Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей становления гендерной и личностной идентичности детей дошкольного возраста.
Объект исследования - гендерная идентичность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста, факторы, влияющие на процесс ее становления.
Гипотеза исследования - особенности становления личностной идентичности детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту проявляются в увеличении ее осознанности, структурированности, дифференцированности и удлинении временной перспективы, при этом усиливается взаимосвязь между отдельными компонентами в ее содержании, прежде всего, между адекватностью и дифференцированностью в представлении и оценке себя. Существенную роль в развитии этих тенденций играют уровень развития мышления и социализированности детей.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести поиск и апробацию методик, направленных на диагностику уровня развития мышления, социализации, личностные качества детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать особенности содержания личностной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить возрастную динамику развития гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ влияния различных факторов на становление гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………………………3
I. Понятие и формирование гендерной идентичности……………………………………….5
1.1. Понятие, происхождение и формирование гендерной идентичности.………………....5
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.………………………………8
II. Гендерный вопрос: комплексный подход гендерной компетенции воспитателей, родителей и системы образования в целом…………………………………………………...12
2.1. Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на их
гендерную идентичность………………………………………………………………………12
2.2. Формирование у родителей гендерной компетентности………………………………..18
2.3. Гендерное образование детей старшего дошкольного возраста…………………………22
III. Методика формирования гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………………………………. 30
Приложение………………………………………………………………………………………31
Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка 5-6 лет в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях.
Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей - старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).
Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только в последствии стали формироваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.
К сожалению, в общих этнографических описаниях многих авторов вопросы о путях и средствах воспитания детей старшего дошкольного возраста ограничиваются лишь отдельными замечаниями. Общественная сторона проблемы детства обычно не становилась объектом специального анализа. Однако при знакомстве с отдельными работами (Никитина Г. А., Семенова Л. И., Волков Г. Н. и др.), в которых раскрываются принципы народной педагогики, становится понятным, как отношение родителей и образцы воспитания влияли на воспитание девочек и мальчиков. Рассмотрим этот вопрос более подробно.[15, с. 478]
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.
Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы.
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.
От девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.
Таким образом, очевидно, что при воспитании детей в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек -- матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.
Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике показывает, что в старшем дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития, как девочек, так и мальчиков. Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом – образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию, как должную.
В то же время, как показывают исследования Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой традиции детской игры с правилами (к каковым относятся и подвижные игры) постепенно утрачивают свои позиции ведущего средства целостного воспитания дошкольников в силу исчезновения коллективного носителя игры – разновозрастной детской группы. Данный факт не может не беспокоить в связи с тем, что именно в подвижных играх проблемы единства духовного и телесного здоровья девочек и мальчиков решались и решаются в органическом единстве.[7, с. 233]
Практически у каждого народа, населявшего территорию Беларуси, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.
В настоящее время, когда многие девочки и мальчики имеют низкую самооценку, страдают от застенчивости - этот опыт народной педагогики имеет особое значение. Становится очевидным, что с одной стороны труд девочки рядом с матерью, а мальчика – рядом с отцом, способствовал тому, что у детей просто и естественно формировалась гендерная идентичность. С другой стороны – заинтересованные в воспитании хорошего работника родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его душевном покое.
Очевидно, что наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Всему свое время и место. Но что мы должны признать, так это то, что в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель, народ-педагог шел в сторону равенства, демократизма и гуманизма.
До сих пор остаются актуальными слова К. Д. Ушинского, считавшего, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Осознание того, что утрата многих прогрессивных народных традиций привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией. [13, с.289]
Вместе с тем, становится очевидным, что многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и родителей, а потому не используется. Поэтому при взаимодействии воспитателей и специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку, которым является народная педагогика. Этот материал можно поместить на стенде, напечатать в газете для родителей, использовать при проведении родительского собрания и т.п. Но современные родители не могут жить только прошлым, поэтому воспитатели в работе с ними должны быть в курсе современных тенденций.
2.3. Гендерное образование детей старшего дошкольного возраста.
В последние годы в Беларуси актуальными и востребованными становятся гендерные исследования, которые затрагивают разнообразные социальные, культурные, психологические проблемы взаимоотношения полов. Данное направление определяет многие теоретические разработки в области философии, социологии, психологии, лингвистики, влияет на политическое, экономико-социальное управление, образование, социальные институты, сферу межличностных отношений и художественное творчество. Гендерная проблематика пронизывает почти все социальные сферы, оказывает действие не только на отдельных индивидов, но и на целые группы людей.[4, с.356]
Небходимость изучения социально-половых вопросов определяется основными направлениями государственной политики в области ослабления гендерной конфликтности, разработки нравственно-культурных основ гендерного поведения. Во многих статьях по педагогике и психологии отмечается дисгармоничность ценностных ориентаций подрастающего поколения, стирание половых различий между мальчиками и девочками. С учётом сложившейся ситуации в Беларуси Министерство образования направляет внимание педагогов на необходимость гендерного воспитания детей.
Специалистам в обасти образования предлагаются следующие основные направления работы по формированию основ гендерной культуры дошкольников:
1. включение гендерного компонента в содержание воспитательных курсов;
2. проведение факультативов и специальных курсов по выбору гендерной проблематики (“Психологические особенности девочек и мальчиков”, “Права человека: гендерный аспект”);
3. организация исследовательской работы дошкольников по изучению гендерных проблем;
4. культурно-массовая работа (преодоление гендерных стереотипов и дискриминации по половому признаку);
5. индивидуальная работа с детьми и их родителями (педагогическое и психологическое консультирование).
Основная идея гендерного подхода в образовании – учёт специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса, в том числе направленность педагогического взаимодействия на формирование гендерной идентичности дошкольников, выбор идеалов и жизненных целей. В процессе педагогического общения воспитатель, выступая агентом гендерной социализации, занимает позицию свободы выбора в возможностях развития индивидуальных способностей и интересов независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостояния традиционным стандартам в отношении полов. Гендерное образование – это осуществление индивидуального подхода к проявлению воспитанниками своей идентичности.