Особенности формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей становления гендерной и личностной идентичности детей дошкольного возраста.
Объект исследования - гендерная идентичность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста, факторы, влияющие на процесс ее становления.
Гипотеза исследования - особенности становления личностной идентичности детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту проявляются в увеличении ее осознанности, структурированности, дифференцированности и удлинении временной перспективы, при этом усиливается взаимосвязь между отдельными компонентами в ее содержании, прежде всего, между адекватностью и дифференцированностью в представлении и оценке себя. Существенную роль в развитии этих тенденций играют уровень развития мышления и социализированности детей.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести поиск и апробацию методик, направленных на диагностику уровня развития мышления, социализации, личностные качества детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать особенности содержания личностной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить возрастную динамику развития гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ влияния различных факторов на становление гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
I. Понятие и формирование гендерной идентичности……………………………………….5
1.1. Понятие, происхождение и формирование гендерной идентичности.………………....5
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.………………………………8
II. Гендерный вопрос: комплексный подход гендерной компетенции воспитателей, родителей и системы образования в целом…………………………………………………...12
2.1. Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на их
гендерную идентичность………………………………………………………………………12
2.2. Формирование у родителей гендерной компетентности………………………………..18
2.3. Гендерное образование детей старшего дошкольного возраста…………………………22
III. Методика формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………………………………. 30
Приложение………………………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

гендерная идентичность у детей 1.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

    Сегодня наблюдается некая трансформация гендерных отношений в обществе. Образование должно сформировать согласованные действия институтов образования и воспитания в этом направлении, поскольку, безусловно, как важнейший социальный институт оно транслирует основные системы ценностей, норм, ролей от одного поколения к другому. Вместе с тем оно должно чутко реагировать на все социокультурные изменения, предвосхищать актуальные потребности общества, быть готовым ответить на них последовательной и целостной программой.[8, с. 25]

    Образование представляет собой сложнейшую систему, включающую не только субъект и объект образования. Кроме того, это и образовательная активность с её средствами и результатами. По мнению Штылевой, гендерное образование содержит три уровня:

1.       уровень получения информации о проблемах гендера;

2.       уровень формирования ценностного отношения к себе, окружающим и терпимости;

3.       уровень практического научения навыкам взаимоотношения полов.

Гендерное образование должно способствовать установлению взаимодействия между мальчиками и девочками, а также вести к установлению отношений на новом уровне между воспитателем и родителями, к единству действий.

    Гендерное образование предполагает сформированность у воспитателя компетентности в понимании о предназначении мальчиков и девочек в обществе, их будущего статуса, функций и взаимоотношений.

    Воспитатель играет важную роль в процессе создания условий для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. Эта мысль должна быть дополнена формулировкой “вне зависимости от пола”. Общество перешагнуло этап советской системы равного “бесполого” образования. Не умоляя ценности того исторического периода, стремительные изменения требуют активного решения социокультурных вопросов, в том числе гендерного образования детей.

    Способность критического анализа педагога своей деятельности как представителя определённого гендера, а также знания о гендерных особенностях субъектов образовательного процесса может помочь в решении проблемы двойственности влияния традиционного и современного общества на воспитание нового поколения. Поскольку, с одной стороны, посредством СМИ происходит перенасыщение информацией о разрушении устоев традиционной семьи, с другой – понятно, что воспитание семьянина – это залог здоровья человечества, его выживания.

    Гендерное образование также может способствовать преодолению негативных общественных стереотипов, изучению взаимоотношений “взрослые и дети”, сохранению и преобразованию этнокультурных особенностей воспитания девочек и мальчиков, выработке новых концепций гендерного обучения.

    В нашей стране проблемам гендерного образования и воспитания, гендерного равенства и иным вопросам, связанным с гендерной политикой государства уделяется определённое внимание, о чём свидетельствуют государственные и программные документы. Так, Советом Министров утверждён национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2008-2010 гг. (от 03. 09. 2008 № 1286). Это уже третий программный документ, разработанный в целях обеспечения координации государственных органов, общественных организаций в области практической реализации гендерной политики.[6, с. 201]

    Наблюдается практическая реализация задач гендерного обучения. Так, 30 мая 2008 г. в Национальном институте образования состоялся научно-методический семинар “Формы и методы воспитания гендерной культуры и культуры семейных отношений”, где было представлено пособие “Воспитание гендерной культуры дошкольников” соавторов Г. Е. Смотрицкой и Е. А. Коновальчик. Реализуются проекты по раздельному обучению мальчиков и девочек.

    В принципе не стоит идентифицировать гендерное образование с разделением, поскольку гендерное образование шире, решает спектр вопросов и должно опираться на знания в области гендерных различий, социализации, характеристик личности, психологии гендерных отношений.

    В изучении гендерных различий рассматриваются природа различий, их влияние на индивидуальный жизненный путь и самореализацию мальчиков и девочек.

    Гендерная социализация представляет собой процесс усвоения правил поведения, норм, установок, согласующихся с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мальчиков и девочек в обществе. В процессе усвоения социального опыта ребёнок узнаёт, что значит быть мальчиком и девочкой, а потом происходит опредмечивание этого опыта (реализация на практике). Безусловно, к основным социализирующим факторам относятся семья, сверстники, и, конечно же образовательные институты.

    Гендерные характеристики личности включают в себя гендерную идентичность, маскулинные и фемининные черты личности, стереотипы, связанные с типичными моделями поведения мальчиков и девочек.

    Психология гендерных отношений изучает закономерности дифференциации и иерархизации личных и групповых отношений в сфере взаимодействия мальчиков и девочек.

    Гендерный подход в образовании должен быть основан не только на физических различиях между мальчиками и девочками, но на том социальном и культурном значении, которое придаёт этим различиям общество. При гендерном подходе к обучению и воспитанию особенно актуальным является единство действий воспитателя и родителей ребёнка. Данное положение требует взаимодействия с семьями детей для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребёнка как представителя определённого пола, как личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Методика формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

Методика О. Г. Лопуховой для определения психологического пола личности ребёнка.

    Группа как потенциал для изменений оказывается обществом в миниатюре. Она способствует самоутверждению, преодолению страхов и опасений, в ней создается пространство для самореализации и появляется возможность получить обратную связь и поддержку

    Методика О. Г. Лопуховой ориентирована на развитие и рост личностных качеств детей старшего дошкольного возраста. Как правило, в исследовании ставятся задачи формирования представлений о сущности своего и иного пола; развития установок, необходимых для успешного взаимодействия полов; смягчения недоверия между ними; формирования психологических умений и навыков общения мальчика и девочки.

    У детей  дошкольного возраста постоянно складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей.

    Данная программа представляет собой описание методики и результатов исследования содержания, структуры и динамики формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

    Методика позволяет определить основное направление изменений личности ребёнка в старшем дошкольном возрасте, которое заключается в активном формировании и становлении различных видов идентичности с учетом внешних социальных условий и психологических особенностей этапа развития. В целом под идентичностью мы понимаем результат отождествления себя с неким образом. В случаях же гендерной идентичности отождествлением себя с представителем определенного пола. То есть, одним из наиболее значимых компонентов идентичности является когнитивный, в то время как эмоциональный компонент является маркером успешности выбора той или иной идентичности или ошибочности этого выбора. Именно эти особенности и легли в основу нашей исследовательской деятельности

    Методика проводилась по следующему плану: Педагог-воспитатель раздал 20 бланков тестов-опросников каждому из испытуемых детей-дошкольников. На столе у каждого дошкольника находилось по одному фламастеру, в зависимости от пола ребёнка, и бланк теста-опросника. У девочек на столе лежал фламастер красного цвета, а у мальчиков, соответственно, синего цвета. Педагог-воспитатель проводил занятие, основанное на особенностях гендерных отличий между полами. Целью занятия является выявление особенностей формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

   Тесты-опросники составлены на доступном для дошкольника языке. Он состоит из девяти вопросов. После каждого вопроса предложены варианты ответов, а напротив каждого ответа расположен квадратик, в котором дошкольник поставит крестик, когда выберет вариант, который он считает правильным. Каждый вопрос педагог-воспитатель озвучивает в слух, т. к. не все дети в возрасте 5-6 лет умеют читать самостоятельно, а дети, ориентируются по номерам заданного вопроса, фиксируют свои ответы на листе бумаги в нужном квадратике. Рассмотрим по подробнее предложенный тест-опросник:

 

 

Методика формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.

 

Тест-опросник.

 

 

1)      Кто я, мальчик или девочка?                      Мальчик                                 Девочка

             

2)      Чем отличается мальчик от девочки?

а) причёской  

б) поведением      

в) стилем одежды       

 

3)      В какие игры играют девочки?

“Дочки-матери”  “Парикмахер”   “Больница”   “Войнушка”   “Гонки”   “Спасатели”  

                                                                                   

      4)  Девочки мечтают о профессии учителя, врача, воспитателя, парикмахера, продавца, а мальчики – строителя, водителя, инженера, спасателя. Так ли это?

              а) Да                 б) Нет

    

5)      Кем станут мальчики, когда вырастут? 

а) женщинами        б) мужчинами

                              

 

6)      Какая должна быть девочка? 

а) ласковая  б) смелая  в) быстрая  г) нежная   д) хозяйственная   е) отважная

                                                                                   

 

7)      В армии служат девочки или мальчики?

а) девочки            б) мальчики

                           

 

8)      Кто носит брюки и шорты?

а) девочки     б) мальчики

                  

    

9)      Кто из родителей выполняет следующие обязанности: готовит обед, стирает, убирает в квартире и т. д.?

          а) мама         б) папа

                           

 

 

    Данный тест-опросник позволит дошкольнику наиболее точно понять и ответить на самый главный вопрос, Кто он? Мальчик или Девочка?

    Необратимость половой роли и того, что пол «переделать» уже невозможно дети должны осознать к концу старшего дошкольного возраста. Если этого не произойдет, то исправлять погрешности в гендерном воспитании уже трудно. Поэтому для того, чтобы половая идентичность (по Лопуховой О. Г.) как единство переживания и полоролевого поведения к 7 годам была сформирована, работу с детьми надо начинать своевременно. Наиболее благоприятным периодом для начала проведения этой работы является младший дошкольный возраст. В связи с этим данная методика является своевременным и актуальным, так как помогает решить эту сложную задачу. Автор методики уверена, что результатом работы с детьми 5-6 лет, на основе технологий воспитания с учетом гендерных особенностей, предложенных в тесте-опроснике, станет твердая идентификация ребенком  себя с тем или иным полом. Кроме того, руководствуясь данной методикой, родители и педагоги смогут начать работу по воспитанию у девочек кроме традиционно рассматриваемых женских качеств: доброты, приветливости, сдержанности, снисходительности, терпимости и т.п., такие качества, как активность, инициативность, самостоятельность, умение отстаивать свои интересы и т.п.. При воспитании мальчиков, кроме традиционно определяемых мужских качеств, еще и доброту, эмоциональную отзывчивость, чуткость, заботливое отношение к окружающим и т.п.

    Исследование проводилось в детском саду № 82 г. Бреста в старшей дошкольной группе № 13. В нашем исследовании приняло участие 20 человек: из них 12 девочек и 8 мальчиков в возрасте 5-6 лет (табл. № 1). Следует отметить и тот факт, что 70 % группы (14 человек) дети, которым уже исполнилось 6 полных лет, а 30 % (6 человек) группы составляют ребята, которым только недавно исполнилось 5 лет, следовательно на результаты данного теста возможно повлияют возрастные особенности участников.

 

Дети старшего дошкольного возраста

Дети в возрасти 5-ти лет

Дети в возрасте 6-ти лет

девочки

мальчики

девочки

мальчики

4 чел.

2 чел.

8 чел.

6 чел.

Итого: 6 человек (30%)

Итого: 14 человек (70%)

Информация о работе Особенности формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста