеизложенного можно заключить, что гипотеза данной курсовой работы доказана. Так как после проведённой методики О. Г. Лопуховой “Для определения психологического пола личности ребёнка”, практически каждый из испытуемых ребят знает половые особенности и отличия мальчиков от девочек. Каждый ребёнок научился осознавать и правильно оценивать себя, а именно это нам и требовалось доказать.

Литература.

 

1) Бабанский, Ю. Н. Психологические основы гендерной идентичности ребёнка // Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и дополн. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 457 с.

2) Василькова, Ю. В. Психология и педагогика: курс лекций // Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 440с.

3) Дурэйка, Л. I. Здаровы лад жыцця // Навукова-метадычны часопiс № 9 (56) 2004. –Установа“Выдавецтва “Адукацыя i выхаванне”. – Мн.,с. 3-5.

4) Жук, А. И., Казимирская, И.И. Формирование гендерной идентичности // Учебное пособие.-Мн.:Аверсэв, 2003. - 521 с.

5) Кроль, В.М. Психология и педагогика // Учебное пособие для техн. вузов - М.: Высшая школа, 2001. - 319с.

6) Левко, А. И. Гендерные особенности детей // Учебное пособие. – Мн.: УП “ИВЦ Минфика”, 2003. – 341 с.

7) Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии // Учебное пособие. - М, 1980. – 455 с.

8) Курыльчык, Л. А. Здаровы лад жыцця // Навукова-метадычны часопiс № 1 (108) / 2009. Мн.: РУП “Выдавецтва “Адукацыя i выхаванне”Мiнiстэрства Рэспублiкi Беларусь, с 25-27. 

высш. пед. учеб. заведений. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

9) Мудрик, А. В. Гендерный аспект // Учебник для студентов пед. вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр “Академия”, 2000. – 200с.

10) Наумчик, В. Н. Педагогика // Учебное пособие для учителей, воспитателей, студентов пед. высш. учебн. заведений. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2005. – 400 с.

11) Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс // Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 455 с. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

12) Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2003. – 498 с.

13) Сластенин, В. А. и др. Педагогическая психология // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

14) Харламов, И. Ф. Педагогика // Учебник. – 5-е изд. пераб. и доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998.- 560 с.

15) Юркевич, Н.Г., Красовский, А.С. Психология гендерной идентичности // Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999г. – 259 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.

 

Тест-опросник.

 

 

4)      Кто я, мальчик или девочка?                      Мальчик                                 Девочка

             

5)      Чем отличается мальчик от девочки?

а) причёской  

б) поведением      

в) стилем одежды       

 

6)      В какие игры играют девочки?

“Дочки-матери”  “Парикмахер”   “Больница”   “Войнушка”   “Гонки”   “Спасатели”  

                                                                                   

      4)  Девочки мечтают о профессии учителя, врача, воспитателя, парикмахера, продавца, а мальчики – строителя, водителя, инженера, спасателя. Так ли это?

              а) Да                 б) Нет

    

10)  Кем станут мальчики, когда вырастут? 

а) женщинами        б) мужчинами

                              

 

11)  Какая должна быть девочка? 

а) ласковая  б) смелая  в) быстрая  г) нежная   д) хозяйственная   е) отважная

                                                                                   

 

12)  В армии служат девочки или мальчики?

а) девочки            б) мальчики

                           

 

13)  Кто носит брюки и шорты?

а) девочки     б) мальчики

                  

    

14)  Кто из родителей выполняет следующие обязанности: готовит обед, стирает, убирает в квартире и т. д.?

          а) мама         б) папа

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 



Информация о работе Особенности формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста